Педагогическом училище, колледже.
План:
1. Задачи курса; место и значение его в подготовке дошкольных работников.
2. Специфика методики проведения теоретических и практических занятий в ПК.
3. Руководство самостоятельной работой учащихся.
4. Руководство курсовыми работами.
5. Работа методической комиссии.
Вопросы для обсуждения:
1. Анализ структуры и содержания программы «Методика физического воспитания в педколледже».
2. Планирование работы по курсу (календарно-тематическое и поурочное).
3. Методика проведения теоретических и практических занятий.
4. Использование наглядных пособий, ТСО и элементов программированного обучения.
5. Подготовка преподавателя к уроку.
6. Руководство самостоятельной работой учащихся
Задания для самостоятельной работы:
1. Составить конспект занятия (лекционного, практического) для учащихся педагогического колледжа.
2. Дать анализ конспекта занятий.
3. Подготовить реферат по одной из тем на выбор студента ( по пройденному материалу курса).
Основная литература:
1. Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях: проблемы и пути оптимизации. Материалы Всерос. совещ. «Пути оптимизации здоровья и физического развития детей в ДОУ» – М., 2002. – 320 с.
2. Дикунов А.М., Костихина Н.М. Педагогическое мастерство: Учебное пособие. – Омск, 1994. 123 с.
3. Исламова Р. О диагностической культуре воспитателей ДОУ //Начальная школа -2001. - № 5. – С.76-77.
Дополнительная литература:
1. Агулова Т. Работа с педагогами по выполнению программы физического воспитания в детском саду //Дошкольное воспитание. – 1983. - № 10.
2. Программа курса «Методика физического воспитания детей дошкольного возраста» (последнее издание).
3. Голощекина М.П. Использование технических средств обучения в преподавании курса «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста» в педучилище //Дошкольное воспитание. – 1973. - № 3.
Практическая работа № 15
Тема: Современные направления и инновационные системы образования и развития дошкольника».
План:
1. Инновации в теории и методике физического воспитания.
2. Альтернативные и региональные программы по физическому воспитанию.
3. Работоспособность и здоровье ребенка на Севере.
4. Профилактика плоскостопия, осанки. Методы их коррекции
5. Диагностика психофизического состояния ребенка.
6. Тренажеры и тренировочные устройства в системе занятий физической культуры. Требования к ним.
Вопросы для обсуждения:
1. Развитие теории «Инновация» в практике физического дошкольного воспитания детей.
2. Методика использования средств физической культуры с оздоровительной, воспитательной, образовательной направленностью: физические упражнения, массаж, закаливание (Л. Д. Глазырина).
3. Физическое воспитание и здоровье детей на Кольском Севере.
4. Основные виды отклонений в состоянии здоровья детей.
5. Плоскостопие, причины его развития. и методы диагностики.
6. Профилактика плоскостопия, средства, методы коррекции.
7. Средства и методы коррекции осанки.
8. Профилактическая работа по предупреждению нарушения зрения
9. Использование нетрадиционных методов обучения и воспитания детей дошкольного возраста.
Задания для самостоятельной работы:
1. Изучить современные программы по разделу физическая культура.
2. Анализ программ ( 4- 5 на выбор студента).
3. Составление собственной программы по разделу «физическая культура»
4. Составить таблицу применения тренажеров и тренировочных устройств в ДОУ.
Таблица
Применение тренажеров и устройств в ДОУ
№ п/п | Название тренажерных устройств | Возрастная группа | Цель применения |
Основная литература:
1. Алябьева Н.В. Инновация в теории и методике физического воспитания //Педагогические технологии в образовании: мат. научн.-практ. конф. В 4 частях. – Часть 1. – Мурманск, 1994. – С.9-12.
2. Алябьева Н.В. Подготовка специалиста к работе по физической культуре: библ.указ. (1990-2003). – Мурманск, 2004. – С. 78-81.
3. Анисимов Н. Слагаемые инновационного потенциала //Директор школы.- 1997.- № 3.- С. 67.
4. Бальсевич В.К. Основные положения концепции интенсивного инновационного преобразования национальной системы физкультурно-спортивного воспитания детей, подростков и молодежи России //Теория и практика физической культуры.- 2002.- № 3.- С.2.
