Семинарские (практические) занятия
Целью семинарских занятий является углубление, закрепление и систематизация теоретических знаний, полученных на лекциях, но главным образом во время самостоятельной работы с рекомендованной литературой.
В процессе проведения семинарских (практических) занятий студенты приобретают дополнительные знания, более углубленно изучают отдельные, наиболее сложные проблемы дисциплины, учатся излагать усвоенный материал, участвовать в дискуссиях, отстаивать собственную позицию, применять полученные знания для решения практических вопросов.
Именно семинарские занятия во многом обеспечивают должное знание дисциплины и успешную сдачу зачета. Проведение семинаров призвано также определить уровень знания каждым студентом пройденного материала. На семинарских занятиях проводятся контрольные проверки знаний студентов (текущий контроль, рубежный контроль).
Подготовка студента к семинару ведется по плану, заранее выданному преподавателем. При подготовке к семинарским (практическим) занятиям студенту необходимо: внимательно прочитать конспект лекции по теме занятия; изучить рекомендуемую нормативно-правовую и учебную литературу (основную и дополнительную), в которой содержится более подробная информация по учебной теме; продумать ответы по вопросам темы, быть готовым к дискуссии по спорным вопросам, вынесенным на семинарское занятие, что требует обдумывания аргументации и системы доказательств той точки зрения, которая, по мнению студента, является наиболее приемлемой. Если возникнут затруднения в понимании темы, следует определить круг неясных вопросов, которые можно обсудить на семинарских занятиях.
В процессе преподавания дисциплины «Теоретические основы квалификации преступлений», в том числе во время проведения семинарских (практических) занятий активно используются интерактивные технологии. Применение интерактивных технологий позволяет преподавателю соединить социальную деятельность каждого студента, связать его интеллектуальную учебную, профессиональную деятельность и межличностное познавательное общение.
В процессе проведения практических занятий со студентами по дисциплине «Уголовное право (Особенная часть)» используются следующие технологии интерактивного обучения:
1. Дискуссия как метод обучения используется в следующих случаях:
когда студенты уже имеют некоторое знание предмета обсуждения, а преподаватель хочет обобщить их опыт и углубить их понимание;
когда студенты испытывают потребность в знании взглядов других людей или в изменении своих устоявшихся взглядов.
В ходе занятия преподаватель должен управлять дискуссией, задавая вопросы. Вопросы должны быть краткими, простыми по содержанию и легкими для понимания, иметь отношение к чему-то одному, следовать друг за другом в логическом порядке. Преподаватель может поинтересоваться их собственным мнением по этому поводу до того, как развернуть широкую дискуссию. Такой подход особенно полезен, если поднятый студентами вопрос посвящен новой или неизвестной проблеме.
Обсуждение проблем на занятии приносит больше пользы, когда аудитория имеет дело с мнениями, а не с фактами. Для этого необходимо всегда делать обобщения высказанных противоположных мнений так, чтобы все высказавшиеся остались довольны и чтобы все смогли сделать свои собственные выводы. Преподаватель на занятии может задавать вопросы как группе в целом, так и конкретному студенту. Вопросы к конкретному студенту также помогают «подогреть» дискуссию, когда из нее уже «выпущен пар». При этом необходимо избегать задавать участникам вопросы в каком-то строгом порядке, например, «по часовой стрелке».
Компетентный преподаватель, как правило, ставит следующие цели:
создать атмосферу непринужденности,
обеспечить понимание и принятие студентами целей дискуссии и вести их к достижению этих целей,
стимулировать высказывание идей,
обеспечить для всех равную возможность участвовать в дискуссии,
помочь студентам придерживаться предмета обсуждения,
не давать обидных комментариев, переспрашивать в случае неясностей или странных идей,
при необходимости обеспечивать студентов информацией, давать определения терминам,
слушать участников так, чтобы они понимали значимость и полезность высказываемого,
всегда подводить итоги дискуссии.
2. Работа в малых группах. В последнее время проявляется огромный интерес к групповому или командному обучению. Это обучение проводится в малых группах сотрудничества, когда создается дух единой команды, и каждый член группы несет ответственность за себя и за группу в целом. Предпочтительно, чтобы членство в группе было стабильным и постоянным, а коллективные работы включались в систему контроля и оценки учебных достижений как группы в целом, так и каждого из ее членов. Фактор социального взаимодействия и межличностного общения положительно влияет на развитие коммуникабельности, мышления и интеллекта, приводит к более высоким учебным результатам по сравнению с традиционными фронтальными формами и методами обучения. Оптимальной по размеру является группа из 4-х человек: сильный, два средних и слабый студенты; два юноши и две девушки. Такая группа обладает наивысшей степенью работоспособности и продуктивности, она наиболее удобна для внутригруппового общения, она легко перегруппировывается в две подгруппы, поэтому в ней удобно работать в парах.
Во время выполнения заданий педагог координирует и направляет работу малых групп.
Малые группы могут работать в следующих режимах:
вся группа работает коллективно над всеми или большинством учебных заданий,
группа предпочитает работать в подгруппах по два человека, каждый член группы предпочитает работать индивидуально,
и только затем группа сравнивает и обсуждает результаты.
