И грамматического строя экспрессивной речи
1. Активный словарь.
1.1.Конкретные существительные.
Предлагается назвать картинки по темам: «Игрушки», «Посуда», «Одежда», «Обувь», «Животные», «Семья», «Мебель» и др. – в соответствии с программой детского сада.
1.2. Обобщающие понятия.
Назвать одним словом группу предметов.
1.3.Существительные, обозначающие части тела, части предметов.
С 5 лет:
- Части тела: голова, ноги, руки, нос, рот, грудь, живот, шея и др. ___________________
______________
- Части одежды: рукав, воротник, пуговица________________________________________
- Части предметов мебели: спинка, ножка, сиденье ________________________________
- Части автомобиля: дверца, колёса, руль, кабина __________________________________
С 6 лет:
- Части тела: локоть, колено, пальцы, ноготь ______________________________________
- Части предметов одежды: воротник, манжета, петля _____________________________
- Части автомобиля: кузов, кабина, фары, мотор ___________________________________
- Части окна: рама, подоконник, стекло __________________________________________
1.4.Названия профессий.
1.5.Глагольный словарь. Употребление глаголов при ответах на вопросы.
С 5 лет:
- Что ты делаешь в течение дня? _________________________________________________
- Кто как передвигается? _______________________________________________________
- Кто как кричит? _____________________________________________________________
С 6 лет:
- Кто какие звуки издаёт? ______________________________________________________
- Кто что делает (с использованием названий профессий)? __________________________
______________
1.6.Прилагательные.
Названия цветов.
С 4 лет:
белый, чёрный, красный, синий, зелёный ____________________________________________
С 5 лет:
коричневый, розовый, голубой, оранжевый__________________________________________
Название формы.
С 5 лет:
Круглый, квадратный, треугольный, овальный, прямоугольный________________________
1.7.Подбор антонимов (с 6 лет):
добро - зло высокий – …
горе - … лёгкий – …
друг - … поднимать – …
хороший - … давать – …
большой - … покупать – …
широкий - …
2.Состояние словоизменения.
С 4 лет:
2.1.Употребление существительных в именительном падеже единственного и множественного числа:
стол – столы дерево - …
кукла - … окно - …
ухо - … стул - …
слон - … воробей - …
рукав - … пень - …
глаз - … лев - …
рот - … сон - …
лист - …
2.2.Употребление существительных в косвенных падежах без предлога:
- У меня есть карандаш (кукла) ___________________________________________
- У меня нет … _________________________________________________________
- Я рисую … ___________________________________________________________
- Папа пишет … ________________________________________________________
С 5 лет:
2.3.Употребление формы родительного падежа множественного числа существительных:
Много чего?
шар – шаров дерево - …
стол - … лист - …
дом - … стул - …
берёза - … мяч - …
чашка - … ключ - …
книга - … карандаш - …
2.4.Употребление предложно-падежных конструкций (с предлогами в, на, под, над, за, перед, около).
2.5.Согласование прилагательных с существительными в единственном числе.
Назвать цвет предметов:
Шар - …, ведро - …, платье - …, машина - …, ботинок - ….
2.6.Употребление словосочетаний – числительных два и пять с существительными:
дом – два дома, пять домов шар - …
кукла - … жук - …
С 6 лет:
карандаш – два карандаша, пять карандашей
ключ - … озеро - …
лев - … дверь - …
3.Состояние словообразования.
С 5 лет:
3.1.Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
- Как назвать маленький предмет?
стол - столик кукла - …
мяч - … ложка - …
дом - … шкаф - …
кровать - … миска - …
берёза - …
С 6 лет:
гриб – грибок воробей - …
лиса - … одеяло - …
лист - …
3.2.Образование названий детёнышей животных.
