В условиях педагогического колледжа

По своей удивительной способности вызывать в человеке фантазию искусство занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека. А предмет музыки, как никакой другой, располагает возможностями для созидания. Необходимо вызвать у детей такое чувство, когда музыка для них - сама жизнь их души. Эта важнейшая задача современности должна решаться одним из тех взрослых, который вводит детей в мир человеческой культуры, раскрывает тайны музыки, принимает нестандартные решения, умеет творчески мыслить при организации музыкальной работы с детьми - музыкальным руководителем дошкольного образовательного учреждения (далее ДОУ). В связи с этим остро встает вопрос подготовки специалиста данного профиля. Подготовка такого специалиста осуществляется в условиях педагогического колледжа по специальности 050130 «Музыкальное образование». В соответствии с ФГОС третьего поколения в нашем колледже для освоения студентами - будущими музыкальными руководителями ДОУ, начиная с 2012-2013 учебного года, разработаны профессиональные модули, в числе которых и такие как «ПМ.01. Организация музыкального образования детей в дошкольных образовательных учреждениях. МДК.01.01. Теоретические и методические основы музыкального образования детей в дошкольных образовательных учреждениях» и «ПМ.04. Методическое обеспечение процесса музыкального образования. МДК.04.01. Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя музыки и музыкального руководителя». Активно идет подготовка контрольно-оценочных средств.

Наше время - это время перемен. Интеграционные процессы в области практико-ориентированного профессионального образования вызвали необходимость построения такого образования, которое направлено на достижение общих и профессиональных компетенций. Сегодня в контексте определения ведущих компетенций педагога-музыканта выявлены и исследованы, прежде всего, такие как, личностно-профессиональные качества, личностно-профессиональная позиция, профессиональное мышление и самосознание, музыкальность, музыкально-педагогическая интуиция, эмпатия, артистизм. Именно данные компетенции являются сегодня и критериями профессиональной готовности будущего музыкального педагога к его профессиональной музыкально-педагогической деятельности.

Среди методических и технологических компетенций можно выделить получение практического опыта использования в работе с детьми дошкольного возраста современных педагогических технологий музыкального образования, что успешно решается в ходе организации музыкально-педагогической работы при прохождении студентами практики в ДОУ. Кроме того, на базе дошкольных учреждений организуется и проведение опытно-практической деятельности студентов как части выпускной квалификационной работы. Так, выпускница колледжа, студентка 5 курса Сахипова Розалина при прохождении практики в детском саду и при проведении опытно-практической работы столкнулась с проблемой организации хороводных игр с детьми. Было очевидным, что воспитатели не побуждают детей к хороводным играм в самостоятельной деятельности, недостаточно формируют у них для этого умения, не используют хороводную игру как средство творческого развития ребенка. Хороводная игра вызывала наименьший интерес детей среди других видов игр. Поэтому, при написании выпускной квалификационной работы «Хороводная игра как средство развития музыкального творчества дошкольников», выпускница обратилась к изучению педагогической литературы. Большую помощь в этом ей оказало пособие Гогоберидзе А.Г. и Деркунской В.А. «Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста» в рамках программы «Детство». Среди большого арсенала педагогических технологий, представленных в пособии, была выделена «Педагогическая технология художественно-творческого развития старших дошкольников в хороводных играх». Причем, в качестве музыкального репертуара были выбраны башкирские народные игры-хороводы. В помощь музыкальным руководителям и воспитателям было разработано методическое пособие «Хороводные игры для детей». Проведенная работа с использованием данной педагогической технологии художественно-творческого развития старших дошкольников в хороводных играх способствовала развитию у детей творческих сочинительских умений по созданию новых игр, активному использованию хороводных игр в повседневной жизни, обогащению самостоятельной музыкальной деятельности детей.

Таким образом, основное направление подготовки молодого специалиста должно быть направлено на становление опыта целостного системного видения профессиональной деятельности, активного действия в ней, решения новых проблем и задач.

Литература:

1. Гогоберидзе, А.Г. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие / А.Г.Гогоберидзе, В.А.Деркунская. - ООО ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. - 656с.

2. Скопинцева, О.А. Развитие музыкально-художественного творчества старших дошкольников: рекомендации, конспекты занятий /О.А.Скопинцева; под. ред. Г.В.Стюхиной. - Волгоград: Учитель, 2011. - 111с.

Кравец Г.В.

РОЛЬ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА И МУЗЫКИ В ПРОЦЕССЕ ИНТЕГРАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ И ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ

Традиционная система обучения в вузах являлась академической (с преобладанием репродуктивных методов и дефицитом методов активного социально-психологического обучения), в которой уделялось явно недостаточное внимание личностному развитию студентов. В настоящее время сложились благоприятные условия для использования инновационных идей в вузовс­ком обучении, которые определяются позитивными тенденциями в мировой практике высшей школы, позволяющими реорганизовать преподавание и саму учебную деятельность студентов. Компетентностный подход преодолевает традицию рассмотрения личностного роста и профессионального развития как автономных психических процессов. Доказано, что успешность в работе и удовлетворенность ею человеком определяются перспективами и уровнем его развития как личности, а не только соответствием отдельных его качеств требованиям профессиональной деятельности.

Основная образовательная тенден­ция на сегодняшний день состоит в переходе от преимущественно информативных форм к актив­ным методам обучения и развития личности. Этим требованиям отвечают социально-психологические тренинги как специфичес­кая, необычная, нестандартная форма учебных занятий. Вслед за О.В.Евтиховым [1] групповой психологический тренинг мы рассматриваем как метод преднамеренных изменений человека, направленных на его личностное и профессиональное развитие через приобретение, анализ и переоценку им собственного жизненного опыта в процессе группового взаимо­действия.

