Историческая справка о возникновении и развитии дистанционного образования за рубежом
Прародителем дистанционного образования считается «корреспондентское обучение» – одна из разновидностей обучения, возникшая в Европе в конце XIX века. Появилась регулярная почтовая связь – и студенты стали получать по почте учебники, а также вести переписку с преподавателями. Тогда это была наиболее доступная возможность получения высшего образования для жителей удаленных местностей.
В настоящее время благодаря повсеместному распространению Интернет-технологий стал возможен перенос многих учебных процессов во Всемирную паутину. В Интернете сегодня можно освоить знания школьной программы, получить высшее и дополнительное образование. В общих чертах процесс обучения в Интернете выглядит следующим образом: после заключения договора на обучение и внесения платы обучающийся получает доступ к системе дистанционного образования (СДО) учебного заведения. В СДО размещаются учебные материалы – интерактивные модули, текстовая информация, задачи, тесты. СДО же составляет ученику оптимальный план занятий и прикрепляет личного куратора обучения (тьютора). Он консультирует учащегося по сложным темам и вопросам, проверяет выполнение контрольных заданий и помогает готовиться к тестам и экзаменам. При обучении на различных специализированных курсах студенты обычно сами определяют порядок и длительность изучения предметов и тем. Но вузы иногда устанавливают сроки изучения и даже требуют очной явки для сдачи экзаменов.
Первый в мире дистанционный университет Open University был открыт в Великобритании в конце 60-х годах XX века. При его создании англичане учли опыт российской и американской систем образования тех лет. В первый год число студентов Open University не превышало сотни человек, причем, все они были жителями туманного Альбиона. Для обучения была разработана уникальная литература, записаны аудио- и видеокурсы и специальные телевизионные программы.
В настоящее время среднегодовая численность студентов со всего света, по данным Ореп University, составляет приблизительно 200 000 человек. Учебные материалы размещаются в СДО университета, а также выпускаются на дисках.
К середине XX века в передовых странах мира созрели условия для новой технологии образования – системы дистанционного обучения. Аудиовизуальные средства, телевидение, видеотехника, компьютеры, Интернет, новые технологии записи и хранения информации в виде баз данных – все это позволило обогатить довольно однообразную палитру обучающих средств. Эти новые средства педагогической коммуникации используются в США, Японии, странах Западной Европы не только в школах, но и в вузах для обучения взрослых. Чтобы удержаться на уровне высокого профессионализма, взрослые вынуждены постоянно учиться. Кроме того, конкуренция на рынке труда, кризисные явления в экономике, вынужденные миграции вызывают необходимость приобретения взрослыми дополнительной квалификации.
Во многих высокоразвитых странах учеба взрослых приобрела колоссальные масштабы. В США и Англии она чаще всего реализуется в системе «открытых университетов». В них обучаются люди разного возраста, разного уровня подготовки и даже из разных стран. Возникнув в Англии в 1969 году по инициативе премьер-министра Г. Вильсона, система быстро распространилась в другие страны. К середине 90-х годов XX века в Англии функционировало около 40 учебных заведений подобного типа, куда ежегодно подают заявления около 65 тысяч человек. Новейшая педагогическая технология дала возможность учиться дома в удобное для студентов и учащихся время. Это весьма важно для лиц с ограниченными возможностями.
В Англии программа подготовки студентов включает свыше 130 курсов, многие из которых носят междисциплинарный характер. Профессора выдают ежегодно около 700 тысяч заданий и проверяют их. В ряде случаев используют центральную ЭВМ.
В США аналогичная система образования получила название «электронного университета». Уже много лет используется сеть образования «Эднет», соединяя телевизор с компьютером. Индивидуальные ЭВМ имеют возможность подключения к сети колледжей, технологических институтов и университетов.
Ведущие вузы США, Канады, Японии, Англии, Германии и Франции имеют собственные телекомпьютерные системы, или сети. Новая технология оказалась перспективной и была встречена преподавателями и администрацией ряда университетов с огромным энтузиазмом. В системе ДО студентам предоставляются все необходимые учебники и учебные пособия (иногда в виде видеокассет). Уровень подготовки специалистов достаточно высок и дает право получения квалификации бакалавра, магистра, доктора по искусствоведению, социальным и естественным наукам, по технологиям, математике, педагогике.
