Казахстанский патриотизм: цели и задачи
- Воспитание у обучающихся любви к родному краю как к своей малой Родине;
- Осознание студентами нравственной ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему;
- Поддержка развития системы всеобщего, комплексного и непрерывного патриотического воспитания, образования студентов на основе сохранения и приумножения культурного наследия города, возрождения традиционных нравственных ценностей;
- Подготовка условий создания системы гражданско-патриотического воспитания;
- Создание и развитие в учебном заведении единой системы формирования патриотических чувств;
- Сохранение, развитие и эффективное использование потенциала колледжа патриотической направленности;
- Создание условий для активной, содержательной, системной деятельности коллектива педагогов, учащихся, родителей по становлению и личностному развитию студентов в процессе формирования активной жизненной позиции и чувства ответственности за свой личный выбор и за будущее РК;
- Совершенствование системы патриотического воспитания, обеспечивающей формирование у студентов института высокого патриотического сознания, верности традициям высшей школы, готовности к выполнению профессиональных обязанностей;
- Формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции.
В качестве основных задач выступают:
Активизация студенческой инициативы по оказанию помощи нуждающимся в их заботе;
- Воспитывать гордость за свою Родину, народных героев;
- Воспитывать правосознание, способность к осознанию своих прав и прав другого человека;
- Воспитывать у студента позицию «Я – гражданин РК»;
- Воспитание у молодого человека качеств нравственно устойчивой и духовно богатой цельной личности;
- Воспитание уважения к закону, нормам коллективной жизни, развития социальной и гражданской ответственности, стремление служить интересам своего Отечества;
- Воспитание личности гражданина - патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов своей страны;
- Изучать историю родного края;
- Обобщение и распространение передового педагогического опыта работы педагогов по патриотическому воспитанию;
- Повышение степени участия родителей в совместной деятельности с педагогическим коллективом по формированию гражданской позиции студента;
- Повышение уровня образовательной культуры, включающей усвоение накопленных нашими предками знаний, народного опыта, мудрости и социальной культуры, включающей культуру межличностных, межгрупповых и этнических отношений;
- Разработка механизмов, обеспечивающих координацию деятельности урочной и внеурочной системы программных мероприятий;
- Разработка и создание научно-методических рекомендаций по проблемам формирования патриотизма студентов;
- Реализация системы программных мероприятий патриотической направленности и оценка их эффективности;
- Развивать студенческое самоуправление;
- Развитие активных форм общественного воспитательного воздействия на формирование патриотического сознания студентов;
- Развитие форм и методов патриотического воспитания на основе новых информационных технологий;
- Развитие интереса к казахским традициям и промыслам;
- Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- Разработка механизмов, обеспечивающих координацию деятельности урочной и вне
- урочной системы программных мероприятий;
- Разработка и создание научно-методических рекомендаций по проблемам формирования патриотизма студентов;
- Реализация системы программных мероприятий патриотической направленности и оценка их эффективности;
- Развитие национального самосознания студентов в контексте общероссийской гражданственности, приобщение к ценностям этнической культуры в контексте общенациональной казахстанской культуры;
- Расширение представлений о городах РК;
- Создание условий для формирования духовно-богатого, социально-активного гражданина;
- Снижение уровня правонарушений и вредных привычек студентов средствами
- патриотического воспитания;
- Сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего поколения;
- Способствовать формированию у обучающихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны;
- Создание в колледже системы патриотического воспитания студентов, определение приоритетных направлений;
- Создание условий для формирования духовно-богатого, социально-активного гражданина;
- Улучшение психологического климата в студенческой среде, удовлетворяющего всех субъектов образовательного процесса;
- Формировать культуру проявления гражданской позиции;
- Формировать у студентов систему знаний, уважения и интереса к государственным символам РК;
- Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям;
- Формирование патриотических чувств и сознания на основе понимания исторических ценностей и роли РК в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну;
- Формирование гражданского самосознания, проявляющегося в ценностном отношении к личности, обществу и государству;
- Широкое вовлечение студентов в мероприятия патриотического звучания.
