Семинар 5. Современные дидактические концепции
Семинар 1. Сущность процесса обучения. Категориальный аппарат дидактики.
Структура занятия
1. Становление дидактики как отрасли педагогической науки. Сущность дидактики с позиции современной социокультурной ситуации. Основные категории дидактики (обучение, преподавание, учение, знания, умения, навыки, компетенция, компетентность, образование).
2. Сущность, логика и противоречия процесса обучения.
3. Закономерности и принципы процесса обучения.
4. Функции процесса обучения.
5. Формирование положительной мотивации учения.
Рекомендуемая литература
Базовый учебник: Голованова Н.Ф. Педагогика. М., 2011. Гл. 3.
Дополнительная литература:
1. Безрукова В.С. Все о современном уроке в школе: проблемы и решения. В 2 кн. Кн. 1. - 160 с; 20. Кн. 2. - 128 с; 20. - М.: Сентябрь, 2004.
2. Гребенюк, О. С. Теория обучения : Учебник для вузов / О. С. Гребенюк, Т. Б. Гребенюк. - М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.
3. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб.пособие для студентов вузов. - М.: Академия, 2001.
4. Иванова Е.О., Осмоловская И.М. Теория обучения в информационном обществе. М., 2011.
5. Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах и таблицах. М., 2008.
6. Компетентностный подход к формированию содержания образования: монография / Под ред. И.М. Осмоловской. М., 2007.
7. Краевский В.В. Основы обучения. Дидактика и методика. М., 2007.
8. Педагогика: электронный учебник /под ред. Л.П. Крившенко. М.,2011.
Электронные ресурсы:
1. Богус М.Б. Основы дидактики: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей. М., 2004 // http://window.edu.ru
2. Буслаева Е.М., Елисеева Л.В., Зубкова А.С., Петунин С.А., Фролова М.В. Теория обучения. Учебное пособие. М., 2012 // http://www.iprbookshop.ru
2. Ибрагимов Г.И., Ибрагимова Е.М., Андрианова Т.М. Теория обучения. Учебное пособие. М., 2011 // Издательство «Лань» Электронно-библиотечная система http://www.e.lanbook.com
3. Новиков А.М. Методология учебной деятельности М., 2005 http://window.edu.ru
3. Педагогика. Учебное пособие /Ред. П.И. Пидкасистого. М., 2012 // Издательство «Лань» Электронно-библиотечная система http://www.e.lanbook.com
4. Подласый И.П. Педагогика в 3-х книгах. Кн. 2: Теории и технологии обучения М., 2008 Университетская библиотека онлайн http://www.biblioclub.ru
Семинар 2. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности
Структура занятия
1. Понятие «содержание образования». Документы, в которых определяется содержание образования.
2. Компоненты содержания образования.
3. Принципы и критерии отбора содержания образования.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт.
5. Учебный план, учебная программа, учебники.
6. Современная концепция содержания образования: содержание образования как фундамент базовой культуры личности.
Рекомендуемая литература
Базовый учебник: Голованова Н.Ф. Педагогика. М., 2011. Ч. 3.
Дополнительная литература:
1. Иванова Е.О., Осмоловская И.М. Теория обучения в информационном обществе. М., 2011.
2. Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах и таблицах. М., 2008.
3. Компетентностный подход к формированию содержания образования: монография / Под ред. И.М. Осмоловской. М., 2007.
4. Краевский В.В. Основы обучения. Дидактика и методика. М., 2007.
5. Педагогика: электронный учебник /под ред. Л.П. Крившенко. М.,2011.
Электронные ресурсы:
1. Буслаева Е.М., Елисеева Л.В., Зубкова А.С., Петунин С.А., Фролова М.В. Теория обучения. Учебное пособие. М., 2012 // http://www.iprbookshop.ru
2. Ибрагимов Г.И., Ибрагимова Е.М., Андрианова Т.М. Теория обучения. Учебное пособие. М., 2011 // Издательство «Лань» Электронно-библиотечная система http://www.e.lanbook.com
3. Педагогика. Учебное пособие /Ред. П.И. Пидкасистого. М., 2012 // Издательство «Лань» Электронно-библиотечная система http://www.e.lanbook.com
4. Подласый И.П. Педагогика в 3-х книгах. Кн. 2: Теории и технологии обучения М., 2008 Университетская библиотека онлайн http://www.biblioclub.ru
Семинар 3. Методы и средства обучения.
Структура занятия
1. Понятие и сущность метода обучения. Средства и приёмы обучения.
2. Различие подходов к классификации методов обучения.
3. Сущность и особенности классификации методов обучения по источнику знаний.
4. Сущность и особенности классификации методов обучения по типу познавательной деятельности.
5. Классификация средств обучения (по составу объектов).
6. Критерии оптимального выбора метода обучения.
Рекомендуемая литература
Базовый учебник: Голованова Н.Ф. Педагогика. М., 2011. Ч. 3.
Дополнительная литература:
1. Иванова Е.О., Осмоловская И.М. Теория обучения в информационном обществе. М., 2011.
2. Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения / В. В. Гузеев. - М.: Народное образование, 2001.
3. Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах и таблицах. М., 2008.
4. Компетентностный подход к формированию содержания образования: монография / Под ред. И.М. Осмоловской. М., 2007.
5. Краевский В.В. Основы обучения. Дидактика и методика. М., 2007.
6. Педагогика: электронный учебник /под ред. Л.П. Крившенко. М.,2011.
Электронные ресурсы:
1. Дидактические методы, активизирующие процесс обучения. Учебно-методическое пособие. М., 2011 // http://rucont.ru
2. Кашлев С.С. Интерактивные методы обучения. Минск, 2011 Университетская библиотека онлайн http://www.biblioclub.ru
3. Педагогика. Учебное пособие /Ред. П.И. Пидкасистого. М., 2012 // Издательство «Лань» Электронно-библиотечная система http://www.e.lanbook.com
4. Подласый И.П. Педагогика в 3-х книгах. Кн. 2: Теории и технологии обучения М., 2008 Университетская библиотека онлайн http://www.biblioclub.ru
5. Смирнов В.И., Смирнова Л.В. Учить с верным успехом. М., 2011 Университетская библиотека онлайн http://www.biblioclub.ru
Семинар 4. Организационные формы обучения. Урок как основная форма организации обучения. Формы организации учебного процесса (фронтальная, коллективная, групповая, индивидуальная работа учащихся на уроке)
Структура занятия
1. Понятие формы обучения. Исторический аспект.
2. Характеристика отдельных форм обучения (фронтальная, коллективная, групповая, индивидуальная работа учащихся на уроке).Их преимущества и недостатки.
3. Урок, его особенности в современном информационно-образовательном пространстве. Требования к компетентностно-ориентированному уроку.
4. Условия выбора формы обучения.
Рекомендуемая литература
Базовый учебник: Голованова Н.Ф. Педагогика. М., 2011. Ч. 3.
Дополнительная литература:
1. Иванова Е.О., Осмоловская И.М. Теория обучения в информационном обществе. М., 2011.
2. Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения / В. В. Гузеев. - М.: Народное образование, 2001.
3. Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах и таблицах. М., 2008.
4. Компетентностный подход к формированию содержания образования: монография / Под ред. И.М. Осмоловской. М., 2007.
5. Конаржевский Ю.А. Анализ урока / Ю. А. Конаржевский. - М.: Педагогический поиск, 2000.
6. Краевский В.В. Основы обучения. Дидактика и методика. М., 2007.
7. Педагогика: электронный учебник /под ред. Л.П. Крившенко. М.,2011.
Электронные ресурсы:
1. Педагогика. Учебное пособие /Ред. П.И. Пидкасистого. М., 2012 // Издательство «Лань» Электронно-библиотечная система http://www.e.lanbook.com
2. Подласый И.П. Педагогика в 3-х книгах. Кн. 3: Теории и технологии воспитания М., 2008 Университетская библиотека онлайн http://www.biblioclub.ru
3. Серёгина О.С. Такие разные конспекты уроков. Новокузнецк, 2007 Университетская библиотека онлайн http://www.biblioclub.ru
4. Смирнов В.И., Смирнова Л.В. Учить с верным успехом. М., 2011 Университетская библиотека онлайн http://www.biblioclub.ru
Семинар 5. Современные дидактические концепции
Структура занятия
1. Понятие «концепция», «дидактическая концепция».
2. Обучение как игра, как систематическое исследование, как дискуссия (М.В. Кларин)
3. Концепция развивающего обучения Л.В. Занкова.
4. Теория содержательного обобщения и формирования учебной деятельности Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.
5. Концепция проблемного обучения (А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов).
6. Сущность компетентностного подхода.
Рекомендуемая литература
Базовый учебник: Голованова Н.Ф. Педагогика. М., 2011. Ч. 3.
Дополнительная литература:
1. Иванова Е.О., Осмоловская И.М. Теория обучения в информационном обществе. М., 2011.
2. Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах и таблицах. М., 2008.
3. Компетентностный подход к формированию содержания образования: монография / Под ред. И.М. Осмоловской. М., 2007.
4. Краевский В.В. Основы обучения. Дидактика и методика. М., 2007.
5. Педагогика: электронный учебник /под ред. Л.П. Крившенко. М.,2011.
Электронные ресурсы:
1. Буслаева Е.М., Елисеева Л.В., Зубкова А.С., Петунин С.А., Фролова М.В. Теория обучения. Учебное пособие. М., 2012 // http://www.iprbookshop.ru
2. Ибрагимов Г.И., Ибрагимова Е.М., Андрианова Т.М. Теория обучения. Учебное пособие. М., 2011 // Издательство «Лань» Электронно-библиотечная система http://www.e.lanbook.com
3. Педагогические системы и технологии: лабораторный практикум. Учебно-методическое пособие. Под ред. Цыркун И.И., Дубовик Н.В. Минск., 2010 Университетская библиотека онлайн http://www.biblioclub.ru
4. Подласый И.П. Педагогика в 3-х книгах. Кн. 3: Теории и технологии воспитания М., 2008 Университетская библиотека онлайн http://www.biblioclub.ru