В практику дополнительного образования детей
Все образовательные технологии, применяющиеся сегодня в дополнительном образовании детей, можно свести к основополагающим закономерностям:
· необходимо активизиировать детей;
· вооружить их оптимальными способами осуществления деятельности;
· подвести эту деятельность к творчеству;
· предоставить воспитанникам больше самостоятельности;
· развить такие личностные самообразования детей, как самостоятельность, активность, общение;
· постепенно предоставить детям полную свободу в принятии решений.
Особого внимания требует повышение квалификации педагогов: недостаточно показать им как надо работать, нужно организовать поддержку, взаимообучение, развить рефлексивную и креативную практику.
Анализ теории и практики внедрения новых технологий в практику учреждений дополнительного образования детей позволил В.В. Гузееву выявить три группы проблем:
· освоение образовательной технологии педагогами, их подготовка к новому типу деятельности;
· внедрение технологии в практику;
· подготовка детей к работе в условиях новой технологии.
Ведь известно, что если педагогическое новшество противоречит духу учреждения и прежнему стилю работы, то оно будет чуждым и не приживется. Необходимо, чтобы педагог осознал необходимость изменений, начал поиск причин несоответствия имеющегося стиля своей работы и результатов деятельности ребенка.
Наилучшим образом образовательная технология осваивается в том учреждении, где имеется поддержка творчески работающих педагогов администрацией. «Как всякое новое, гуманистически ориентированная педагогика прочно закрепляется только командным способом внедрения, - отмечает Газман О.С. – Он позволяет удерживать новый образец деятельности для всех за счет групповой солидарности, организационной и методической поддержки». Эту мысль развивают В.В. Гузеев и А.С. Сиденко: «Поддержка администрации абсолютно необходима, поскольку освоение образовательной технологии сопровождается целой серией конфликтов. По большей части корни этих конфликтов лежат в сложившихся стереотипах, неоправданных социальных ожиданиях и вошедшей в отечественный менталитет привычке ждать, что жизнь мгновенно улучшится лишь от того, что кто-то заговорил про что-то новое».
В практике дополнительного образования выбор способа решения дидактической и воспитательной задачи обычно предоставляется самому педагогу. Но опыт показывает, что такая творческая задача посильна далеко не каждому по ряду объективных причин, связанных с уровнем профессиональной компетентности, поэтому полезнее и надежнее для будущих результатов задавать педагогам определенную методику (или технологию) относительно целей обучения и воспитания. В связи с этим одной из самых сложных проблем повышения квалификации кадров является обучение педагогов при внедрении современных технологий в образовательный процесс.
Если инициатива в использовании инноваций исходит от самого педагога, то проблем с его обучением не возникает: экспериментатор изучает литературу, общается с коллегами, работающими по-новому, занимается на специальных курсах, посещает проблемные семинары, ведет самостоятельные поиски. Если же совершенствование образовательного процесса – инициатива администрации учреждения, то необходима организация специальной работы, специальное обучение педагогов, в процессе которого методической службой должны быть решены следующие задачи:
1. Мотивация педагогов на освоение новшеств в образовательном процессе, апробацию новых методов и приемов обучения и воспитания детей.
2. Предоставление педагогам всесторонней и актуальной информации о современных технологиях обучения и воспитания детей.
3. Формирование умений применять конкретную технологию или ее элементы в практической работе.
4. Формирование умений проектировать учебное занятий в соответствии с концепцией осваиваемой технологии.
Выработка умений анализировать и оценивать результативность внедрения новой технологии.
Обучение педагогических кадров освоению новых педагогических технологий организуется в следующих формах:
· педагогическая мастерская; · деловая игра; · мастер-класс; · лекция; · семинар; · посещение и анализ занятий; | · учебное занятие; · открытое учебное занятие; · педагогические чтения; · дискуссия; · ярмарка педагогических идей; · консультации; · стажировка. |
Таким образом, обучение педагогов внедрению новых технологий включает в себя теоретическую подготовку и выработку определенных практических умений.