Работа в тетради «Русский язык» №1. Упражнение 1 аналогично упражнению 1 в уроке 1
Упражнение 1 аналогично упражнению 1 в уроке 1.
Упражнение 2 совершенствование графического навыка в процессе прописывания заглавных и строчных букв х, ж, Х, Ж. Выполняется письменно фронтально. Как обычно, до начала прописывания необходимо попросить учащихся обратить внимание как на сходство, так и на различие букв. На третьей строчке можно записать под диктовку слоги с отрабатываемыми буквами, а на четвертой записать подобранные учениками слова с буквой х и буквой ж в начале слова, с буквой х и буквой ж в середине слова.
Упражнение 3 отработка умения определять количество слогов в слове и место ударения. Выполняется письменно в парах с последующей фронтальной проверкой. Перед началом выполнения стоит вместе с учащимися выработать алгоритм работы: сначала ставить ударение в слове, делить его на слоги, а потом записывать в нужный столбик, или не записывать, если оно не соответствует ни одной из двух схем (следует обратить внимание учащихся на то, что это возможно). Выполненное задние выглядит так:
| ´ | |
страна | человек | |
друзья | старина | |
язык | ||
семья |
Четыре слова не должны быть записаны: родина, место, люди, планета.
Дополнительные задания: 1) Рассказать, что общего у слов каждого столбика; 2) Подобрать и записать два слова во второй столбик (возможные слова: поезда, адреса, города, грузовик). Упражнение 4 закрепление правил переноса слов со строки на строку. Чтобы избежать ошибочного запоминания, целесообразно выполнить это упражнение фронтально. Вариант выполнения: предложить открыть учебник на странице и с опорой на учебник самостоятельно вписать пропущенные слова.
Упражнение 5 отработка умения делить слова для переноса. Выполняется письменно фронтально. Так как умение делить слова для переноса относится к прикладным и развивается для дальнейшего применения в реальной ситуации переноса, для слов, имеющих два и более варианта переноса, записи типа со – би – рай – ся целесообразнее предпочесть запись со – бирайся, соби – райся, собирай – ся , поскольку такая запись лучше помогает представить разбиение слова для переноса. Выполненное упражнение будет выглядеть так (приводится пример наиболее предпочтительных переносов):
боль - шой |
объ – явление, объя – вление (допустимо объяв – ление), объявле - ние |
чай - ка |
умы – вайся умывай – ся |
со – бирайся, соби – райся, собирай - ся |
чай - ник |
стуль - чик |
бе – ленький, белень - кий |
паль - чик |
маль - чик |
подъ - ём |
Возможная ошибка связана с тем, что при работе со словом умывайся учащиеся могут разделить его не для переноса, а на слоги (у-мывайся). Стоит обратить дополнительное внимание на деление некоторых слов на слоги: бо - льшой, беле – нький, ма – льчик.
Упражнение 6 отработка умения определять, на какой вопрос отвечает слово. Выполняется письменно фронтально. В каждый столбик нужно записать по два слова, слова из текста распределяются следующим образом:
кто? | что? | какая? |
космонавты | Земля | маленькая |
ребёнок | родина | красивая |
человечество | голубая | |
звезда | ||
цветок |
Возможную трудность может представлять работа со словом человечество: учащиеся могут предположить, что это слово отвечает на вопрос кто?, идя от значения слова «человечество – это все люди». Если такая ситуация возникнет, стоит сообщить, что данное слово отвечает на вопрос что? и добавить, что в русском языке много секретов, которые ученикам предстоит узнать за годы обучения. Важно также не записывать слово она в первый столбик.
Дополнительное задание: если на уроке есть время, можно предложить учащимся списать текст этого упражнения в тетрадь или после еще одного внимательного прочтения записать текст под диктовку (первое предложение лучше продиктовать без уточняющего оборота).
Упражнение 7 закрепление действия списывания. Выполняется письменно самостоятельно. Поскольку текст упражнения несложный, можно предложить учащимся самостоятельно провести ту подготовительную работу, которая обычно выполняется фронтально. Стоит лишь обратить внимание на слово солнце.