При этом понятие «жизненный опыт» понимается в са­мом широком смысле. «У каждого человека свой жизненный путь. Каждый из нас является носителем собственного опыта. И то, кем мы являемся в настоящий момент, во многом определяется той событийностью, с которой каждый из нас встречался на своем пути, тем, как к ней относился, как на нее реагировал и как относился к собственной реакции», - пишет О.В.Евтихов [1,с.17]. Иными словами, человек как личность и профессионал в совокупности его представлений о себе и окружающем мире является результатом его личного опыта взаимодей­ствия с этим миром. Возможность работы непосредственно с опытом позволяет использовать психологический тренинг в качестве важного метода профессиональной подготовки.

Психологический тренинг позволяет работать с личнос­тью, затрагивая глубинные внутренние структуры, трудно подда­ющиеся коррекции другими методами. При этом хорошая работа опытного ведущего в личностно ориентированном психологичес­ком тренинге заключается не столько в развитии личности, сколь­ко в ее «пробуждении» и активизации. Нельзя изменить человека. Человек меняет себя сам, так или иначе реагируя на ситуации и ощущение собственной успешности или неуспешности в них. Мож­но в этот момент быть рядом с ним, создавать соответствующие условия и помогать ему. Тренинг как структурированное опосредствующее действие закладывает механизм по целенаправленному самосовершенствованию, «стимул, толчок к самосовершенствованию». Значительная часть изменений у участников тренинга возникает после окончания тренинга в рамках совместно созданной самим участником и ведущим зоны ближайшего развития (ЗБР) по Л.С.Выготскому.

Тренинговое воздействие направляется на достижение позитивных изменений участников, повышение степени их «конгруэнтности» с собой и окружающей средой.

К наиболее часто применяемым методам СПТ относятся групповые дискуссии, ролевые игры, специальные упражнения, психодрама и ее модификации, психогимнастика, арт-терапевтические техники, включающие музыкальную терапию, изотерапию, танцетерапию, сказкотерапию, маскотерапию, терапию поэзией… Выбор того или иного методического приема, а также конкретного средства в рамках этого приема определяется следующими факторами: содержанием тренинга, особенностями группы, особенностями ситуации, возможностями тренера. Как правило, все методы многофункциональны, таят в себе возможности одновременного решения комплекса задач и воздействуют на разные модальности, чувственную и рациональную сферу психики человека. Арт-терапевтические методы, или отдельные техники и приёмы, например музыкальный релакс, или элементы танцетерапии, используются мной практически на любом тренинге в работе со студентами ВУЗа.

Арт-терапия - междисциплинарное явление. Она возникла на стыке искусства и науки и вобрала в себя достижения медицины, педагогики,психологии, культурологии, социологии и других дисциплин. Ее методы универсальны и могут быть адаптированы к различным задачам прогрессивной психологической помощи, способствующей формированию здоровой и творческой личности, и реализации на практике ряда функций социализации личности (адаптационная, коррекционная, мобилизующая, регулятивная, реабилитационная, профилактическая).

Использование арт-техник в психологических тренингах ориентировано на следующие результаты: развитие творческих способностей; повышение самооценки и рост самосознания; развитие эмоционально-нравственного потенциала; формирование умения решать внутренние и групповые проблемы; формирование умения выражать эмоции; формирование умения разрешать конфликтные ситуации, снятие напряжения, релаксация; развитие коммуникативных навыков, навыков социальной поддержки и взаимного доверия.

Арт-терапия помогает «включить» особый способ видения событий окружающего мира - способность видеть целое, одновременно воспринимая части внутри целого, связанные между собой и с целым; способность видеть и чувствовать то, что находится непосредственно перед вами, не рассеивая внимание и не обращаясь к словесным понятиям; способность воспринимать мир таким, каков он есть на самом деле.

В моей психологической практике используется весь спектр арттерапевтических практик, среди которых особую роль играет музыкальная терапия, являющаяся обязательным элементом любого тренинга.

Музыка в тренинге имеет следующие эффекты:

- позволяет преодолеть психологическую защиту - успокоить или активизировать, настроить, заинтересовать;

- помогает развить коммуникативные и творческие возможности клиента;

- повышает самооценку на основе самоактуализации;

- способствует отреагированию чувств;

- помогает пережить катарсис;

- развивает эмпатические способности;

- помогает укрепить отношения с психологом и другими людьми, способствует установлению и развитию межличностных отношений;

- повышает социальную активность;

- облегчает формирование новых отношений и установок.

Учитывая все механизмы воздействия музыки на человека, музыкальную терапию можно применять для людей любого возраста, поскольку воздействие музыки на клеточном уровне позволяет говорить о глубинном влиянии на мозговые структуры и на весь организм человека. Поэтому использование музыки во время психокоррекции поможет обеспечить более эффективные каналы связи с телесной сферой участника тренинга и с различными уровнями его сознания.

Музыка способна вызывать многочисленные телесные и двигательные реакции в человеческом организме. Умело используя этот механизм, можно гармонизировать и стабилизировать эмоциональную сферу человека через изменение с помощью музыки его дыхания, сердечно-сосудистой деятельности, мозговой активности.

