Тема 4. Современные дидактические концепции

Ключевые понятия:дидактическая концепция, эвристические технологии обучения, концепция развивающего обучения, концепция проблемного обучения, компетентностный подход, информационные технологии обучения.

Содержание.Обучение как игра, как систематическое исследование, как дискуссия (М.В. Кларин).Сущность эвристических технологий и их признаки. Теория содержательного обобщения и формирования учебной деятельности Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. Концепция проблемного обучения. Концепция личностно-ориентированного обучения (И.С. Якиманская). Компетентностный подход. Информационные технологии обучения.

Тема 5. Понятие педагогических технологий. Научные основы педагогических технологий. Основные качества современных педагогических технологий

Ключевые понятия:сущность педагогической технологии, понятийный аппарат ПТ (объект, субъект, педагогическая стратегия, педагогическая тактика, ситуация, воздействие, взаимодействие, операция, социально-психологическое самочувствие), функции педагогических технологий, классификации педагогических технологий, ключевые операции педагогических технологий, признаки эффективности педагогических технологий.

Содержание.Сущность педагогической технологии, история вопроса. Основные понятия педагогических технологий: объект, субъект, педагогическая стратегия, педагогическая тактика, ситуация, воздействие, взаимодействие, операция, социально-психологическое самочувствие). Функции педагогических технологий. Разнообразие подходов к классификации педагогических технологий. Соотношение понятий: педагогическая технология и методика. Ключевые операции педагогических технологий (Я-сообщение, положительное подкрепление, безусловность нормы). Критерии эффективности педагогических технологий.

Тема 6. Общая характеристика современных технологий обучения

Ключевые понятия:технология обучения, современные технологии обучения, информационно-образовательное пространство, информационно-образовательная среда, технология полного усвоения знаний, технология разноуровневого обучения, технология коллективного взаимообучения, технология модульного обучения, технология проектной деятельности, технология дистанционного обучения, портфолио.

Содержание.Характеристика процесса обучения в информационно-образовательной среде. Новые требования к методам и технологиям обучения. Характеристика современных технологий обучения: полного усвоения знаний, поэтапного формирования умственных действий, личностно-ориентированного обучения, модульного обучения, проектной деятельности, дистанционного обучения. Портфолио – средство развития рефлексии учащихся. Урок, его роль и особенности в информационном обществе. Система дидактических средств и их использование в процессе обучения.

Семинарские занятия

Семинар 1. Сущность процесса обучения. Категориальный аппарат дидактики.

Структура занятия

1. Становление дидактики как отрасли педагогической науки. Сущность дидактики с позиции современной социокультурной ситуации. Основные категории дидактики (обучение, преподавание, учение, знания, умения, навыки, компетенция, компетентность, образование).

2. Сущность, логика и противоречия процесса обучения.

3. Закономерности и принципы процесса обучения.

4. Функции процесса обучения.

5. Формирование положительной мотивации учения.

Рекомендуемая литература

Базовый учебник: Голованова Н.Ф. Педагогика. М., 2011. Гл. 3.

Дополнительная литература:

1. Безрукова В.С. Все о современном уроке в школе: проблемы и решения. В 2 кн. Кн. 1. - 160 с; 20. Кн. 2. - 128 с; 20. - М.: Сентябрь, 2004.

2. Гребенюк, О. С. Теория обучения : Учебник для вузов / О. С. Гребенюк, Т. Б. Гребенюк. - М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.

3. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб.пособие для студентов вузов. - М.: Академия, 2001.

4. Иванова Е.О., Осмоловская И.М. Теория обучения в информационном обществе. М., 2011.

5. Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах и таблицах. М., 2008.

6. Компетентностный подход к формированию содержания образования: монография / Под ред. И.М. Осмоловской. М., 2007.

7. Краевский В.В. Основы обучения. Дидактика и методика. М., 2007.

8. Педагогика: электронный учебник /под ред. Л.П. Крившенко. М.,2011.

Электронные ресурсы:

1. Богус М.Б. Основы дидактики: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей. М., 2004 // http://window.edu.ru

2. Буслаева Е.М., Елисеева Л.В., Зубкова А.С., Петунин С.А., Фролова М.В. Теория обучения. Учебное пособие. М., 2012 // http://www.iprbookshop.ru

2. Ибрагимов Г.И., Ибрагимова Е.М., Андрианова Т.М. Теория обучения. Учебное пособие. М., 2011 // Издательство «Лань» Электронно-библиотечная система http://www.e.lanbook.com

3. Новиков А.М. Методология учебной деятельности М., 2005 http://window.edu.ru

3. Педагогика. Учебное пособие /Ред. П.И. Пидкасистого. М., 2012 // Издательство «Лань» Электронно-библиотечная система http://www.e.lanbook.com

4. Подласый И.П. Педагогика в 3-х книгах. Кн. 2: Теории и технологии обучения М., 2008 Университетская библиотека онлайн http://www.biblioclub.ru

Семинар 2. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности

Структура занятия

1. Понятие «содержание образования». Документы, в которых определяется содержание образования.

2. Компоненты содержания образования.

3. Принципы и критерии отбора содержания образования.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт.

5. Учебный план, учебная программа, учебники.

6. Современная концепция содержания образования: содержание образования как фундамент базовой культуры личности.

Рекомендуемая литература

Базовый учебник: Голованова Н.Ф. Педагогика. М., 2011. Ч. 3.

Дополнительная литература:

1. Иванова Е.О., Осмоловская И.М. Теория обучения в информационном обществе. М., 2011.

2. Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах и таблицах. М., 2008.

3. Компетентностный подход к формированию содержания образования: монография / Под ред. И.М. Осмоловской. М., 2007.

4. Краевский В.В. Основы обучения. Дидактика и методика. М., 2007.

5. Педагогика: электронный учебник /под ред. Л.П. Крившенко. М.,2011.

Электронные ресурсы:

1. Буслаева Е.М., Елисеева Л.В., Зубкова А.С., Петунин С.А., Фролова М.В. Теория обучения. Учебное пособие. М., 2012 // http://www.iprbookshop.ru

2. Ибрагимов Г.И., Ибрагимова Е.М., Андрианова Т.М. Теория обучения. Учебное пособие. М., 2011 // Издательство «Лань» Электронно-библиотечная система http://www.e.lanbook.com

3. Педагогика. Учебное пособие /Ред. П.И. Пидкасистого. М., 2012 // Издательство «Лань» Электронно-библиотечная система http://www.e.lanbook.com

4. Подласый И.П. Педагогика в 3-х книгах. Кн. 2: Теории и технологии обучения М., 2008 Университетская библиотека онлайн http://www.biblioclub.ru

Наши рекомендации