Создание атмосферы сотворчества, совместного научного поиска при использовании различных средств и форм обучения гуманитарных дисциплин

Уроки в общеобразовательной школе, реализуемые через технологию педагогических мастерских, помогают осуществлению творчески-созидательной функции и предполагают решение целого ряда актуальных взаимосвязанных задач:- развитие способности эстетического постижения действительности и искусства как умения вступать в духовное общение с миром человеческих чувств, эмоций, жизненных реалий;

- направленность на активизацию "ассоциативного поля", образного мышления как способа художественного освоения бытия;

- моделирование состояния вдохновения, "игра" с элементами творчества, "спонтанная" ситуация;

- создание на занятиях атмосферы созидания, заинтересованности, непринужденности, определяющих процесс художественного открытия;

- воспитание навыков импровизации;

- формирование способностей к художественному обобщению как необходимой предпосылки для целостного восприятия;

- создание эстетических ситуаций - важнейшего условия для возникновения эмоционально-творческого переживания действительности;

- всемерное стимулирование художественной культуры на основе реализации собственного творческого опыта.

Обобщение опыта работы французских мастерских дало возможность описать некоторые положения технологии в виде следующих правил:

. Мастер создаёт атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении .

. В процессе занятий мастер обращается к чувствам ребёнка, пробуждает в нём интерес к изучаемой проблеме (теме).

. Он работает вместе с детьми, мастер равен ученику в поиске знания.

Мастер не торопится давать ответы на поставленные вопросы.

. Важную информацию он подаёт малыми дозами, если обнаруживает потребность в ней у учащихся.

. Исключает официальное оценивание работы учащегося (не выставляет отметок в журнал, не ругает, не хвалит), но через социализацию, афиширование работ даёт возможность появления самооценки учащегося, её изменения, самокоррекции.

Требования к речи специалиста

Правильность

Точность информации

Логичность

чистота (без жаргонов)

выразительность

богатство

уместность

МЕТОДИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕЧИ УЧИТЕЛЯ:

говорить негромко

говорить внятно

средняя скорость речи (120 слов в мин)

умение пользоваться паузами

использовать психологические паузы

говорить с интонацией, ставить логические ударения

мелодичный голос

Виды конфликтов

Конфликт — это проявление объективных или субъективных противоречий, выражающихся в противоборстве сторон.

Конфликт — это наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями.

В структуре конфликта выделяют:

объект (предмет спора);

субъекты (отдельные индивиды, группы, организации);

По источникам возникновения (конфликты интересов, ценностей, идентификации).

По социальным последствиям (успешные, безуспешные, созидательные или конструктивные, разрушительные или деструктивные).

По масштабности (локальные, региональные, межгосударственные, глобальные, микро-, макро-, и мегаконфликты).

По формам борьбы (мирные и немирные).

По особенностям условий происхождения (эндогенные и эксогенные).

По отношению субъектов к конфликту (подлинный, случайный, ложный, латентный).

По использованной сторонами тактики (сражение, игра, дебаты).

Разрешить конфликт (рекомендации):

-дать раздражению частичный выход

-приказывать себе останавливаться

-искать способы самоуспокоения

-нужно дать понять оппоненту, что вы хотите остановить кипение страстей

-оставить обиды в прошлом

Стратегия конструктивного поведения в конфликте.

Человеку нужно предпринимать меры:

установить некоторое расстояние

надо уметь выжидать

нужно искать подход

Способы выяснить, что случилось:

-спросить

-ограничить сферу доверия

-действовать, соблюдая меры предосторожности

-иметь ввиду, если недоверие, то это препятствие

Разрешить конфликт (рекомендации):

-дать раздражению частичный выход

-приказывать себе останавливаться

-искать способы самоуспокоения

-нужно дать понять оппоненту, что вы хотите остановить кипение страстей

-оставить обиды в прошлом

Когда человека захлестывают эмоции (что делать):

-просто слушать

-поддакивать

-нужно быть терпеливым и вежливым

-нужно успокаивать человека

-не отвечать собственным раздражением

-на вопросы отвечать нейтральным тоном

-проявлять самообладание

Педагогическое убеждение.

приемов убеждения:

начинать с похвалы и искреннего признания достоинства) не говорить об «ошибках» прямо) прежде чем критиковать других, начать с собственных ошибок

вместо того, чтобы командовать, поинтересоваться: «не могли бы сделать..?

дать возможность спасти свой престиж

хвалить человека за малейший успех

создавать человеку хорошую репутацию

покажите, что допущенную ошибку можно легко исправить

найдите способ сделать так, чтобы вашу просьбу выполнили с желанием

Конструктивная критика.

должна быть уместна (Кто виноват? Что нужно сделать, чтобы исправить положение? Как предотвратить подобное в будущем?)

нужно выслушать и изложить свое понимание ситуации

не забывать о мотивах (мотивы у детей, например)

нужно показать, что проблема разрешима

критика не должна убивать в человека в человеке

нельзя нарушать доверие между людьми

нужно быть конкретным

если отвергается чужое предложение, то нужно предлагать свое

соответствие своим требованиям

показывать пример самокритичности

быть кратким

52) условия эффективности убеждающего пед взаимодействия. Критика.

Понять, что другая сторона может иметь другое мнение, другие оценки, другие интересы Слушать, не перебивая Выяснить, в чем другая сторона видит причину конфликта четко сформулировать предмет обсуждения Взять под контроль собственные эмоции Дать другой стороне необходимую информацию, т.е. информацию о том, в чем именно я вижу причину конфликта, а также то, как я понимаю позицию оппонента . Постараться вскрыть за мнимыми причинами истинные . Локализовать конфликт Выяснить для себя, что Вас разъединяет Установить общие точки зрения и цели Искать общие решения, устраивающие обе стороны в достижении общих целей.

Наши рекомендации