М.В.Киселева [2] отмечает, что с моторно-двигательной реакцией на музыку связано оживление в памяти прошлого опыта. Музыка является ключом к системам человеческой памяти. Это важно учитывать в процессе психокоррекции, когда возвращение и воскрешение прошлых событий - одна из главных задач. Музыка и речь - это родственные, взаимно влияющие друг на друга знаковые, семиотические виды деятельности. Это позволяет использовать музыку для стимуляции речевого общения. Музыка несет в себе мощное коммуникативное начало, в ней заложены широчайшие возможности общения - это общение с личностью автора, с лирическим героем произведения, а также со всем духовным опытом человечества.

Музыка - это метафора. Метафорический язык понятен любому человеку независимо от возраста. Метафоры позволяют затронуть неосознаваемые переживания клиента и поэтому дольше сохраняются в памяти. В процессе восприятия музыкального произведения действует механизм идентификации личности с «лирическим героем». Это имеет большое значение особенно для ребенка, так как дети активно идентифицируют себя с окружением.

Музыка воздействует на подсознание человека. Музыкальные архетипы предельно обобщены, их понимание не требует специальных знаний и навыков, они имеют генетическую «укорененность» в сознании человека.
Возможно то, что на детское подсознание она действует напрямую. Бессознательные образы, вступая в резонанс с музыкой, усиливаются и тем самым становятся доступными для осознания.

Музыка неизбежно пробуждает у слушателя активную эмоциональную реакцию. Первичные эмоционально-акустические единицы музыкального языка воздействуют на эмоциональную сферу человека. Это облегчает отреагирование чувств во время сеансов психотерапии.

В музыкальном восприятии правое полушарие мозга играет ведущую роль. Положительные эмоции при музыкальном прослушивании требуют высочайшей деятельности психики. Мучительные и неприятные аффекты при этом подвергаются некоторой разрядке, уничтожению, превращаются в свою противоположность, изживаются отрицательные эмоции. Магическому воздействию музыки посвящены следующие поэтические строчки:

Чёт или нечет?

Вьюга ночная…

Музыка лечит-

Шуберт, восьмая…

(Д. С. Самойлов)

Часто групповая музыкальная терапия применяется в комбинации с другими формами арт-терапии - направленной визуализацией, изотерапией, танцетерапией и телесными техниками, сказкотерапией, маскотерапией, игротерапией и другими практиками (опыт использования которых станет предметом рассмотрения следующих статей).

Таким образом, возможности музыки в повышении эффективности социально-психологических тренингов в процессе развития и обучения подрастающего поколения переоценить невозможно, как и её роль в жизни любого человека.

Литература:

1. Евтихов, О.В. Практика психологического тренинга / О.В.Евтихов. - СПб.:Речь, 2004. - 256 с.

2. Киселева, М. В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе/ М. В. Киселева.- СПб.: 2007, «Речь», 2007.- 336 с.

Курапова И.А.

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МУЗЫКА КАК СРЕДСТВО ОПТИМИЗАЦИИ СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА

Функциональная музыка является самостоятельным направлением психопрофилактической работы психолога на предприятии. Под термином «функциональная музыка» понимается применение музыки в профилактике, лечении, повышении эффективности трудовой, учебной деятельности, опирающееся на эмпирические наблюдения физиологов о воздействии музыки на различные системы организма. Сам термин связан с предложенным В.М.Бехтеревым пониманием ее лечебного регулирующего влияния. По его инициативе в 1913 г. было основано «Общество для выяснения лечебно-воспитательного значения музыки и ее гигиены». Функциональная музыка как самостоятельное направление сформировалась к середине 20 века [5].

Изучение эмоциональной значимости отдельных элементов музыки (ритма, тональности) показало их способность вызывать определенные эмоциональные состояния человека. Минорные тональности обнаруживают «депрессивный эффект», быстрые пульсирующие ритмы и консонансы действуют возбуждающе и вызывают отрицательные эмоции, «мягкие» ритмы и консонансы успокаивают. Следует учитывать, что воспринимается в музыке не только мелодия, но и ее смысл, поэтому законченное музыкальное произведение оказывает на человека большее эмоциональное воздействие, чем бессодержательное прелюдирование, состоящее из гамм, аккордов и т.п.

По данным Л.Я.Дорфмана, влияние музыки на эмоциональное возбуждение человека зависит от силы-слабости нервной системы. У «сильных» активация возрастает по сравнению с фоном при любой музыке (медленной и быстрой минорной, медленной и быстрой мажорной), а у «слабых» - при быстрой музыке любого лада. Как показала Л.Р.Фахрутдинова, возникновение эмоции того или иного знака зависит от привычной (для данной культуры) или непривычной музыки. Привычная музыка вызывает в основном положительные эмоциональные переживания (удовольствие, радость, блаженство, счастье) либо печаль, грусть; непривычная музыка - эмоционально-отрицательно окрашенные состояния (апатию, усталость, вялость). Ю.А.Цагарелли показал, что незнакомая классическая музыка снижает эмоциональное напряжение больше, чем знакомая.

Для систематизации представлений о функциях музыки, т.е. целях, с которыми она используется, М.Леви предлагает выделить несколько уровней воздействия музыки на человека (таблица 1).

