Третья подгруппа методов этапа усвоения-воспроизведения — методы диагностики и получения обратной информации
Диагностика процесса обучения практически обеспечивается всей системой методов. Но существуют методы, главная цель которых именно в диагностике. Извлечение обратной информации дает учителю сведения о состоянии знаний, умений, навыков учащихся, их развитии, позволяет корректировать их учение, уточнять и эффективно закреплять изученный материал.
Опросно-ответный метод представляет собой способ обучающего обратно-информационного взаимодействия учителя и учащихся. Школьники в разнообразных формах учебной, трудовой, творческой деятельности специально воспроизводят свои знания, умения и навыки, качество которых анализируется и оценивается педагогом. Функция опроса состоит в выявлении уровня обученное™ и развития школьников, закреплении их знаний. На основе этой информации учитель осуществляет коррекцию процесса обучения, организует систематический контроль за всей учебной деятельностью учащихся, обучает приемам и логике устного и письменного изложения знаний. В практике опросно-ответный метод применяется по всем предметам, на всех этапах обучения путем проведения фронтального опроса, привлечения всех учащихся к работе по дополнению ответов основных опрашиваемых, по анализу качества обсуждаемой информации. Глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика оценивается 5 баллами. Твердое знание материала в пределах программных требований — 4 баллами. Неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности суждений, оценивается 3 баллами. Наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути, невладение навыком оценивается отрицательно, отметкой 2. Наконец, отсутствие знаний, умений, навыков и элементарного прилежания влечет за собой «единицу». За активную учебно-познавательную деятельность на уроке, на других формах занятий, а также за работу в течение длительного времени на уроках ученик получает «поурочный балл», положительную высокую оценку, символизирующую прочность его знаний, прилежание, активность, познавательный интерес. Обучающее значение диагностики для учащихся заключается в создании обстановки, развивающей умственные силы, в углублении и одновременном закреплении знаний в процессе их активного, особенно творческого, выражения. Опрос интенсивно совершенствует такие психические процессы, как память, воссоздающее и продуктивное воображение, мышление, речь. Воспитательный результат диагностики проявляется в формировании важных качеств личности: прилежания, само-' контроля, ответственности. Опросно-ответный метод получения обратной информации, с учетом особенностей возрастного развития детей, используется на всех этапах обучения. Однако выражение оценки в отметках в работе с шестилетками нецелесообразно.
Метод контрольных проверочных работ позволяет диагностировать состояние обученности учащихся на основе самостоятельного, индивидуального, группового или коллективного выполнения ими устных, письменных, двигательных, трудовых и иных заданий по всем предметам учебного плана. Успех проверочной работы тесно связан с обязательным применением в ней суммы полученных новых знаний, умений и навыков, глубина и прочность которых проверяются таким способом учителем. Полученная обратная информация используется педагогом в целях коррекции обучающе-познавательной деятельности как собственной, так и учащихся, обеспечения проверки и самопроверки. В контрольно-проверочных целях применяются задания по решению нового типа задач, проверке знаний, фактов, событий, хронологии. Широко используются диктанты, изложения, сочинения, изготовление поделок, рисунков, схем, чертежей, подготовка докладов, рефератов. Обучающее значение этого метода заключается в углублении и упрочении знаний школьников, в богатстве обратной диагностической информации, дающей учителю основания для уточнения методов работы и коррекции знаний, умений, навыков уча-' щихся. Развивающий эффект контрольно-проверочных работ является следствием предельной мобилизации ребенком своих духовных сил и способностей в сложной, ответственной, в известном смысле экстремальной учебной ситуации. Воспитательное влияние метода выражается в формировании у школьников чувства ответственности, умения сосредоточить духовные силы в нужный момент на самом главном. Контрольно-проверочные работы применимы в диагностике обученности учащихся всех возрастов. В начальных классах дети не всегда глубоко осознают личностное и педагогическое значение контрольного задания. В средних же и старших классах осознание школьниками этого значения стимулирует качество исполнения ими работы.
Зачетно-экзаменационный метод обеспечивает взаимодействие учителя с учащимися в целях подведения итогов изучения крупных тем, частей или целого курса с помощью монологических ответов, собеседования, ответов учащихся по заранее заготовленным вопросам, заданиям. Функции метода заключаются в том, чтобы установить степень глубины и прочности усвоения изученного материала, в организации интенсивной самостоятельной работы школьников по закреплению и систематизации знаний, умений и навыков. Зачет фиксирует завершение учащимися каких-либо практических заданий, работ: сбор дополнительной учебной информации по заданной теме, выращивание растений на учебно-опытном участке, исполнение поделок в мастерских, написание реферата по пройденному курсу. В зачет идет работа, выполненная на хорошем качественном уровне. В зависимости от характера, содержания работы зачет может быть индивидуальным, групповым или коллективным. Например, в зачет идет коллективная работа, когда урожай на учебно-опытном участке явился результатом группового или коллективного творчества.
Экзаменационный метод диагностики степени обученности ребят организуется в виде индивидуальных монологических ответов учащихся на доставшиеся по случайному выбору вопросы изученного курса. Диагностико-обучающее значение экзамена и зачета в том, что они дают возможность глубоко проанализировать знания, умения, навыки, степень развития каждого школьника в условиях мибилизации им всех своих возможностей. Развивающий эффект метода проявляется в активизации памяти, таких способов мышления, как систематизация, обобщение знаний, а также в совершенствовании устной и письменной речи. Воспитательное влияние зачетно-экзаменационной системы диагностики проявляется в стимулировании самоконтроля учащихся, в развитии у них добросовестности, умения владеть собой в сложных ситуациях, своевременно мобилизовать свои силы, в пробуждении здорового самолюбия. Экзамены и зачеты используются в работе с подростками и старшеклассниками, находящимися на пороге зрелости интеллектуальных и нравственных сил.
Все рассмотренные подгруппы методов этапа усвоения-воспроизведения обеспечивают прочное и глубокое усвоение учащимися знаний, умений, навыков, развитие их умственных сил и способностей. Однако этим не заканчивается процесс обучающего познания и развития детской личности. Он подходит к своей высшей кульминационной точке — к воспроизведению усвоенных знаний, умений и навыков путем самостоятельного творческого выражения, включения -индивидуального начала в учебную деятельность. К методам этапа воспроизведения-выражения относятся две подгруппы методов: учебно-творческие (самостоятельный поиск и оформление результатов, художественное исполнительство), учебно-критические (критический анализ результатов учебной деятельности, обучающее рецензирование).