С 4 лет:
у кошки – котёнок у гуся - …
у утки - … у лисы - …
С 5 лет:
у зайца - … у медведя - …
у белки - … у волка - …
С 6 лет:
у коровы - …
у лошади - …
у собаки - …
3.3.Образование прилагательных от существительных ( с 6 лет):
- относительных (из чего сделано):
дерево – деревянный резина - …
бумага - … металл - …
солома - … снег - …
мех - … брусника - …
пух - … черника - …
кирпич - … шерсть - …
- притяжательных (чей? чья? чьё?)
сумка мамы – мамина хвост зайца - …
кофта бабушки - … лапа медведя - …
газета папы - … шерсть волка - …
нора лисы - …
3.4.Образование приставочных глаголов (с 6 лет)
Назвать действия (Что делает мальчик?):
ходит – уходит –входит – выходит – переходит
бежит – убегает – выбегает – вбегает – перебегает
летит - …
3.5.Образование глаголов совершенного вида (с 6 лет):
рисовал – нарисовал
писал - …
делал - …
Состояние связной речи
Предлагается пересказ (для детей 4-5 лет), рассказ по серии сюжетных картинок (для детей 6 лет).
Логопедическое заключение
________
______________
______________
______________
Дата _________________________________ Логопед ________________________________
Консультации врачей-специалистов:
ЛОР
Невропатолог
Психоневролог
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
РЕЧЕВАЯ КАРТА
РЕБЕНКА МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
(ОТ 3 ДО 4 ЛЕТ)
АВТОР-СОСТАВИТЕЛЬ Н.В. НИЩЕВА
Анкетные данные
Фамилия, имя ребенка ____________________________________________________________
Дата рождения, возраст ___________________________________________________________
Домашний адрес _________________________________________________________________
________________
Откуда поступил ________________________________________________________________
________________
Сведения о родителях:
мать (фамилия, имя, отчество, возраст на момент родов) _______________________________
________________
отец (фамилия, имя, отчество, возраст) ______________________________________________
________________
Национальный язык ______________________________________________________________
Двуязычие ______
Решения МППК
Решением МППК от __________________протокол № _________________________________
принят в логопедическую группу на срок ___________________________________________
Заключение МППК ______________________________________________________________
________________
________________
________________
________________
Дата заполнения речевой карты ____________________________________________________
Логопед (Ф.И.О., подпись) ________________________________________________________
* * *
Решением МППК от __________ продлено пребывание в логопедической
группе с диагнозом ______________________________________________________________
________________
________________
на срок _________
Ответственный за продление (Ф.И.О.) ______________________________________________
Члены МППК ___________________________________________________________________
________________
________________
* * *
Решением МППК от ___________выпускается из логопедической группы
с (состояние речи) ________________________________________________________________
________________
________________
в (тип ДОУ) _____
________________
Ответственный за выпуск (фамилия, имя, отчество, подпись) ___________________________
Члены МППК (Ф.И.О., подписи) ___________________________________________________
________________
________________
Анамнез
Наличие речевых, нервно-психических, хронических заболеваний у родителей до рождения ребенка
мать: __________
отец: ___________
От которой по счету беременности ребенок __________________________________________
Характер протекания беременности (токсикозы, инфекции, травмы,
хронические заболевания) _________________________________________________________
________________
Роды (досрочные, срочные, быстрые, стремительные, обезвоженные,
затяжные) _______
________________
Стимуляция _____
Когда закричал ребенок ___________________________________________________________
Наблюдалась ли асфиксия _________________________________________________________
Резус-фактор, совместимость ______________________________________________________
Вес и рост при рождении _________________________________________________________
Вскармливание:
когда принесли кормить __________________________________________________________
как взял грудь ___________________________________________________________________
как сосал (срыгивания, поперхивания) ______________________________________________
Грудное вскармливание до _____________________________________________________
Срок выписки из роддома _________________________________________________________
(если задержались, то почему) _____________________________________________________
________________
________________
После выписки из родильного дома
особенности сна _________________________________________________________________
________________
________________
особенности бодрствования _______________________________________________________
________________