Многократное написание букв сначала через буквенный трафарет (буквы выбиты сквозь медную пластинку), а затем и без него
Благодаря методике Е.Н. Потаповой дети научаются каллиграфически писать, у них повышается орфографическая зоркость и экономится 20--30 часов учебного времени.
13. Охарактеризуйте идеальную модель педагогического общения.
В системе взаимоотношений преобладают дружеские характеристики.
Детей учат не наставления взрослого (педагога), а стиль взаимодействия. Личность педагога, его профессиональное общение, его успех служат ключом к успеху обучения и воспитания детей. А отношения, строящиеся на основе взаимного уважения, равенства, соучастия, веры в способности, дают возможность самореализации и личностного развития каждого из участников.
14. Охарактеризуйте взаимосвязь обучения и развития.
Традиционно принято выделять несколько подходов к решению проблемы соотношения обучения и развития.
1. Обучение и развитие являются независимыми процессами. Обучение – чисто внешний процесс, который не может активно влиять на психическое развитие ребенка. Прежде чем появится возможность чему-то научить ребенка, должны созреть определенные функции. Развитие предшествует обучению, следовательно, обучение просто надстраивается над развитием,
и здесь снимается всякий вопрос о коррекции дефективного развития, активности ребенка и т.п.
2. Обучение и развитие – это одно и то же. Развитие равно обучению. Ребенок приобретает индивидуальный опыт, научается по мере созревания. В этом случае он полностью зависит от той культурной среды, в которой растет, и его можно научить всему, что необходимо взрослому. По мнению У. Джемса и Э. Торндайка, развитие и обучение – совпадающие по времени процессы. Ребенок провозглашается пассивным существом, личностно не включенным в процесс обучения. Он не субъект,
а объект обучения.
3. Обучение идет впереди развития и ведет его за собой. Развитие и обучение – не совпадающие по времени процессы, между ними существует сложная, меняющаяся в течение жизни взаимозависимость. Этот подход характерен для культурно-исторической теории развития Л.С. Выготского. Здесь обучение понимается более широко: как общение, как сотрудничество ребенка и взрослого, в ходе которого взрослый помогает открыть ребенку предметы и способы их употребления. Обучение есть планомерная организация развития ребенка. Обучение – движущая сила развития, побуждает к развитию те процессы, которые без него невозможны. Основная роль обучения – создание возможности овладения собственным поведением.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Основной
1. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология – М., 1997
2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии – М., 1989
3. Волченко Л.Б. Нравственность и этикет. – М., 1976
4. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. для студентов пединститутов/ Под ред. Петровского. - М.: Просвещение, 1979.
5. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. - М., ЧеРо, 1996.
6. Ильясов И.И. Структура процесса учения. М. 1986
7. Информационная технология в университетском образовании. – М., 1995
8. Маркова А.К., Орлова А.Б., Фридман Л.М. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. М., 1983.
9. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М., 1972
10. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. В 2 кн. Кн.1. Общие основы психологии. - М.: Просвещение: Владос, 1994.
11. Основы педагогического мастерства / Под ред. И.Я.Зязюна. – М., 1989
12. Талызина Н.Ф. Теория и практика программированного обучения. – М., МГУ, 1969
13. Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки. – М., 1979
14. Петровский А.В. Введение в психологию. - М.: Издательский центр "Академия", 1995.
15. Психология. Словарь/ под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского.- 2-е изд., испр. и доп.- М,: Политиздат, 1990.
16. Столяренко Л.Д. Введение в психологию: Учебник для вузов. - Ростов-на-Дону, 1995.
17. Таратунский Ф.С., Таратунский Н.Ф. Задачи и упражнения по общей психологии: Учеб. пособие для пединститутов. - Мн.: Изд-во "Университетское", 1988.
18. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М., 1969
19. Якунин В.А. Психология учебной деятельности студентов. М. 1994
Дополнительный
1. Абрамова Г.С. Практическая психология. - М.: Издательский центр "Академия", 1997.
2. Айзенк Г.Ю. Проверьте свои способности. - М.: Педагогика-Пресс, 1992.
3.
4. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. "Внимание: конфликт!" - Новосибирск, "Наука", 1989.
5. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. для студентов пединститутов/ Под ред. Петровского. - М.:Просвещение, 1979.
6. Гамезо М.В.,Домашенко И.А. Атлас по психологии :Информационно-методические материалы к курсу "Общая психология": Учебное пособие для студентов пединститутов. - М: Просвещение, 1986.
7. Гримак Л.П. Общение с собой. - М.: Политиздат, 1991.
8. Доценко Е.Л. Не будь попугаем, или как защищаться от психологического нападения. - Тюмень, 1994.
9. Жариков Е.С., Крушельницкий Е.Л. Для тебя и о тебе. - М.: Просвещение, 1991.
10. Зигерт Р., Ланг Л. Руководить без конфликтов. - М.: Экономика, 1990.
11. Козлов Н. Как относиться к себе и к людям или практическая психология на каждый день. - М., 1995.
12. Корнелиус Х., Фэйр Ш. Выиграть может каждый: Как разрешать конфликты. - М.: Стрингер, 1992.
13. Леви В.Л. Искусство быть собой: Индивидуальная психотехника.- М.: Знание, 1991.
14.
15. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики.- М.: Изд-во МГУ, 1972.
16. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Изд. 2-е, М., Политиздат, 1977.
17. Ломов Б.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. - М.: Педагогика, 1991.
18. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации. - Петрозаводск : Изд-во "Петроком", 1992.
19. Мицич П. Как проводить деловые беседы.- М.:Экономика, 1990.
20. Пиз А. Язык телодвижений: Как читать мысли других по их жестам. - Н.Новгород: Изд-во Ай Кью, 1992.
21. Практические занятия по психологии /Под ред. А.В.Петровского. - М.: Просвещение, 1972.
22. Петровский А.В. Психология о каждом из нас, М.: Изд-во Росс. открытого ун-та, 1992.
23. Богословский В.В., Бочкарева Т.И., Великороднова А.И. Практикум по общей психологии /Под ред. А.И.Щербакова. - М.: Просвещение, 1979.
24. Психология индивидуальных различий. Тексты. // Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я.Романова - М.: МГУ, 1982.
25. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. - М., "Педагогика", 1973.
26. Селье Г. Стресс без дистресса. М., 1982.
27. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т. Т1. - М.: Мир, 1992.
28. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т. Т2. - М.: Мир, 1992.
29. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1988.
30. Линдеман Х. Аутогенная тренировка: Путь к восстановлению здоровья и работоспособности. - М., 1980.
31. Селиванов В.И. Воля и ее воспитание. - М., 1976.
32. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. - М.: Прогресс, 1982.
33. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М., 1994.
34. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение)/ Пер. с англ. - СПб.: Питер-Пресс, 1997.
35. Швальбе Б., Швальбе Х. Личность, карьера, успех. - М.: Прогресс, 1993.