II. Групповая работа со словесным и зрительным рядами.
Конечно, в жизни каждого из нас большую роль играют ласковые, иногда ворчливые, но беззаветно любящие и балующие нас бабушки. Многие поэты и писатели были воспитаны именно бабушками и нянями. Обращаемся к строчке из стихотворения Е. Евтушенко «Курносые надежды нашей Родины они толкают впереди себя».
Именно бабушки и няни вырастили, поставили на ноги Пушкина и Лермонтова, Горького, Цветаеву, Астафьева. Именно они всегда ждали приезда своих воспитанников, которые подчас делились с ними самым сокровенным, советовались, им первым читали свои произведения. У всех их есть произведения, проникнутые чувством благодарности к воспитавшим их бабушкам и няням: стихотворения «Няне», «Зимний вечер» А.С. Пушкина, повесть «Последний поклон» В. Астафьева, трилогия «Детство. Отрочество. Юность» М. Горького и т.д.
Сегодня мы познакомимся с этими, такими разными женщинами, сходными в одном - они были любящими бабушками для своих, ставших великими внуков.Класс делится на 5 групп, каждая из которых знакомится с небольшим текстом об одной из бабушек и выписывает в таблицу слова и словосочетания, передающие отличительные душевные качества, присущие этой женщине, её роль в судьбе поэта или писателя. Вначале каждый в группе работает самостоятельно, а затем её участники по очереди читают найденные слова и дополняют свои записи.
Группам были предложены следующие тексты:
1. Арина Родионовна Яковлева - няня Александра Сергеевича Пушкина.
Арина Родионовна вынянчила Пушкина, она первая пела ему русские песни и рассказывала сказки. Маленький Саша очень любил свою умную, добрую, ласковую няню и часто находил у неё прибежище от материнского гнета. Соединение добродушия и ворчливости, нежного расположения к молодости с притворной строгостью оставили в сердце Пушкина неизгладимые воспоминания.
Её простые речи и советы
И полные любови укоризны
Усталое мне сердце ободряли
Отрадой тихой...
Арина Родионовна была верной «подругой дней суровых» Михайловского ссыльного. Долгие зимние вечера Пушкин проводил в беседах с няней, нежно называя её «голубка дряхлая моя». Он посвящал почтенную старушку во все тайны своего гения:
Но я плоды своих мечтаний
И гармонических затей
Читаю только старой няне,
Подруге юности моей.
Она была хранительницей народной мудрости и олицетворением русской души. До последнего вздоха она самоотверженно любила своего питомца.
2. Елизавета Алексеевна Арсеньева - бабушка Михаила Юрьевича Лермонтова.
Лермонтову было всего два года, когда умерла его мать, и он остался на попечении бабушки Елизаветы Алексеевны Арсеньевой.
Рано овдовевшая, потерявшая единственную дочь, она всё своё внимание, всю свою любовь сосредоточила на внуке. Она баловала его, как только могла, ничего для него не жалела, ни в чем ему не отказывала. В Елизавете Алексеевне удивительно уживались два противоположных человека: деспотичная помещица с решительным и непреклонным характером и беззаветно любящая бабушка, посвятившая внуку всю свою жизнь.
Лермонтов с самого раннего детства ощущал искренность, нежность, теплоту заботливой бабушки и очень любил её. С самого рождения и до 1835 года они вообще ни разу не расставались: не могли друг без друга, да и не хотели. Строгий и повелительный вид Елизаветы Алексеевны не мешал именовать её «бабушкой» обширному кругу родственников. В мелких треволнениях и заботах о внуке она была счастлива.
На протяжении всей недолгой жизни Лермонтова она была его заступницей и хранительницей, говорившей: «Он один свет моих очей, всё моё блаженство в нем». Когда пришла весть о гибели Михаила, жизнь потеряла для неё смысл. Её разбил паралич, и через четыре года она умерла.
3. Акулина Ивановна Каширина - бабушка Максима Горького.
Первой «учительницей жизни» для Алеши Пешкова была его бабушка Акулина Ивановна. Ему необычайно повезло, что самой влиятельной силой, лепившей его детскую отзывчивую душу, стала эта пожилая русская женщина, её безграничная доброта. Бабушка умела быть «неустанно-доброй». Уже через много лет после смерти Акулины Ивановны горький скажет о ней: «...Какая она была сердечно-умная, мать всем людям». Бабушка Алеши была от природы жизнерадостный человек, искренне дружелюбный, умеющий собирать людей вокруг себя. «До неё, - вспоминает Алеша, - как будто спал я, спрятанный в темноте, но появилась она, разбудила, вывела на свет, стала на всю жизнь другом, самым близким сердцу, самым понятным и дорогим человеком. Это её бескорыстная любовь к миру обогатила меня, насытила крепкой силой для трудной жизни».
