Общий перечень видов самостоятельной работы
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФБГОУ ВПО
«Иркутский государственный технический университет»
Институт изобразительных искусств и социально-гуманитарных наук
Кафедра ______психологии_____
ПЕДАГОГИКА В ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВЕ
Методические рекомендации к самостоятельной работе
Направление подготовки: 07.04.04_ «Градостроительство»_
КОД по ОКСО 2005 «Наименование»
Профиль подготовки: Проектирование градостроительных ландшафтов
КОД по ОКСО 2005 «Наименование»
Квалификация (степень) ________магистр______
Форма обучения ___очная, очно-заочная______________
Составитель_Пуляевская Ольга Владимировна, к.психол.н., доцент,________
___зав. каф. психологии ИрГТУ________________
(ФИО, должность, ученая степень и ученое звание разработчик, место работы)
Иркутск 2016 г.
Общий перечень видов самостоятельной работы
- подготовка к практическим занятиям;
- реферирование первоисточников;
- проведение диагностики профессионально-важных качеств будущего инженера-градостроителя, описание результатов диагностики;
- подготовка докладов по проблеме использование диалоговых технологий обучения и формирования творческого мышления студентов
- подготовка к зачету
Методические рекомендации для выполнения для каждого задания самостоятельной работы (описание приводится для каждого вида работ отдельно)
Вид работы 1: подготовка к практическим занятиям
Цель работы - совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности знания и умения, расширять и углублять свое научное мировоззрение;
Содержание заданий – на основе изучения учебной литературы подготовить ответы на вопросы, подготовиться к обсуждению данных вопросов на практических занятиях.
Требования к отчетным материалам: письменная подготовка ответов на вопросы к практическим занятиям (подготовка тезисов)
Подготовка к практическому занятию № 1. Философия креативного образования в градостроительной сфере.
Цель занятия:на основе изучения литературных источниковвыделить актуальные социальные и профессиональные проблемы градостроительного образования, совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности знания и умения, расширять и углублять свое научное мировоззрение .
Подготовиться к обсуждению следующих вопросов:
1. Творческое образование как общечеловеческая ценность, как социокультурный феномен и педагогический процесс.
2. Цель, содержание креативного образования, единство образования и самообразования.
3. Влияние креативного образования в становление профессионально-важных качеств инженера-градостроителя.
Подготовка к практическому занятию № 2. Этика креативного образования
Цель занятия:на основе изучения литературных источниковвыделить этические проблемы креативного образования, совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности знания и умения, расширять и углублять свое научное мировоззрение.
Подготовиться к обсуждению следующих вопросов:
1. Нравственные и юридические принципы креативного образования.
2. Нормы креативно-педагогической деятельности.
3. Методы и средства формирования креативного мышления.
Подготовка к практическому занятию № 3. Психология креативного образования
Цель занятия:совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности знания и умения, расширять и углублять свое научное мировоззрение; формировать креативность в применении теоретических и практических знаний отечественной и мировой культуры в практической, научной и педагогической деятельности.
Подготовиться к обсуждению следующих вопросов:
1. Творчество как результат и процесс деятельности.
2. Этапы становления творческой деятельности.
3. Психологические предпосылки и условия развития творческого потенциала личности
Задание: составить таблицу по истории становления психологии творчества и творческого образования.
Подготовка к практическому занятию № 4. Предмет и понятийно-категориальный аппарат креативной педагогики.
Цель занятия:совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности знания и умения, расширять и углублять свое научное мировоззрение; формировать креативность в применении теоретических и практических знаний отечественной и мировой культуры в практической, научной и педагогической деятельности.
Подготовиться к обсуждению следующих вопросов:
1. Методологические подходы к определению креативных педагогических технологий обучения.
2. Критерии оценки знаний и творческого потенциала студентов
3. Интенсивные технологии обучения: цикловое обучение с «погружением в предмет»; технология обучения с использованием «опорных сигналов»; компьютерные технологии обучения.
4. Креативные технологии обучения: проблемное обучение; сократовский вопросно-развивающий метод; ТРИЗ- технология; исследовательский метод.
5. Высокие технологии обучения: личностно-ориентированное обучение; технология, базирующаяся на интеграции знаний; технология функциональной личностно-ориентированной профессиональной подготовки.
Подготовка к практическому занятию № 5. Методология градостроительного образования
Цель занятия:совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности знания и умения, расширять и углублять свое научное мировоззрение; формировать креативность в применении теоретических и практических знаний отечественной и мировой культуры в практической, научной и педагогической деятельности.
Подготовиться к обсуждению следующих вопросов:
1. История развития градостроительного общекультурного и профессионального образования.
2. Теория и методы градостроительного общекультурного и профессионального образования на современном этапе развития.
Подготовка к практическому занятию № 6. Педагогические аспекты организации градостроительной деятельности.
Цель занятия:формировать креативность в применении теоретических и практических знаний отечественной и мировой культуры в практической, научной и педагогической деятельности, способность к осуществлению педагогической деятельности в образовательных учреждениях среднего, высшего и дополнительного профессионального образования.
Подготовиться к обсуждению следующих вопросов:
1) Современные подходы, методы и приемы организации учебного материала и учебного процесса по градостроительству и архитектурному проектированию.