5. Дронов И.С., Запруцкая Л.Д. и др. Оценка внедрения комплексных физкультурно-оздоровительных программ в ДОУ //Валеология.- 2000.- № 2.
Дополнительная литература:
1 Роль научной спортивной периодики в информационной поддержке инновационных процессов в спорте //Теория и практика физической культуры .- 2003.- №9.- С. 57.
2. Программы: «Детство», 1999; «Развитие», 1994; Воспитание и обучение в детском саду», 2005; «Здоровый дошкольник», 1995; «Здоровье», 1993; «Старт», 1997; «Истоки», 1997.
Лабораторная работа № 1
Тема: «Гимнастика для детей дошкольного возраста».
План:
1. Основные движения: понятие, значение и характеристика, их виды
2. Специфика воздействия каждого из них на всестороннее развитие ребенка.
3. Критерии оценки каждого из видов основных движений.
4. Задачи и методы обучения детей каждому виду основных движений
Вопросы для обсуждения:
1. Методика обучения основным видам движений.
2. Последовательность обучения каждому виду в разные возрастные периоды.
3. Методические приемы обучения с учетом возрастных особенностей детей и степени сформированности двигательного навыка.
4. Использование подготовительных, подводящих упражнений при обучении основным видам движений.
5. Характерные ошибки и методика их исправления.
6. Физкультурные пособия, тренажеры, применяемые в обучении детей основным движениям.
7. Организация детей при обучении основным движениям.
8. Меры и профилактика травматизма при обучении основным движениям.
9. Приемы страховки.
Задания для самостоятельной работы:
1.Составить конспект по обучению детей основным видам движений, строевым, общеразвивающим. Их анализ.
2.Подготовить комплекс общеразвивающих упражнений с целью профилактики опорно-двигательного аппарата и формирования осанки; провести на учебной группе. Их анализ.
Основная литература:
1.Буцинская П. П. и др. Общеразвивающие упражнения в детском саду. М.: Просвещение, 1990.
2.Бернштейн Н. А. О ловкости и ее развитии. – М.: Ф и С, 1991.
3.Вавилова Е. Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать – М., 1983.
4.Кенеман А. В., Хухлаева А. Д. Теория и методика физического воспитания. - М., 1985. – С. 109-136.
5.Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. – М., 2001. – С 142-188.
Дополнительная литература:
1. Развитие движений ребенка-дошкольника / Под ред. М. И. Фонарева. – М.: Просвещение, 1975. – 239 с.
2. Физическое воспитание детей дошкольного возраста. (Развитие основных движений и двигательных качеств) // Под ред. М. Ю. Кистяковской.- М.,1986.
Лабораторное занятие № 2.
Тема: Способы выявления уровня развития физических качеств.
Цель: Освоить навык обследования различных двигательных качеств у детей.
Оборудование: секундомеры, измерительная лента, линейка, скамейка со шкалой.
План:
1.Развитие скоростных способностей детей.
2.Развитие силовых способностей детей.
3.Развитие координационных способностей детей.
4.Развитие гибкости у детей дошкольного возраста.
5.Развитие выносливости у детей.
Исследовательские задания:
I. Обследовать физические качества (3-4 детей).
1.Ловкость:
а) челночный бег 3х5 и 3х10 (перенос двух кубиков);
б) точность попадания в цель;
в) точность приземления при спрыгивании
г) способность выдерживать высокую частоту движений;
д) скорость пробегания дистанции с препятствиями.
2. Общую выносливость
а) пробегание отрезков дистанции (от 90 до 150 м) в зависимости от возрастных особенностей детей.
3. Статическую выносливость: тесты Крауса –Вебера;
4. Быстроту: а) бег на 10 м, б) бег на 30 м,
5. Скоростно-силовые качества: а) динамометрия кисти руки (левой и правой), б) приседания (20 глубоких приседаний за 30 сек), в) прыжок в длину с места, г) бросок мешочков (150-200 г) в даль.
6. Равновесие: а) проба Ромберга, б) реакция на вращение,
в) стойка на одной линии двумя ногами (носок касается пятки другой ноги).
7. Гибкость: наклон вперед, стоя на скамеечке со шкалой.
8. Занести полученные данные в протокол.