Акулина Ивановна не искала и не знала тишины и покоя. Её мир - это мир неустанного, не прекращающегося ни на минуту труда.
Бабушкина нравственная закалка - добротой, правдой, состраданием - оказалась той «средой», которая надежно защитила Алешину душу от холодности, очерствения.
4. Екатерина Петровна - бабушка Виктора Петровича Астафьева.
Виктора Астафьева воспитывала бабушка, которая преподала ему первые нравственные уроки - уроки доброты. Катерина Петровна обладала житейской мудростью, любовью к красоте и неудержимым стремлением к справедливости. Она была знатоком и ценителем обычаев и традиций русского народа. Всё, чем она сама обладала, Катерина Петровна стремилась вложить во внука, именно она научила Витю любить дом, в котором он рос, суровую, но кормящую их сибирскую природу, родную землю... Через семейные праздники и будни Виктор Астафьев впитывал в себя богатые народные традиции.
Радость для неё заключалась в привычной крестьянской работе, традиционном укладе деревенской жизни. Она от природы была наделена решительностью, выносливостью, а также мягкостью и добросердечием. Катерина Петровна всегда старалась всем помочь, разделить чужое горе. Как бы ни был ограничен круг её жизни, она чувствовала свою ответственность за всё, что происходило вокруг. Её можно назвать вечной хлопотуньей, в которой каждое желание шло от чистого сердца.
5. Мария Лукинична Бернацкая - бабушка Марины Ивановны Цветаевой.
Марина Цветаева никогда не видела своей бабушки. Мария Лукинична - полька по
происхождению, великолепная музыкантша - умерла молодой, оставив сиротой полумесячную дочку, мать Марины Цветаевой. Поэтому неслучайно в стихотворении «Бабушке» Марина назовет её «юная бабушка».
От 27-летней жизни Марии Лукиничны остался лишь портрет, который висел в спальне Марининых родителей. С него смотрело темноокое, с тяжелыми веками печальное лицо с правильными, милыми чертами, добрым, горечью подернутым ртом. Старинной моды два локона, прямой пробор темных волос, и через всё, надо всем - этот тяжелый взгляд куда-то вбок, мимо, вдаль, взгляд весомый, как сама печаль.
Опустив тонкую руку с обручальным кольцом на шелк черной кофты, тускло светясь в темной спальне локоном и нежной щекой, юная бабушка из рамы смотрела на Марину печальной улыбкой темных глаз с тяжелыми веками.
После того как работа закончена, заслушивается каждая группа.
Итогом этого этапа урока становится заполненная таблица из пяти столбцов с чертами характера, внешности, душевного мира каждой бабушки (няни) писателя.
Обращаем внимание учеников на то, как глубоко сумела М. Цветаева «прочитать» портрет своей бабушки, которой она не знала, и отразить свои чувства в стихотворении «Бабушке». Попытаемся и мы заглянуть в тайны жизни бабушек через их портреты.
Каждая группа получает репродукцию с портрета А. Шилова или Е. Романовой и вопрос, на который предстоит совместно найти ответ.
1-я группа - А. Шилов «Моя бабушка».
- Как раскрывается в портрете судьба этой женщины?
2-я группа - А. Шилов «Зацвел багульник».
- В чем красота этой женщины? Как раскрывает художник в этой картине тему «вечера жизни» и «утра природы»?
3-я группа - А. Шилов «Ожидание».
- Какие беды, испытания выпали на долю поколения наших бабушек?
4-я группа - А. Шилов «Одна».
- Чем страшна для человека старость?
5-я группа - Е. Романова «Триптих».
- Как художник раскрывает в триптихе смысл женской судьбы?
III. Разрыв.
Обращаемся к теме урока: «Молодость и старость - прикосновение». - Какими словами можно охарактеризовать молодость, какие черты, свойства присущи ей? (Беззаботность, веселье, радость, надежда, мечта, силы открытие жизни, бодрость.)
Эти качества записываются на лепестках нарисованного «цветка молодости».
Какой образ поможет нам выразить сущность старости, отразить качества, присущие этому периоду жизни?
Многие предложили образ «солнышка», потому что бабушки, как и солнце, дарят своё тепло и ласку другим. Другие называли такие качества: доброта, надежда, мудрость, опыт, воспоминания, забота, любовь...
Внуки, как цветы, растут под лучами тепла бабушек и радуют их своими успехами. И надо уметь не обижать своих бабушек, дарить им радость.