Травматизм у детей второго детства (8-12 лет) и подростков

У детей в возрасте второго детства появляется самоконтроль и всебольшая координированность движений, растет сознательность.

После 11 лет начинается своеобразный переходный период от детского состояния к взрослому. Это очень подвижный, романтический период жизни. Подростку кажется, что он превзошел опыт окружающих его взрослых людей. У него появляется повышенный интерес ко всякого рода приключениям, а также стремление позабавиться, пошалить. Эти особенности объясняют стремление подростков производить различные эксперименты или играть с легко воспламеняющимися и взрывчатыми веществами, что нередко приводит к тяжелым последствиям.

К 15-16 годам происходит наибольшее развитие логического мышления, появляется самокритичность, уравновешенность и число травм в этом возрасте снижается.

Если в дошкольном возрасте встречаются преимущественно бытовые травмы, то у школьников преобладают другие виды травматизма (уличный, школьный, спортивный).

У детей этих возрастных периодов встречаются все известные нам виды травм (ушибы, ранения, переломы, ожоги, черепно-мозговая травма и т.д.). Однако ожоги у них бывают в 2 раза реже, чем у детей раннего возраста, но количество переломов увеличивается. На первом месте среди прочих стоит уличный травматизм. Дорожно-транспортные повреждения у детей данного возраста бывают, как правило, тяжелые и число их с каждым годом растет. Вот характерные обстоятельства, при которых возможен этот вид травм: внезапное появление на проезжей части дороги в неположенном месте перед близко идущим транспортом, вход и выход через двери движущегося транспорта и др.

Получают дети травмы и при езде на велосипеде и мопеде. Чаще всего такие травмы получают подростки, не соблюдающие правил дорожного движения.

Если мы не в силах полностью избежать дорожно-транспортных травм у детей, то по крайней мере, необходимо значительно снизить число этих повреждений. С этой целью надо иметь в достаточном количестве игровые площадки и велосипедные дорожки, не оставлять на улице детей безнадзорно, обучать их правилам дорожного движения. К сожалению, взрослые порой сами их не соблюдают, показывая детям дурные примеры. Поэтому дети, копируя взрослых, считают, что выполнять правила не обязательно.

Принято выделять отдельно школьный травматизм, т.е. травмы, которые дети получают в школе на уроках и переменах. Анализ статистического материала показывает, что наибольшее число травм происходит во время перемен. Вот наиболее частые обстоятельства, при которых дети получают травмы на переменах: падения, удары о твердые предметы, неосторожные движения, ранения острыми предметами, падения с высоты, повреждения падающими предметами и пр. Падения чаще всего бывают с лестницы, когда дети скатываются по ней, а также падение со стула, подоконника.

В процессе занятий травмы чаще всего случаются на уроках физкультуры и в основном у учащихся 5-9 классов. В этом возрасте программой предусмотрены упражнения на снарядах. Если дети не имеют достаточной общефизической подготовки и на уроке неудовлетворительно организована "страховка", то возможны травмы.

Случаются травмы (ранения, переломы, повреждения глаз, ожоги и др.) на уроках труда, химии, физики. Чтобы избежать этих повреждений, надо неукоснительно соблюдать правила безопасности при проведении опытов и отработки практических навыков.

Возможны травмы у детей во время проведения в школе праздничных утренников, вечеров, новогодних елок, во время походов и выездов за город. При проведении указанных мероприятий необходимо предусмотреть меры осторожности, исключающие несчастные случаи.

Наши рекомендации