ПРОТОКОЛ
Ф.И. ребенка | Челночный бег | Точность попадания в цель | Прыжок в заданное место | Дистанция с обеганием | Выносливость (90-150 м) | Тесты Крауса-Вебера | Бег на 10 м | Бег на 30 м | Динамометрия кисти руки | Прыжок в длину с места | Бросок мяча | Проба Ромберга | Реакция на вращение | Стойка на 1ноге | Гибкость |
Ловкость | Выносливость | Быстрота | Скоростно-силовые | Равновесие | |||||||||||
II. Составить вывод и заключение о развитии физических качеств у детей (на основе обследования)
Схема выполнения теста Крауса – Вебера
№п/п | Ф.и. реб-ка | Возраст | Упражнения | |||||
Литература:
1. Алябьева Н.В. Диагностика психофизического и функционального состояния.– Мурманск, 1998.
2. Алябьева Н.В. Подготовка специалиста к работе по физической культуре. – Мурманск, 2004. – С. 89-91.
3. Вавилова Е.Н. Развивайте у детей силу, ловкость, выносливость.- М.,1986.
Дополнительная литература:
1. Библиографический указатель (1917-1990 /Сост. Н.В. Алябьева. – Мурманск, 1994.
2. Шебеко В.Н. Ермак Н.Н., Шишкина В.А. Физическое воспитание дошкольников.- М.1996.- 192 с.
3. Школьная зрелость как готовность организма ребенка к систематическому обучению /Сост. Н.В. Алябьева, А.А. Горбов). – Мурманск, 1990.
Лабораторное занятие № 3
Тема: Характеристика некоторых физиологических состояний организма ребенка, возникающих при мышечной деятельности.
Цель работы: Освоить методику регистрации пульса и частоты сердцебиений в покое и после функциональной пробы. Научиться измерять ЖЁЛ и объемы ее составляющие.
Материальное обеспечение занятий: 6 секундомеров, ручные динамометры, спидометр, мундштуки, вода и дезинфицирующий раствор, метроном, ступеньки разной высоты, карты-задания.
План:
1. Задачи и содержание врачебно-педагогического контроля:
а) врачебно-педагогическое обследование и оценка состояния здоровья детей;
б) динамика физического развития;
в) динамика функционального развития и работоспособности организма;
2. Выявление отклонений от нормы в здоровье.
3. Рекомендации по содержанию, дозировке физических упражнений.
Задания для самостоятельной работы:
Подготовить протоколы исследования:
а) частоты пульса (ЧП),
б) дыхания,
в) величины кровяного давления,
г) физической работоспособности,
д) жизненной емкости легких (ЖЕЛ) и др. ( см. таблицу)
Исследовательские задания:
1. Обследовать состояние сердечно-сосудистой системы в покое и при физической нагрузке. Одним из самых простых способов обследования состояния ССС в покое и при физической нагрузке ребенка является подсчет пульса и частоты сердечных сокращений. Студенты подсчитывают ЧСС у детей ( за 10 сек с пересчетом на 1 мин) до и после физической нагрузки, знакомятся с методами регистрации в процессе физической деятельности.
2. Проведение функциональных проб:
а) проба Е.Г. Леви-Гориневской (30 подскоков за 15 сек);
б) проба С. Летунова (20 приседаний за 30 сек );
в) для детей 3-4 лет, а также менее подготовленных (10 приседаний за 15 сек).
ПРОТОКОЛ ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Ф.И. ребенка | Частота пульса (ЧП) | Частота дыхания | ||||
В покое | После физической нагрузки | Восстановление | В покое | После физической нагрузки | Восстановление | |
Методические указания: Оценка реакции пульса:
Так, например, пульс до нагрузки за 10 сек составлял 12 ударов, а после выполнения нагрузки за 10 сек – 20 ударов. Составляется пропорция и рассчитывается процент учащения пульса следующим образом: 12 – 100 %
(20 -12) – Х %
Х= 8х100 = 67 %
12
Следовательно, после функциональной пробы пульс участился на 67 % по сравнению с исходными данными. Нормальной реакцией на пробу с 20 приседаниями считается учащение пульса в пределах 60-8-% от исходной величины.
Определение физической работоспособности:
Проба «степ-тест» (предложена Ф. Климт (см. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста. – М., 1978. – С. 74-78).