Заключение
В настоящее время мы являемся свидетелями и участниками постепенного процесса переоценки ценностей, возрождение гражданских, а также патриотических взглядов и убеждений. Думается, что чувство национального самосознания (а его подъем неизбежен как ответ на крупные социально- политические потрясения последнего времени) и чувство любви к Отечеству должны быть воспитаны в человеке семьей и школой.
С самого раннего возраста изучать искусство патриотизма должно закладываться родителями, в дальнейшем воспитываться в школе. И, естественно, общество играет в истории различных народов, населяющих РК, немаловажную роль. Ведь оттого, в каком окружении находится человек - зависит многое.
Вследствие этого, первоочередными задачами школы является:
1. Необходимо резко различать национальное и националистическое воспитание.
2. Воспитание патриотизма должно строиться на конкретной исторической почве, необходимо активно использовать краеведческий материал, традиции и культурные ценности.
3. Особое внимание стоит уделить политической грамотности учащихся, очень важно научить их свободно разбираться в огромном потоке существующих ныне партий и течений.
4. Необходима целенаправленная работа по гражданскому образованию в рамках патриотического воспитания, так как низкая политическая культура, незнание основных положений Конституции РК, подмена понятий "Отечество" и "Государство", не могут способствовать формированию отечественной личности, подлинного патриота страны.
5. Эстетического воспитания, а в частности формирование «чувства прекрасного», должно быть неразрывно связано с гражданскими и патриотическими основами воспитания.
Изучив ситуацию, которая существует в школе, а также особенности воспитательного и образовательного процессов, можно сделать следующие выводы:
педагоги, полностью осознают проблемы патриотического и гражданского воспитания, стоящие перед школой;
на сегодняшний день существует необходимость разработки каждой школой путей, методов, средств и форм реализации Президентской программы в этом направлении;
Все выше изложенное приводит, нацеливает на непосредственное взаимодействие всех субъектов учебно-воспитательного процесса, а именно: школы, семьи и общества.
В подтверждение всему вышеперечисленному можно привести слова В.Г. Белинского: «В полной мере и здоровой натуре тяжело лежат на сердце судьбы Родины; всякая благородная личность глубоко осознает свое кровное родство, свои кровные связи с отечеством.… Любить свою родину – значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих споспешествовать этому».
Список использованной литературы:
1. Ишмухамедов К. Символ гордости и патриотизма. – Общенациональная ежедневная газета «Казахстанская правда» от 11.12.2008 г №208-209 стр. 3
2. Бакытова А. С чего начинается Родина... – Общенациональная ежедневная газета «Казахстанская правда» от 05.06.2009 г №121-122 стр. 4
3. Конституция Республики Казахстан раздел I: общие положения ст1 п.2
4. Сергеев Н. Носить Казахстан в своем сердце. – Общенациональная ежедневная газета «Казахстанская правда» от 13.12.2007г № 207-208 стр. 1
5. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев Послание 2030
6. Фоменко Ю., Абсалямова Н. Будущее начинается сегодня. – Общенациональная ежедневная газета «Казахстанская правда» от 14.11.2002г №196-197 стр. 1
7. Махин В. Уроки мужества и патриотизма. – Общенациональная ежедневная газета «Казахстанская правда» от 19.02.2009г №43-44 стр. 3
8. Тусупбекова Л., Курятов В., Нестеренко С. Концепция процветания и благополучия. – Общенациональная ежедневная газета «Казахстанская правда» от 18.01.2008г №12-13 стр. 5
9. Тусупбекова Л., Курятов В., Есть стратегия действий и жажда творить! - Общенациональная ежедневная газета «Казахстанская правда» от 21.08.2008г №157-158 стр. 2
10. За строкой Послания. Ключ к плодотворной работе. – Общенациональная ежедневная газета «Казахстанская правда» от 09.02.2008г №41-42 стр. 2
11. Назарбаев Н.А. – Общенациональная ежедневная газета «Казахстанская правда» от 15.05.2008 г., №101-102 стр. 2-3