Таблица 1. Уровни воздействия музыки на человека

Уровень воздействия Цели использования
Биологи ческий - смягчение физического дискомфорта, уменьшение болевых ощущений; - влияние на различные физиологические процессы (кровообращение, дыхание, внутреннюю секрецию, иммунитет и др.); - терапия болезней, повышение эффективности различных методов лечения при комплексном их применении.
Психофизи ологический - преодоление однообразия стимуляции органов чувств; - повышение физической работоспособности; - улучшение функций восприятия, внимания, памяти, сенсомоторных реакций; - повышение уровня бодрствования, преодоление сонливости; - релаксация, ускорение засыпания.
Психологи ческий - улучшение настроения, создание положительных эмоций (тимогенная функция); - снижение тревожности, отвлечение от неприятных мыслей (анксиолитическая функция); - избавление от скуки или пресыщения какой-либо деятельностью; - выявление и отреагирование - внешнее выражение - накопившихся переживаний (функция катарсиса); - изменение состояния сознания, создание ощущений погружения в "другую реальность".
Ценностно-смысловой - воодушевление на выполнение какого-либо дела, способность вызывать энтузиазм и т.п.; - формирование мировоззрения, системы ценностей, направленности личности; - развитие нравственных качеств человека.
Социально-психологический - улучшение способности к общению, повышение контактности, преодоление явлений аутизма; - сплочение, объединение коллектива людей, улучшение их взаимоотношений; - влияние на поведение больших и малых групп.

На сегодняшний день отсутствует четкое разделение смежных понятий: «функциональная музыка», «музыкотерапия», «прикладная музыка», «лечебная музыка». В некоторых источниках «прикладная музыка» и «функциональная музыка» используются как синонимы (Р.Г.Кадыров). Однако первый из этих терминов больше подходит для искусствоведов, а второй - для психологов. Лучинина О., Винокурова Е. все существующие формы использования музыки относят к музыкотерапии. Они выделяют четыре главных направления в данной области:

1. Музыкотерапия как средство лечения физических заболеваний и коррекции физиологического состояния организма.

2. Музыкотерапия в психиатрии и психоневрологии.

3. Функциональная музыка.

4. Музыка в практической психологии и доклинической психотерапии (музыкальная психотерапия).

Так, при некоторых общих чертах сходства, каждое направление базируется на самостоятельных целевых, методических и, в ряде случаев, методологических основах [3].

Сфера воздействия функциональной музыки достаточно обширна - стимуляция психических процессов в разных видах трудовой деятельности; снятие зрительного и слухового утомления; гармонизация и резонансное поглощение производственных шумов; создание положительного настроя на работу и благоприятной атмосферы на рабочем месте; обогащение внутреннего содержания однообразной и монотонной работы; формирование и поддержание оптимальных ритмов трудовых процессов. Всё это способствует повышению производительности труда, предотвращает негативные последствия учебных и производственных стрессов, препятствует развитию переутомления, облегчает формирование навыков саморегуляции при проведении сеансов психологической разгрузки.

Области применения функциональной музыки не ограничиваются условиями производства. Использование музыки в педагогическом процессе также представляет значительный интерес. Например, в целях оптимизации процесса обучения возможно создание специальной аудиовизуальной среды, которая помогает преподавателю, как управлять вниманием и психофизиологическим состоянием учащихся, так и обеспечивать «многоканальную» подачу учебного материала. Для этих целей подбирается подходящая музыка или специально сочиняется композитором, - создаётся музыкальный фон, «который композитор ритмически организует, учитывая постепенное изменение пульса и дыхания (средние показатели) - от состояния бодрствования до состояния релаксации». Такая динамика состояний играет значительную роль, например, в процессе обучения иностранным языкам.

Вообще, в суггестивной педагогике ритм и интонация считаются основными факторами воздействия. Г.Лозановым и Э.Гатевой разработана методика музыкально-художественной организации и презентации учебного материала, и на её основе созданы различные системы обучения иностранным языкам. Среди музыкальных суггестопедических методов следует назвать «мелодраму» (пропевание лексических единиц), релаксационное «погружение» с использованием музыки, пение «художественно-дидактических» песен (закрепляющих пройденный материал или создающих необходимую «настройку» на работу).

Функциональная музыка способна оказывать существенное влияние на физиологические показатели и работоспособность при умственной работе, повышая тем самым эффективность учебной деятельности. Помимо этого музыкальные сеансы приобретают профилактическое значение в стрессовых ситуациях [1]. Результативность сеансов усиливалась, когда музыкальное и светомузыкальной воздействие было использовано в системе эмоционально-волевого тренинга (в сочетании с методами точечного массажа и аутогенной тренировки). Г.Ш.Габдреева и Н.М.Пейсахов при обучении студентов приемам управления психическими состояниями использовали функциональную музыку. Музыкальные произведения подбирались с целью создания определенного функционального фона в начале и конце каждого занятия. Так, в начале занятия студентам предлагается прослушать 5-10-минутную программу успокаивающей музыки, составленную из произведений классики. Поскольку люди приходят на занятия в различном состоянии (раздраженные, усталые, излишне возбужденные), то музыка помогает настроиться на волну занятия, успокоиться, расслабиться, отвлечься от предыдущих дел. Активизация в конце мобилизующей части занятий достигается с помощью тонизирующей музыкальной программы.

Вызывая у человека то или иное эмоциональное состояние, музыка через него влияет на эффективность его деятельности. Например, по данным А.А.Березиной, после специальных музыкальных воздействий производительность работы увеличилась на 30%, а ошибки уменьшились на 21%. В системе НОТ функциональная музыка является одним из самых молодых «инструментов» совершенствования организации труда, и тем не менее в теоретической разработке и практическом использовании ее на производстве в нашей стране имеется немало достижений.

Научная основа возможности и целесообразности применения музыки для стимулирования трудовой деятельности человека состоит в следующем. Во-первых, музыка, вызывая положительное эмоциональное возбуждение центральной нервной системы, тонизирует работу коры больших полушарий путем вовлечения в активную деятельность новых, дополнительных нервных звеньев и снижает загрузку занятых, уже работающих участков. Во-вторых, она способствует положительному ритмообразованию двигательной деятельности организма работающих. Внося разнообразие в воздействие среды и уменьшая монотонность труда, стимулируя двигательную (трудовую) деятельность организма, музыка налаживает ритмичность работы, снижает нервную напряженность, поднимает настроение работающих, облегчая тем самым их труд и повышая работоспособность (А.А. Перроте).