Дополнительная работа на уроке: материал шестого и седьмого упражнений позволяет провести наблюдение над написанием слов родина и земля и организовать обсуждение, почему в упражнении 6 слово Земля написано с заглавной буквы, а в упражнении 7 это слово написано с маленькой буквы; почему в упражнении 6 слово родина написано со строчной буквы, а в упражнении 7 это слово написано с заглавной буквы. Во время обсуждения и при формулировании выводов роль учителя очень велика, т.к. самостоятельно сделать нужные выводы учащимся очень трудно, но очень важно, чтобы они задумались над поставленными вопросами, попробовали найти объяснения.
Ваш комментарий к уроку
___________
___________
___________
___________
___________
Урок 16
Задачи урока: моделировать речевую ситуацию рассказа о месте, где живут ученики; наблюдать образование слов в русском языке; закрепить правило переноса слов.
Упражнение 1 (язык) повторяет материал предыдущего урока. В классах с высоким уровнем подготовленности учеников может не проводиться.
Упражнение 2 (речь) моделирует речевую ситуацию рассказа о месте, в котором живешь. Выполняется фронтально. Текст читает учитель. Вопросы к тексту учитель может задать в свободной форме. Если ученики испытывают затруднение в ответах на вопросы, учителю следует познакомить их с какими-то интересными фактами того города (села, деревни), в которых живут ученики. Затем, опираясь на рассказ учителя, ученики отвечают на вопросы упражнения.
Рубрика «Давай подумаем» организует наблюдение над образованием слов в русском языке. Текст рубрики читает учитель. Вторую часть рубрики для классов с высоким уровнем подготовленности можно озвучить следующим образом: «Ребята, подумайте, какое слово имеет значение «находящийся в Москве»? Как называют жителей России? Какое слово имеет значение «находящийся в Туле или связанный с ней»?». Не рекомендуется на данном этапе приводить дополнительные примеры.
Рубрика «Тайны языка» подводит итоги наблюдению и знакомит с образованием слов в русском языке.
Обратите внимание практически весь языковой материал первого класса является пропедевтическим и направлен на формирование мотивации к изучению русского языка. В связи с этим не рекомендуется перегружать данный и последующие уроки дополнительными примерами (если это не предусмотрено заданием к упражнению или рекомендациями авторов). Целесообразно сосредоточиться на наблюдении за примерами, языковыми закономерностями или отработке приемов анализа языковых единиц, которые предлагаются в учебнике. В данном уроке ученики знакомятся с приемом развернутого толкования слова – приемом, помогающим установить словообразовательные связи между словами.
Упражнение 3 (язык) закрепляет материал предшествующих рубрик. Выполняется в парах только сильными учениками, в остальных классах – фронтально. Учитель записывает на доске ответы учащихся. Не следует добиваться от учеников точного развернутого толкования (достаточными являются краткие ответы): городской – город, морозный – мороз, ледяной – лед. В классах с высоким темпом работы можно предложить дополнительное задание: «Ребята, а какие слова, отвечающие на вопрос «какой?», будут образованы от оставшихся слов Самара, море, гора, след?» Однако, предлагая подобное задание, учитель должен предвидеть возможные трудности: ученики попытаются образовать прилагательное от существительного след (такое прилагательное отсутствует в русском языке), а также образуют от слова гора прилагательное горский, значение которого отличается от прилагательного горный. Учителю следует объяснить разницу в значении прилагательных (горский народ – «жители гор», но горный хребет, горный ручей, горная вершина). Подобная работа способствует расширению словарного запаса учащихся, а также формирует действие самоконтроля.
Упражнение 4 (язык) закрепляет правило переноса слов. В зависимости от темпа работы выполняется частично (например, выписать из упр. 1 слова, которые нельзя перенести – очень, свою) или в полном объеме. Сильным ученикам может быть предложено для самостоятельной работы (полностью или частично).