2) Технологии дифференцированного обучения с учетом типологии личности и стиля обучения
3) Интеграция и преемственность профессионального образования на разных ступенях образования, интеграция образовательных программ в интегрированных системах многоуровневого высшего и многоступенчатого профессионального образования архитектуры и градостроительству.
Практические задания:
1) проанализировать стандарты профессионального образования по направлению подготовки «Градостроительство» (с присвоением квалификации бакалавр);
2) составить примерный учебный план по направлению подготовки «Градостроительство» (с присвоением квалификации бакалавр)
3) представить конспект проведения лекционного и практического занятия по одной из дисциплин ОПД по направлению подготовки «Градостроительство»
Вид работы 2: реферирование первоисточников по теме «Концепции творчества», «Современные направления и средства психологии творчества и творческого образования»
Цель работы - совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности знания и умения, расширять и углублять свое научное мировоззрение;
Содержание заданий – на основе теоретического анализа первоисточников представить рефераты по темы «Концепции творчества», «Современные направления и средства психологии творчества и творческого образования»
Требования к отчетным материалам: представление рефератов на листах формата А 4, объем до 10 страниц машинописного текста в формате word, шрифт - Times New Roman, 14
Вид работы 3: проведение диагностики профессионально-важных качеств будущего инженера-градостроителя, описание результатов диагностики
Цель работы – формировать креативность в применении теоретических и практических знаний отечественной и мировой культуры в практической, научной и педагогической деятельности.
Содержание заданий – на основе требований к квалификационной характеристике инженера-градостроителя подобрать диагностические методики выявления профессионально-важных качеств, провести в учебной группе и составить письменный отчет по результатам проведения диагностики
Требования к отчетным материалам: представление письменный отчет по результатам диагностики профессионально-важных качеств инженера-градостроителя.
Вид работы 4: подготовка докладов по проблеме использования диалоговых технологий обучения и формирования творческого мышления студентов
Цель работы – формировать креативность в применении теоретических и практических знаний отечественной и мировой культуры в практической, научной и педагогической деятельности.
Содержание заданий – на основе анализа первоисточников подготовить доклад, в докладе отразить освещение следующих вопросов: место диалога в системе обучения, типология и композиция диалогов, барьеры диалогического взаимодействия и приемы их устранения, диалоговые технологии обучения, диалог- инструментарий креативной педагогики
Требования к отчетным материалам: представление рефератов на листах формата А 4, объем до 10 страниц машинописного текста в формате word, шрифт - Times New Roman, 14.
Вопросы к зачету
1. Творческое образование как предмет философии.
2. Понятийно-категориальный аппарат философии творческого образования.
3. Творческое образование как общечеловеческая ценность, как социокультурный феномен и педагогический процесс.
4. Цель, содержание креативного образования, единство образования и самообразования.
5. Общие формы организации креативной деятельности.
6. Генеалогия философских учений творческого образования, современные философские концепции творческого образования личности.
7. Изменение целевых установок образования на современном этапе развития.
8. Влияние креативного образования в становление профессионально-важных качеств инженера-градостроителя.
9. Нравственные и юридические принципы креативного образования.
10. Нормы креативно-педагогической деятельности.
11. Специфика функционирования криативного, аналитического и критического мышления.
12. Методы и средства формирования креативного мышления.
13. Предмет и понятийно-категориальный аппарат психологии творчества и творческого образования.
14. Творчество как результат и процесс деятельности.
15. Этапы становления творческой деятельности.
16. История становления психологии творчества и творческого образования.
17. Концепции творчества.
18. Современные направления и средства психологии творчества и творческого образования.
19. Психологические предпосылки и условия развития творческого потенциала личности.
20. Предмет и понятийно-категориальный аппарат креативной педагогики.
21. Методологические подходы к определению креативных педагогических технологий обучения.
22. История развития креативно-педагогических учений.
23. Современные креативно-педагогические теории и понятийно-категориальные системы.
24. Классификация способов мышления.
25. Определение креативных технологий обучения и их классификационные признаки.
26. Технологии обучения в трехмерном пространстве критериев качества и образовательной среды.
27. Интенсивные технологии обучения: цикловое обучение с «погружением в предмет»; технология обучения с использованием «опорных сигналов»; компьютерные технологии обучения.
28. Креативные технологии обучения: проблемное обучение; сократовский вопросно-развивающий метод; ТРИЗ- технология; исследовательский метод.
29. Высокие технологии обучения: личностно-ориентированное обучение; технология, базирующаяся на интеграции знаний; технология функциональной личностно-ориентированной профессиональной подготовки.
30. История развития градостроительного общекультурного и профессионального образования.
31. Теория и методы градостроительного общекультурного и профессионального образования на современном этапе развития.
32. Градостроительно-педагогическая практика.
33. Современные подходы, методы и приемы организации учебного материала и учебного процесса по градостроительству и архитектурному проектированию.
34. Дифференциация креативного образования: определения и классификация.
35. Типология личности по стилям обучения.
36. Технологии дифференцированного обучения с учетом типологии личности и стиля обучения.
37. Интеграция знаний: определения и классификация.
38. Внутри-дисциплинарная, междисциплинарная и над-дисциплинарная интеграция знаний.
39. «Стержневая» интеграция и технология обучения, ориентированная на решение проблем.
40. Интеграция и преемственность профессионального образования на разных ступенях образования, интеграция образовательных программ в интегрированных системах многоуровневого высшего и многоступенчатого профессионального образования архитектуры и градостроительству.