Применение музыки в процессе работы наиболее целесообразно на предприятиях обрабатывающей промышленности, преимущественно в сборочных цехах массового и крупносерийного производства. Особенно эффективно применение музыки на конвейерах и поточных линиях нешумных и малошумных производств, характеризуемых выполнением простых повторяющихся операций, монотонным однообразным трудом [2].

Однако характер зависимости «музыка - эффективность деятельности» определяется многими промежуточными факторами: отношением к музыке, исходным состоянием человека, его индивидуальными особенностями и т.д. Выявлено, например, что даже музыкально подготовленные люди воспринимали в одной трети случаев мажорную музыку как минорную и около десятой части слушателей оценили минорную музыку как мажорную, т.е. бодрую, радостную, веселую (К.Хейнлейн). Кроме того, улучшение настроения и самочувствия человека под влиянием музыки еще не означает однозначного ее влияния на все психические и физиологические функции. Например, возбуждающее влияние музыки может давать двоякий эффект: повышая мышечную силу и быстроту движений, она может вызвать снижение внимания и точности действий (А.О.Костанян). При использовании музыки во время перерывов в работе следует учитывать эффект последействия.

Как показано психологами труда, чаще всего во время работы предпочитается песенная музыка, эстрадные произведения. Нежелательны грустные лирические музыкальные произведения, усиливающие парасимпатическое влияние и ослабляющие тонус симпатического отдела вегетативной нервной системы. Более разнообразной может быть музыкальная программа, используемая во время отдыха. В нее могут включаться сложные музыкальные произведения, арии из опер и т.д. При работе, требующей напряженного внимания, громко звучащая музыка может отвлекать человека от работы. Поэтому функциональная музыка «должна слышаться, но не слушаться». Она должна включаться периодически (в начале рабочего дня, перед обеденным перерывом, в конце рабочего дня). Следует также учитывать, что одна и та же музыкальная программа быстро надоедает, поэтому программы целесообразно периодически (через одну-две недели) менять либо полностью, либо по частям, заменяя музыкальный материал на 15-25% [4].

Таким образом, функциональная музыка - одно из средств рационализации трудовых процессов, непосредственно сопровождающее их в производственной обстановке с целью повышения работоспособности субъектов труда. В основе благотворного влияния музыки на жизнедеятельность организма лежит ее способность вызывать положительные эмоции и стимулировать ритмику деятельности всего функционального аппарата организма, благодаря чему достигается экономичный режим работы нервных центров. В качестве функциональной музыки обычно используют спортивные песни, марши, ритмические танцевальные и эстрадные произведения. Несмотря на благоприятное влияние функциональной музыки на работоспособность, там, где в процессе работы требуется значительная концентрация внимания или присутствует интенсивная умственная работа, функциональная музыка противопоказана. Не рекомендуют ее применять и в сфере умственного труда, хотя возможны отдельные музыкальные передачи в перерывах, а также до начала работы и после ее конца.

Литература:

1. Гильбух, Ю.З. Проблема функциональной музыки в зарубежной психологии / Ю.З. Гильбух, Л.Б. Костюк// Вопросы психологии. - 1971.-№3.- С.162-168.

2. Применение функциональной музыки на промышленных предприятиях. Методические рекомендации НИИ труда. - М.,1974.

3. Лучинина, О. Практическая психология для музыкантов / О. Лучинина, Е.Винокурова. - Астрахань: Изд-во Астраханской государственной консерватории, 2008. - 144 с.

4. Ильин, Е.П. Психофизиология состояний человека / Е.П.Ильин. - СПб.: Питер, 2005. - 412 с.

5. Леонова, А.Б. Психологические технологии управления состоянием человека / А.Б. Леонова, А.С. Кузнецова. - М.: Смысл, 2009. - 311 с.

Лежнина М.В.

ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ В МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

Бурное развитие компьютерных технологий и внедрение их в России в последние годы, наложили определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Поэтому происходящие преобразования в системе дошкольного образования, связанные с компьютеризацией и использованием электронных образовательных ресурсов можно охарактеризовать, как логичный и необходимый шаг

Все возрастающий объем информации, который дети должны усваивать не механически, а осмысленно, требует более совершенных форм, методов и приемов обучения. В улучшении организации учебно-воспитательной работы с детьми и повышении ее качества большую помощь педагогам оказывают электронные образовательные ресурсы. Электронными образовательными ресурсами (ЭОР) называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства [2,32].

Использование электронных образовательных ресурсов повышает мотивацию и познавательную активность учащихся, расширяет их кругозор, позволяет заинтересовать ребенка, применяя принцип наглядности, который способствует активизации непроизвольного внимания, через которое происходит запоминание информации. У компьютера существует способность воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные. Для повышения качества педагогического процесса могут использоваться такие электронные образовательные ресурсы, как презентационные материалы, электронные учебники, обучающие программы и другие. Каждый тип электронных ресурсов в образовательном процессе детского сада решает ограниченный круг специфических задач.

Большое внимание в детских дошкольных учреждениях уделяется музыкально-эстетическому воспитанию детей. Помочь музыкальному руководителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и электронных образовательных ресурсов.

Функции ЭОР в педагогической деятельности музыкального руководителя:

1. Источник (учебной, музыкальной) информации.

2. Наглядное пособие.