Полученные данные рассчитать по формуле индекса Гарвардского степ-теста (ИГСТ).
| |||||
где f1 – ЧСС за 30 сек на 2 минуте восстановления,
f2 - ЧСС за 30 сек на 3 минуте восстановления,
f3 - ЧСС за 30 сек на 4 минуте восстановления
t - время выполнения теста в секундах
4. Определите величину ЖЕЛ у детей 4-6 лет (2-3 детей).
5. Время задержки дыхания на вдохе (проба Штанге).
6. Время задержки на выдохе (проба Генчи).
Для этого просмотрите кн.: Иванов С.М. Врачебный контроль и ЛФК. – М.: Медицина, 1970. – С. 112. или Дубровский В.И. Врачебный контроль.- М., 2004.
7. Результаты обследования занести в протокол (см. таблицу 2)
Таблица 2
Ф.И. ребенка | Частота пульса пробы | ИГСТ (физ. работоспособность | ЖЁЛ мл. рт. ст. | Проба Штанге | ывод о состоянии организма ребенка | |
Леви-Гориневской | Летунова | |||||
Катя В. | 15с |
Каждый студент обследует 1-2 детей, составляет протоколы обследования и предоставляет материалы на кафедру.
Литература:
1. Алябьева Н.В. Диагностика психофизического и функционального состояния до школьника. – Мурманск, 1998.
2. Алябьева Н.В. Теория и методика физического воспитания и спорта. – Мурманск, 2004.
3. Викулов А. Д., Бутин И. М. Развитие физических способностей детей. - Ярославль: Гринго, 1996.- 176 с.
4.Дубровский В.И. Врачебный контроль.- М., 2004.
5. Иванов С.М. Врачебный контроль и ЛФК. – М.: Медицина, 1970. – С. 112.
6. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка.- М., 2001.
Дополнительная литература:
1. Алябьева Н.В. Подготовка специалиста к работе по физической культуре. – Мурманск, 2004. – С. 20-23.
2. Ратов И. П. Двигательные возможности человека (нетрадиционные методы их развития и восстановления). – Мн., 1994.
Лабораторное занятие № 4
Тема: Изучение и обобщение положительного педагогического опыта по физи ческой культуре в дошкольных учреждениях.
Цель: обучение студентов основам методики изучения педагогического опыта по ФК, осмысление его с позиций педагогической теории.
Оборудование: таблицы, статьи, книги, учебный фильм.
Опорные понятия: опыт, трудовой педагогический опыт, новаторский педагогический опыт, пропаганда педагогического опыта и его внедрение в практику работы.
План:
- Проверка теоретических знаний по физической культуре в ДОУ.
- Упражнение на формирование умений изучать, анализировать и обобщать опыт работы специалистов физического дошкольного воспитания.
Вопросы для обсуждения:
1. Педагогический опыт, педагогическое мастерство специалистов физической культуры в ДОУ.
2. Роль передового опыта специалистов физической культуры (воспитателей) в развитии теории и методики физического воспитания.
3. Изучение передового опыта дошкольного физического воспитания.
4. Обобщение передового опыта дошкольного физического воспитания.
5. Упражнения на формирование умений изучать, анализировать и обобщать опыт работы специалиста физической культуры в ДОУ.
Здания для самостоятельной работы:
1. Анализ статьи (на выбор студента) о сущности педагогической системы работы специалиста физической культуры (воспитателя-мастера2. Обсуждение прослушанных докладов.
Литература:
1. Алябьева Н.В. Подготовка специалиста к работе по физической культуре. – Мурманск, 2004 (Профессиональная подготовка. – С. 23-41; Повышение квалификации. – С. 61-67).
2. Физическое воспитание детей дошкольного возраста: Библиографический указатель 1917-1990 г.г. / Сост. Н.В. Алябьева. – Мурманск, 1994. – С.8-19.
3. Кожухова Н.Н., Рыжкова Л.А., Самодурова М.М. Воспитатель по физической культуре в ДОУ.-М., 2002.
4. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка.- М., 2001.
Дополнительная литература:
1. Глазырина Л. Д. ФК - дошкольникам. Средний возраст. – М., 1999.
2. Глазырина Л.Д. ФК – дошкольникам. Старший возраст. – М.,1999.