Главное в СДО – не просто использование компьютеров и других технических средств обучения, а разработка четких и продуманных обучающих программ, учебников и учебных пособий.
Дистанционное обучение в Европе получило интенсивное развитие в начале 1970-х гг. Именно в это время была создана сеть открытых университетов на базе дистанционного обучения. Испанский национальный университет дистанционного образования Universidad de Education a Distancia, отметивший недавно 20-ю годовщину своего существования, включает в себя 58 учебных центров в стране и 9 – за рубежом.
В Великобритании более 50%. программ на степень магистра в области управления проводится с использованием дистанционного обучения. Лидирующей организацией в этой области является Открытая школа бизнеса Британского открытого университета.
В последнее время в европейском дистанционном обучении все больше используются современные компьютерные и коммуникационные технологии, так что технологическая разница между североамериканской и европейской организацией дистанционного обучения стирается. Вообще, программы электронного высшего образования разрабатываются более чем в 30 странах, включая страны третьего мира. При этом, естественно, остаются различия, вызванные культурными, педагогическими, психологическими и прочими традициями.
Анализ опыта использования новых информационных технологий в школах в разных странах, проведенный специалистами Международного бюро образования ЮНЕСКО, показал, что можно говорить о централизованной и децентрализованной системах. Первая предусматривает национальную или региональную организацию сети, в которой использование информационных технологий увязано с действующей образовательной программой и рассматривается как средство выполнения этой программы. Это обеспечивает контроль рационального пользования сети и производства необходимого программного обеспечения для всех школ, объединенных этой сетью. Такая организация стимулирует контакты школ с университетами и центрами повышения квалификации педагогических кадров и школьной администрации. Централизованная система является результатом соответствующей политики в области образования в регионе или в стране. В децентрализованной системе различные школы произвольно устанавливают контакты между собой.
Хорошими примерами централизованных программ могут служить программы Чили и Китая. Австралия, по мнению специалистов ЮНЕСКО, – одна из наиболее продвинутых стран в плане широкого внедрения информационных технологий, дистанционного обучения в систему как высшего, так и среднего образования. Австралийская территориальная информационная сеть и соответствующая программа обеспечили активное участие, как учителей, так и учащихся в международных проектах. Программа явилась результатом инициативы местных университетов по внедрению Интернета в начальную и среднюю школы. Большое внимание при этом в программе уделено обучению потенциальных пользователей Интернет-технологиям. Особенно ценно то, что программа предусматривает обучение не только пользовательским навыкам, но и методам эффективного использования ресурсов и услуг Интернета, что в значительной мере стимулировало широкое применение Интернет-технологий как учителями, так и учащимися.
В последнее время все большей популярностью стали пользоваться видеоконференции в ДО. Конечно, это относится пока только к системе высшего и поствузовского образования. Так, Образовательная сеть глобального развития объединяет около 50 центров более чем в 40 странах мира.
Интересный опыт использования Интернета в школьном и вузовском образовании, дистанционного обучения имеется в Канаде. Канада не только была в числе первых государств, которые попытались объединить все собственные школы в единую сеть с выходом в Интернет, но и в 1993г. предложила программу SchoolNet, которая связала единой сетью 16500 начальных и средних школ с возможностью выхода на все библиотеки и университеты страны. Перспективность дистанционной формы обучения обусловлена, разумеется, уже накопленным опытом, доказавшим ее эффективность при грамотной его организации.
Некоторые исследователи считают, что при условии качественной подготовки и проведения дистанционная форма обучения может быть даже более эффективной, чем очная форма. Среди несомненных достоинств дистанционной формы обучения часто указывают свободный доступ к огромным массивам информации, что особенно ценно для пользователей, удаленных от научных центров, и создает, таким образом, равные условия в распределении информации между регионами в пределах одной страны, открывая доступ к ценной научной, образовательной информации и для учащихся других стран.