3. Средство подготовки текстов, музыкального материала, их хранение.

4. Средство подготовки выступлений.

Использование электронных образовательных ресурсов на музыкальных занятиях помогают решить ряд задач:

- делают музыкальный материал доступным для восприятия не только через слуховые анализаторы, но и через зрительные.

- использование ЭОР существенно расширяет понятийный ряд музыкальных тем, делает доступным и понятным детям специфику звучания музыкальных инструментов и т.д.

- становятся базой для формирования музыкального вкуса, развития творческого потенциала ребёнка и гармоничного развития личности в целом.

Музыкальный руководитель может применять различные образовательные средства ЭОР, как при подготовке к музыкальному занятию, на занятии (при объяснении нового материала, разучивании песен, танцев, повторения, для закрепления усвоенных знаний), так и на праздниках. В работе с детьми для развития этой образовательной области педагогам могут оказать большую помощь мультимедийные презентации.

Презентация - это обучающий мини мультик, это электронная звуковая книжка с красивыми картинками, это отличное пособие рассказать детям об окружающем мире. По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников мультимедийные презентации обладают рядом преимуществ: сочетает в себе динамику, звук, красочное изображение, что значительно улучшает восприятие информации. Наглядность - это ключевое преимущество использования мультимедийных компонентов. Использование анимации и сюрпризных моментов делает педагогический процесс интересным и выразительным [2,54].

При использовании мультимедийной презентации необходимо позаботится о соблюдении санитарно - гигиенических норм: четкое изображение, расстояние до экрана должно быть не менее 50 см.; оптимальная продолжительность для детей 5-6 лет не более 5 минут [2,54].

Подготовка презентаций - серьёзный творческий процесс, каждый элемент которого должен быть продуман и осмыслен с точки зрения восприятия детей. При создании электронной презентации необходимо соблюдать следующие требования:

- определить стиль презентации, подобрать фон;

- обработать и оптимизировать иллюстрации;

- применять звуковые эффекты только в том случае, если они не отвлекают от основного содержания;

- не перегружайте презентацию эффектами анимации.

Презентация может содержать фотографии и творческие работы самих ребят. Необходимо помнить, что материал должен быть доступен для ребёнка и конкретен.

Для формирования и развития у детей устойчивого познавательного интереса к музыкальным занятиям, перед музыкальным руководителем стоит задача: сделать занятие интересным, насыщенным и занимательным. Материал должен содержать в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, вызывающий интерес у дошкольников к учебному процессу и способствующий созданию положительной эмоциональной обстановки обучения, а также развитию музыкальных и творческих способностей.

Музыкально-эстетическое воспитание детей с использованием ЭОР состоит в том, чтобы с детьми работали специалисты:

- знающие технические возможности компьютера и владеющие навыками работы с ним;

- выполняющие санитарные нормы и правила использования компьютера в детских учреждениях;

- знающие этические правила применения компьютера и владеющие методикой приобщения детей к новым технологиям;

- знающие возрастные анатомо-физиологические и психические особенности детей;

- знающие воспитательно-образовательную программу в образовательных учреждениях [1,34].

Таким образом, сегодня применение электронных образовательных ресурсов можно считать эффективным способом передачи знаний дошкольникам, который способствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. Использование ЭОР откроет новые возможности музыкального образования не только для самого ребёнка, но и для музыкального руководителя.

Литература:

1. Методика музыкального воспитания в детском саду: «Дошк. воспитание»/ Н.А.Ветлугина, И.Л.Дзержинская, Л.Н.Комиссарова и др.; Под ред. Н.А. Ветлугиной. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1989. - 270 с.: нот.

2. Сыч, В.Д. Технические средства обучения в детском саду: Кн. для работников дош. учреждений / В.Д.Сыч. - М.: Просвещение, 1989. - 95 с.

Лоскутова Р.Р.

РЕАЛИЗАЦИЯ НАПРАВЛЕНИЯ ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ В ДОУ С УЧЕТОМ НОВЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ

Искусство - явление социальное, его специфика неповторима в других областях человеческой деятельности, поэтому приоритетные цели художественно-музыкального образования лежат в области воспитания духовного мира дошкольников, развития их эмоционально-чувственной сферы, образного мышления и способности оценивать окружающий мир по законам красоты. Для музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста в условиях перехода на новые образовательные стандарты характерна гуманистическая направленность. В центре ее внимания находится решение проблемы личностно-ориентированного образования.

Проведенный нами анализ научных исследований, публикаций, а также результатов практики дает нам возможность сделать некоторые выводы, касающиеся некоторых современных тенденций в развитии дошкольной музыкальной педагогики. Можно указать как на положительные, так и на отрицательные тенденции, наметившиеся в музыкальном образовании современных детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.

Сложный процесс реформ привел к девальвации духовных ценностей в нашем обществе. Негативные процессы, происходящие сегодня в социально-культурной сфере, приводят к слабой реализации воспитательного потенциала музыкального искусства. Житейский, художественный и педагогический опыт показывает, что за количественным благополучием «потребления» музыки скрываются порой сложные противоречия её бытования. Это, например, односторонняя ориентация большинства детей и их родителей на эстрадно-развлекательную музыку, ту, которая составляет небольшую часть огромного мира музыкальной красоты и не требует больших интеллектуальных усилий для постижения. Современные средства массовой информации создали возможность «растворения» музыки в сфере производства, быта, досуга. Становится все труднее воспринимать её как художественное целое. Подобный уровень культуры восприятия формирует поверхностно-потребительский тип музыкальной культуры.