3. Карманова Л.В., Шебеко В.Н. Физическая культура в старшей группе. – М., 1987
4. Шебеко В.Н., Карманова Л.В. Физическая культура в средней группе. – М., 1990.
Методические указания:
При изучении статьи в журнале или книге обратить внимание на следующие положения:
- Что дает материал статьи о личности воспитателя (специалиста ФК)?
- Достижения воспитателя (специалиста ФК).
- Ведущие методы учебно-воспитательной и физкультурно-оздоровительной работы воспитателя (специалиста ФК).
-- Подготовка воспитателя-специалиста к занятиям по ФК дошкольников.
- Активизация деятельности дошкольников при проверке знаний, умений.
При анализе статьи, книги раскрыть сам процесс изучения и обобщения опыта, определить какую цель и задачу ставил автор статьи при знакомстве с опытом, что явилось объектом изучения, какие методы использовались при получении данных, в чем специфика данного опыта, что можно внедрить в дошкольные учреждения Мурманской области?
Задание. Изучение и обобщение опыта работы по физическому воспитанию по заданной теме (на выбор студента - одна тема).
а) изучение и обобщение опыта работы воспитателей по закаливанию детей в детском саду.
б) изучение и обобщение опыта работы воспитателей по обучению детей ходьбе на лыжах, катанию на велосипедах.
в) изучение опыта работы с детьми ритмической гимнастикой.
г) использование «у-шу» в дошкольном возрасте.
д) нетрадиционные формы проведения занятий: элементы йоги, дыхательной гимнастики и др.
е) обучение детей плаванию.
ж) обучение детей катанию на коньках.
Микропреподавание. Формирование умений убеждать. Фрагмент выступления. Выступить с кратким докладом. Раскрыть свою позицию по выбранной теме.
Анализируются и оцениваются: содержание выступления, его активность, соотношение фактов и выводов, яркость примеров и четкость заключения: общение выступающего с аудиторией, степень выраженности личной позиции, культура речи.
13. Учебно-методическое обеспечение дисциплины:
Рекомендуемая литература
Основная литература
- Алябьева Н.В. Теория и методика физического воспитания и спорта.- Мурманск, 2004.- 140 .
- Алябьева Н.В. Подготовка специалиста к работе по физической культуре: Библ. указатель (1990 -2004 гг.).- Мурманск, 2005. -130 с.
- Бернштейн Н. А. О ловкости и ее развитии. - М.: ФиС, 1991.
- Боген М. М. Обучение двигательным действиям. - М.: ФиС, 1985.
- Вавилова Е. Н. Укрепляйте здоровье детей. - М., 1986.
- Васюкова П. И., Лескова Г. П., Буцинская П. П. Общеразвивающие упражнения в детском саду. - М., 1990.
- Викулов А. Д., Бутин И. М. Развитие физических способностей детей. - Ярославль: Гринго, 1996.- 176 с.
- Виленский М. Я. Физическая культура в научной организации процесса обучения в высшей школе. – М.: ФиС, 1992.
- Вильчковский Э. С. Физическое воспитание дошкольников в семье. - К.: Рад. школа, 1987.
- Выдрин В. М. Теория физической культуры (культуроведческий аспект): Уч. пособие. - Л., 1988.
- Выдрин В. М. Введение в профессиональную деятельность. - СПб.,1995.
- Выдрин В. М. Деятельность специалистов в сфере физической культуры: Уч. пособие. – СПб., 1997.
- Глебович Б., Постников А. Бадминтон для детей. - М., 1986.
- Глазырина Л. Д., Овсянкин В. А. Волшебный мир движений (методика физического воспитания детей дошкольного возраста).- Мн.: НМ Центр, 1997.- 176 с.
- Глазырина Л. Д. Нетрадиционные занятия по физической культуре для самых маленьких. - Мн.,1997.
- Голощекина М. П. Лыжи в детском саду. - М., 1977.
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. – М., 1995.
- Детские народные подвижные игры /Сост. А. В. Кенеман, Т. И. Осокина. - М.: Просвещение, 1995.- 224 с.
- Демирчоглян Г. Г., Янкулин В. И. Гимнастика для глаз. - М.: ФиС, 1988.
- Дмитриев А.А. Педагогические основы коррекции двигательных нарушений у учащихся вспомогательных школ в процессе физического воспитания: Автореф. дис… докт. пед. наук. - М.,1989.