Наиболее идеальным, с точки зрения командного обучения, является первый режим. В остальных двух случаях очень важно сохранить командный дух. Формирование и поддержка такого духа является наиболее трудной для педагога задачей. При работе в малых группах изучаемая на занятии учебная тема разбивается на несколько разделов. Каждый член малой группы становится экспертом по определенному разделу. Он получает от преподавателя учебное задание, которое он должен выполнить, и контрольные вопросы, на которые должен ответить. Выполнив задание и ответив на вопросы, эксперты разных малых групп, работающие по одинаковым разделам, обсуждают друг с другом правильность выполненной работы. Преподаватель участвует в обсуждении, внося коррективы. Затем каждый эксперт объясняет выполненное задание членам своей малой группы, задает им контрольные вопросы, отвечает на вопросы других членов малой группы. Каждый член группы должен быть готов выступить от ее имени с изложением основных результатов и выводов при их фронтальном обсуждении.
3. Классический мозговой штурм. Мозговой штурм – это метод работы группы, согласно которому первоочередной целью является нахождение новых альтернативных вариантов решений в проблемной ситуации.
Все проблемы условно разделяют на три основных характерных типа:
аналитические или причинные (например, почему клиенты слабо заинтересованы в приобретении вашего продукта),
синтетические (как обеспечить эффективную и достаточную реализацию продукта при условии слабой заинтересованности клиентов),
проблемы выбора (какой выбрать наиболее быстрый способ эффективной реализации вашего продукта).
Стадии мозгового штурма:
представление проблемы для рассмотрения,
выдвижение как можно большего количества идей для решения проблемы,
лицо, представляющее проблему для рассмотрения, выбирает несколько идей для дальнейшей проработки,
на основе отобранных идей разрабатывают альтернативные варианты решения.
Процесс мозгового штурма обычно длится 2-3 ч, из них большая часть времени приходится на последнюю стадию − выработку действенных управленческих решений.
Для проведения совещания по принципу мозгового штурма необходимо соблюдать следующие условия:
определить и сформулировать задачу, которую необходимо решить, наиболее сложную или наиболее важную;
в обсуждении должны участвовать не более 7-12 человек;
участников разместить по принципу «круглого стола».
Правила поведения мозгового штурма:
необходимо жестко определить время обсуждения. Ограничение времени порождает стресс, который стимулирует умственную деятельность. Оптимальное время – около 30 минут;
никто не должен критиковать идеи. Запрет на критические высказывания облегчает выдвижение любых идей. 95% людей не в состоянии творчески работать в условиях «нормальной угрозы»;
необходимо отбирать лучшие идеи, а не отбрасывать худшие;
не устанавливать авторства идей. Лучшие идеи − это плод коллективного творчества;
когда найден выход из сложной ситуации, участников необходимо разделить на две группы – «доброжелателей» и «противников», найти слабые места в решении и проверить его на прочность;
окончательное решение необходимо сформулировать и записать.
4. Проигрывание ролей.
Суть метода проигрывания ролей заключается в том, что между участниками распределяют имеющиеся в ситуации роли. В конкретной ситуации и в практикующем упражнении роли часто предписаны по тексту, сюжету или сценарию. В групповой работе роли участникам могут предписываться преподавателем. Моделируя те или иные роли, участники вырабатывают определенные навыки и умения, образцы соответствующего поведения по выполнению этих ролей в реальной жизни.
5. Практикующее упражнение.
В процессе обучения практикующее упражнение представляет собой текстуально изложенное задание по решению конкретной проблемы. Упражнение, как правило, содержит информацию и данные, пользуясь которыми студенты индивидуально, а чаще с использованием метода групповой работы пытаются найти свое решение. Выполнение упражнений помогает студентам увидеть и понять происходящее в практике, выработать соответствующие навыки и умения.
Таким образом, внедрение инновационных технологий обучения в образовательный процесс подготовки студентов имеет следующие функции:
всестороннее развитие личности студента и педагога;
демократизацию их совместной деятельности и общения;
гуманизацию учебно-воспитательного процесса;
ориентацию на творческое преподавание и активизацию инициативы студента в формировании себя как будущего управленца-профессионала;
модернизацию средств, методов, технологий и материальной базы обучения, способствующих формированию инновационного мышления будущего специалиста.
Практические занятия по дисциплине «Уголовное право» включают в себя решение теоретических проблем и практических задач, максимально приближенных к реальной деятельности судебно-следственных органов. В процессе проведения практических занятий используются слайды, видеоматериалы, современные информационные технологии, иные наглядные средства. Практикуются разнообразные формы активного занятия - деловые и ролевые игры, работа в малых группах, мозговой штурм, а также гибкая система контроля качества усвоения учебного материала. Выбор той или иной формы занятия преподаватель осуществляет в зависимости от специфики предмета. Практикуются решения студентами казусов, составленных по материалам судебно-следственной практики, ситуационных задач.
Рекомендации по темам