К сожалению, и в практике работы с детьми дошкольного возраста часто используются низкопробные в художественном отношении музыкальные произведения. Отмечается неумение некоторых педагогов-практиков критически оценивать распространяемый опыт педагогической деятельности. Поэтому сегодня как никогда важно привносить эстетическое начало во все области культурно-просветительской деятельности, эстетически организовывать среду, творить по законам красоты.

К положительным тенденциям, на наш взгляд, следует отнести тот факт, что в последние годы среди педагогов-исследователей в значительной мере активизировался интерес к изучению таких проблем, как развитие музыкальных способностей, музыкального восприятия, эмоциональной сферы дошкольников средствами музыкального искусства. Однако, центральной проблемой музыкальной педагогики является сегодня проблема формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста.

Среди положительных тенденций можно отметить также появление основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» и большого количества музыкально-образовательных программ для дошкольных учреждений, предлагающих реальные пути воспитания и духовного развития детей средствами музыкального искусства. Основной акцент в программах делается на развитии творческого потенциала личности. В большинстве программ подвергается переоценке музыкальный репертуар в сторону использования большего количества классической музыки, как более ценной в художественном отношении. Уточняются задачи и содержание музыкального воспитания. Содержание образовательной области «Музыка» направлено на достижение цели развития музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач:

- развитие музыкально художественной деятельности;

- приобщение дошкольников к музыкальному искусству.

Основными задачами музыкального воспитания детей являются задачи духовно-нравственного развития личности, формирования музыкальной культуры, художественно-образного восприятия окружающего мира на основе восприятия музыкального искусства, формирования музыкально-творческих способностей.

Основное внимание педагога должно быть направлено не столько на усвоение детьми умений и навыков, связанных с музыкальной деятельностью, сколько на сам результат общения ребенка с музыкой, на его эмоционально-личностное развитие.

Переосмысливается и роль педагога - сквозь призму его отношения к музыкальному искусству, и построение модели взаимоотношений с детьми в процессе общения с музыкой. Авторы некоторых программ видят реализацию системы музыкально-эстетического развития детей в комплексе с другими областями знаний, с другими видами искусства. Внимание многих педагогов направлено на организацию семейного музыкального воспитания, на установление тесного взаимодействия между детским садом и семьей в целях более эффективного решения стоящих перед музыкальной педагогикой проблем. Внедряются художественно-образовательные программы, разработанные на основе национально-культурных традиций народов России, программы дополнительного образования. В последнее время в связи с переходом на новые образовательные стандарты ведется активная работа специалистов по разработке научных проектов, программ, нацеленных на достижение преемственности в музыкальном образовании между детским садом и школой.

Лоскутова Р.Р.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ДОУ

(НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИН МУЗЫКАЛЬНОГО ЦИКЛА)

Одна из актуальных задач, которая сегодня решается высшей школой, это повышение качества образовательных услуг вуза, способствующих подготовке специалистов для работы в высококонкурентной среде.

Студент и выпускник высшего учебного заведения должен не только получать знания по предметам программы, овладевать умениями и навыками использования этих знаний, методами исследовательской работы, но и уметь самостоятельно приобретать новые научные сведения.

В этой связи все большее значение приобретает самостоятельная работа студентов. Этой проблеме особое внимание в литературе по педагогике, психологии и методике преподавания, обобщается опыт практической работы, изучается бюджет времени студентов, способы рациональной организации и культуры умственного труда применительно к различным дисциплинам вызов разного профиля. Организация аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы в процессе обучения в вузе, формирование умений учебного труда является основой для послевузовского образования и дальнейшего повышения квалификации. Таким образом, в вузе студенты должны получить подготовку к последующему самообразованию, а средством достижения этой цели является самостоятельная работа.

Наша работа была направлена на определение педагогических условий, способствующих успешной организации самостоятельной работы будущих педагогов ДОУ. Мы организовали формирующий эксперимент и убедились, что использование ряда педагогических условий способствует повышению интереса к самообразованию, самовоспитанию и организации самостоятельной работы студентов. На основе этого мы можем утверждать, что выдвинутая нами в начале работы гипотеза о том, что эффективность самостоятельной работы студентов будет выше, если у студентов сформирована потребность в необходимость самообразования и самовоспитания для будущей профессиональной деятельности, подтвердилась как в теоретическом, так и в практическом аспектах.

Самостоятельная работа рассматривается, с одной стороны, как вид деятельности, стимулирующий активность, самостоятельность, познавательный интерес, и как основа самообразования, толчок к дальнейшему повышению квалификации, а с другой - как система мероприятий или педагогических условий, обеспечивающих руководство самостоятельной деятельностью студентов.

Как организовать самостоятельную работу студентов, чтобы она стала действительно самостоятельной, самостоятельным поиском, самостоятельным решением поставленной задачи. Более того, самостоятельной постановкой научных проблем. Именно самостоятельность определяет свободу мысли. Только свободно мыслящий человек ощущает прелесть учения, увлекается учением, с желанием и осмысленно вступает, включается, творчески активно участвует в процессе образования, в образовательном процессе. Учение - это процесс, непрерывный процесс.

В идеале своем образование есть самообразование. Студенту следует составить план самостоятельного прохождения учебной программы в ходе решения своего проекта, в ходе решения поставленных проблем, выявленных актуальных проблем, в той или иной мере ему лично интересных, имеющих в его жизни некое значение, определенный смысл. Самостоятельный человек никогда не будет заниматься вопросами, не имеющими смысла.