- Железняк Ю.Д. Профессионализм в физкультурно-спортивной деятельности // Основы общей и прикладной акмеологии. М., 1995. – С. 296 –308.
- Змановский Ю. Ф. К здоровью без лекарств. - М., 1990. - 64 с.
- Змановский Ю. Ф. Воспитательно-оздоровительная работа в дошкольных учреждениях. - М., 1996.- 32 с.
- Истоки: Базисная программа развития ребенка - дошкольника. - М.: Карапуз, 1997.
- Карпушко Н. А. Историко-теоретический анализ школьных программ по физической культуре. –М.: ГЦОЛИФК, 1992.
- Кенеман А. В., Хухлаева Д. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1985.
- Комплексная программа профилактических мероприятий по охране здоровья детей в городах Мурманской области. - Мурманск, 1994.- 96 с.
- Копылов Ю. А. Беречь осанку смолоду // ФК в школе. - 1994.- № 2.
- Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры человека. - М., 1992.
- Пономарев С. А. Растите малышей здоровыми (физическое воспитание детей до 6 лет).- М.: Спарт, 1992.- 96 с.
- Пустынникова Л. Н. Коньки в детском саду. - М., 1988.
- Пустынникова Л. Н. Региональная программа физического воспитания “Система”. - Пермь, 1995. - 54 с.
Дополнительная литература
- Адашкявичене Э. Й. Спортивные игры и упражнения в детском саду. - М.: Просвещение, 1992.
- Алябьева Н. В. Диагностика психофизического и функционального состояния дошкольника. - Мурманск: МГПИ, 1998.- 116 с.
- Алябьева Н. В. Преемственность в работе детского сада и школы по воспитанию здорового ребенка //Адаптация, обучение и воспитание детей в современном мире: Мат. науч. - практ. конф. – Мурманск, 1998.
- Алямовская В. Г. Как воспитать здорового ребенка. - М., 1993.
- Антипин Ю. Г. Массаж и физкультура для детей в возрасте до трех лет. - К.: Здоровье, 1992.
- Мартынов С. М. Главное, попасть в точку: О нетрадиционных методах реабилитации часто болеющих детей. – М., 1996. – 209 с.
- Мартынов С. М. Здоровье ребенка в ваших руках. - М., 1991.
- Матвеев Л П. Теория и методика физической культуры - М.: ФиС, 1991. – 543 с.
- Нестеров Р. Физкультурное занятие //Пед. вестник. - 1997.- № 6. - С.8.
- Нестерова З. И. Выше, дальше, точнее. - Шадринск, 1997.- 124 с.
- Озолин Н. Г. Молодому коллеге. – М.: ФиС, 1988.
- Основы теории и методики физической культуры. /Под ред. А. А. Гужаловского. - М.: ФиС, 1986.
- Ратов И. П. Двигательные возможности человека (нетрадиционные методы их развития и восстановления). – Мн., 1994.
- Теория и методика физического воспитания. /Под ред. Б. А. Ашмарина. - М. 1990.
- Соловьев Г. М. Основы здорового образа жизни и методика оздоровительной физической культуры. - Ставрополь, 1998.
- Страковская В. Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14лет. - М.: Новая школа, 1994.- 288 с.
- Физическая культура: Образовательная программа для учащихся средней образовательной школы /Н. В. Барышева, В. М. Минияров и др. - Самара, 1995.
- Физическая культура шестилеток. – Мн.: Нар. асвета , 1987.
- Физическая культура для всей семьи /Сост. Т. В. Козлова, Т. А. Рябухина. – М., 1990.
- Физическое воспитание детей дошкольного возраста: Библ. указатель (1917- 1990гг.) /Сост. Н. В. Алябьева. - Мурманск, 1994.- 147с.
- Физическое самовоспитание студентов с отклонениями в состоянии здоровья: Метод. реком. – М., 1991 /Сост. М. Я. Виленский, Н. В. Алябьева.
- Филин В. П. Теория и методика юношеского спорта. - М., 1987.
- Холодов Ж. К. , Попов В. П. Папа, мама и я – физкультурная семья. – Мн.,1989.
- Шебеко В.Н., Ермак Н.Н., Шишкина В.А. Физическое воспитание дошкольников. - М., 1996.- 192 с.