Глава V. Психология подростка и старшего школьника. Внутренняя позиция старшеклассника по отношению к школе формируется из целой системы отношений — к школе как к уч­реждению


Внутренняя позиция старшеклассника по отношению к школе формируется из целой системы отношений — к школе как к уч­реждению, процессу обучения и знаниям, учителям, однокласс­никам. В одной из подмосковных школ десятиклассники на воп­рос: «Какую пользу приносит тебе посещение школы?» — отвеча­ли: «Никакой». («Никакой. В институт я готовлюсь самостоятель­но»; «Школу я посещаю только потому, что так надо! Учиться стараюсь только потому, что мне пригодится...»; «Она мне дает во много раз меньше, чем я смог бы от нее получить»; «Наверное, какую-то пользу и приносит, но я ее не замечаю»; «Великую ра­дость человеческого общения и отдых от родителей...»; «Никакую. Только встречи с учителем литературы меня радуют»; «Какую может приносить пользу сон на уроках?»; «Вижу друзей и подруг» и т.д.) [15, с. 120].

Качественное своеобразие познавательной деятельности под­ростков и старшеклассников заключается в следующем. Если под­росток хочет знать, что собой представляет то или иное явление, то старшие школьники стремятся разобраться в разных точках зре­ния на этот вопрос и составить собственное мнение. Они всегда хотят установить истину. Им становится скучно, если нет интерес­ных задач «для ума». Дать старшекласснику такие задачи — вот воп­рос, который должен волновать учителя.

Если подростка больше интересуют конкретные сведения, то старших школьников сам ход анализа, способы доказательства привлекают не меньше, чем конкретные сведения. Многим из них нравится, когда преподаватель заставляет их выбирать между раз­личными точками зрения, требует обоснования тех или иных ут­верждений; они с готовностью, даже с радостью, вступают в спор и упорно защищают свою позицию.

Вот что пишет старшеклассница Т.Н.: «Да, все-таки главное, что пришло ко мне с возрастом, — желание спорить. Но это не желчная, злобная сварливость, это иное, хорошее, если хотите знать, звонкое и жизнерадостное чувство - спорить. Ведь я по­знаю мир. Это какая-то дотошность, желание до всего докопаться самой. Мне хочется спорить не только с людьми, но и с книгами, с природой. Долой примирение, долой равнодушие! Спор лучше! Ну как не поспорить с учебником, утверждающим, что любовь у Павла Петровича Кирсанова «унизительна, лжива и бесплодна»? Неправда! Это настоящая любовь. Я спорила с учебником, спори­ла с учительницей, спорила с классом, и в конце концов все согласились со мной. Надо понимать и таких однолюбов, как П.П. Это тоже настоящее».

§ 4. Особенности психосексуального развития и полоролевого поведения191

В дискуссиях старших школьников с легкостью возникают да­лекие сопоставления, смелые обобщения, рождаются оригиналь­ные идеи. Возможно, это объясняется отсутствием готовых штам­пов, новизной такого рода умственной работы. Наиболее часто излюбленное содержание споров и задушевных бесед старше­классников — это этические, нравственные проблемы. Они не про­сто влюбляются или дружат, но и обязательно хотят знать, что такое дружба, что такое любовь.

Дискуссия — не только средство познания, но и средство са­мовыражения, условие формирования убеждений. Самостоятель­ность мысли, взглядов формируется в процессе аргументации своей точки зрения. Дискуссия не исключает роли хорошего объяснения учителя — объяснения, которое заставляет думать. Из характерис­тики познавательной деятельности старших школьников видно, что они готовы к тому, чтобы проникать в сущность явлений, раскрывать причины, делать выводы. Это - проявление исследо­вательского отношения к предмету. Процесс их обучения должен все время рассматриваться с точки зрения того, насколько уче­ник готов к самообразованию. Если в младших классах стояла за­дача «учить учиться», то в подростковом возрасте начинается обу­чение «технике» самообразования, а в старших классах установка на то, чтобы «учить учиться самостоятельно», формировать раци­ональные приемы работы с учебным материалом (конспектиро­вание, пользование справочными материалами, работа с книгой, написание реферата, тезисов). Очень важно учить старшеклассни­ков планировать свою работу, выбирать индивидуальный опти­мальный режим дня, рационально использовать свое время, с учетом общей установки на коммерциализацию жизни и деятель­ности в условиях частной собственности и рыночных отношений. Как сохранить в этих условиях коллективизм, гуманизм и другие общечеловеческие ценности - вопрос во многом новый и требует в каждом конкретном случае творческого решения. Не исключает­ся и ваше участие в такой фундаментальной работе.

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Наши рекомендации