Исходя из этих рассуждений, становится ясно, что проблемы организации СРС имеют непреходящее значение. В практике высшего образования часто и из поколения в поколение имеет место бессмысленное переписывание текстов ради пресловутого балла, ради зачета, а не в целях осмысления, понимания, фиксирования проанализированных идей и мыслей.

Самостоятельность в учебной работе способствует развитию заинтересованности студента в изучаемом материале, вырабатывает у него умение и потребность самостоятельно получать знания, что весьма важно для специалиста с высшим образованием. Процесс самостоятельной учебной работы формирует умения и привычку размышлять над содержанием осваиваемой отрасли знания и ее профессиональными задачами.

В практической части работы на этапе констатирующего эксперимента нами был изучен исходный уровень самостоятельной работы студентов. Результаты показали, что для того чтобы самостоятельная работа студента была эффективной, необходимо выполнить ряд условий, к которым можно отнести следующие:

- обеспечение правильного сочетания объемной аудиторной и самостоятельной работы;

- методически правильная организация работы студента в аудитории и вне ее;

- обеспечение студента необходимыми методическими материалами с целью превращения процесса самостоятельной работы в процесс творческий;

- контроль за ходом самостоятельной работы и мерами, поощряющими студента за ее качественное выполнение.

Современные информационные технологии обеспечивают не только доступ к практически неограниченному объему информации, но и позволяют осуществлять ее аналитическую обработку. Таким образом, они представляют одно из средств развития учебной, познавательной и исследовательской деятельности и в сочетании с традиционными технологиями, методами и средствами, обеспечивают условия для обучения грамотного специалиста в любой области.

Самостоятельная работа не самоцель. Она является средством борьбы за глубокие и прочные знания студентов, средством формирования у них активности и самостоятельности как черт личности, развития их умственных способностей.

При правильной организации самоподготовка имеет решающее значение для развития самостоятельности как одной из ведущих черт личности специалиста с университетским образованием и выступает средством, обеспечивающим для студентов:

- сознательного и прочного усвоения знаний по предмету;

- овладения способами и приемами самообразования;

- развития потребности в самостоятельном пополнении знаний.

Таким образом, последовательное, систематическое внедрение в педагогический процесс ПК-технологий и сетевых коммуникаций способно не только расширить существующий арсенал методических средств, но и повысить уровень самостоятельной работы студентов.

Важно отметить, что проведенное исследование не исчерпывает полностью проблемы организации самостоятельной работы будущих педагогов ДОУ. Оно показывает лишь один из путей ее решения, открывая новые перспективы для исследования вопросов активизации самостоятельной работы средствами современных технологий.

Литература:

1. Алпсон, С.П. Успех программного обеспечения // Интеркомпьютер. – 1991. - № 1-2.

2. Архангельский, С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы / С.И.Архангельский. - М.: Высшая школа, 1980.

3. Бабанский, Ю.К. Оптимизация процесса образования / Ю.К.Бабанский. - М., 1977.

4. Бадуленко, Л.Н. О литературе по самостоятельной работе студентов / Л.Н.Бадуленко // Проблемы выбора оптимальной модели учебного процесса. Тез. докл. - Тверь: изд. ТГУ, 1991.

Лоскутова Т.П.

НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА В УСЛОВИЯХ КОЛЛЕДЖА

Одно из наиболее важных мест в воспитательной работе студентов колледжа занимают нравственное и эстетическое воспитание.

Нравственное и эстетическое воспитание студентов младших курсов актуально в педагогическом процессе. В современных условиях необходимо дойти до каждого студента, создать условия для развития индивидуальных особенностей, сформировать в каждом потребность к самовыражению.

Задачей классного руководителя групп нового приема является всестороннее изучение поступающих студентов, особенностей их характера, поведения и воспитанности каждого студента.

Психологи утверждают, что формировать какие-либо качества можно только через деятельность. Творческая деятельность выступает средством интенсивного развития интеллектуальных способностей и личностных качеств обучаемого. Развитие творческих способностей выступает своеобразной гарантией того, что студент сможет ориентироваться и находить решения в нестандартных ситуациях и вопросах профессиональной деятельности.

Главная задача педагога, классного руководителя - создать условия для раскрытия индивидуальности каждого студента, помочь ему реализоваться в учебе, общении, совместной деятельности. Решить эту задачу можно, только насыщая жизнь группы интересными творческими делами.

Литература, музыка, изобразительное искусство являются основой всего многообразия спектра искусств. Музыка как вид искусства способна, используя физическую природу звуков, может воздействовать на душевный мир человека, побуждая раскрывать неисчерпаемое многообразие различных состояний: переживаний, настроений, порывов. Музыка открывает глаза на красоту природы, нравственных отношений. Благодаря музыке пробуждаются представления о возвышенном и прекрасном. Способствовать пониманию музыки, научить использовать ее в своей будущей профессиональной деятельности студентами при создании коллекций одежды является одной из составных частей в работе классного руководителя.

Предлагая свои поиски в области общеобразовательных и специальных дисциплин, студенты, используя новые материалы, перспективное направление моды в одежде, вдохновленные различными видами искусства, смогут создать свои эскизы моделей и коллекции.

Таким образом, нравственное и эстетическое воспитание как педагогический процесс имеют большое значение для воспитания студентов младших курсов групп нового приема, так как они приобретают положительные нравственные черты характера, многие студенты меняют свое отношение к миру, в котором они живут, знакомятся с правилами и нормами, принятыми в колледже, в обществе, учатся лучше понимать друг друга и уважать. Оказывать положительное влияние, занять студентов интересными делами, привить любовь к искусству, к музыке, окружить их вниманием и заботой, пониманием и вниманием в наших силах.

Наши рекомендации