Методы развития скоростно-силовых способностей
Проявление скоростно-силовых возможностей мышечных групп обусловлено в большей степени или количеством двигательных единиц, вовлеченных в работу, или особенностями сократительных свойств мышц. В соответствии с этим выделяют два подхода к развитию скоростно-силовых способностей: использование упражнений или с максимальными усилиями, или с непредельными отягощениями.
Важно отметить, что методы развития скоростно-силовых качеств являются общими для различных спортсменов - выбор их не зависит от специализации, квалификации и индивидуальных особенностей спортсмена.
В ациклических видах спорта применяется комплекс методов сопряженного и вариативного воздействия, кратковременных усилий и повторный.
Опыт спортивной практики и специальные исследования (Дьячков В.М, 1957-1970), показывают, что эффективным средством повышения способности использовать скоростно-силовой потенциал является выполнение основного упражнения с субпредельной и предельной интенсивностью (метод сопряженного воздействия).
Применение утяжеленных и облегченных сопротивлений дает возможность избирательно воздействовать на повышение уровня использования отдельных компонентов специальных скоростно- силовых качеств и позволяет резко увеличить объем специальных упражнений. Объясняется это тем, что, преодолевая отяжеленные или облегченные сопротивления, спортсмен даже при выполнении упражнения с околопредельной интенсивностью превышает соревновательные показатели проявления рассматриваемых компонентов специальных скоростно-силовых качеств.
Однако резкое увеличение объема специальных упражнений таит определенную опасность. Излишний акцент на выполнении упражнений с облегченными или утяжеленными сопротивлениями как на одном тренировочном занятии, так и на отдельном этапе годичном тренировки будет вести к одностороннему совершенствованию использования отдельных параметров специальных скоростно-силовых способностей при выполнении основного упражнения. Будет тормозиться и совершенствование технического мастерства.
В процессе совершенствование скоростно-силовых качеств помощью метода вариативного воздействия необходимо часто изменять величину облегченного и утяжеленного сопротивления, чтобы не образовался стойкий стереотип на каждое сопротивление в отдельности.
При выполнении основного упражнения применяется комплексы методов: сопряженного воздействия и повторный или вариативного воздействия и повторный; для специальных упражнений используются в комплексе метод вариативного воздействий и повторный; для специально-вспомогательных - метод кратковременных усилий и повторный.
В видах спорта, в которых на соревнованиях спортсмену приходится преодолевать вес собственного тела, увеличение этого веса может достигаться за счет: а) дополнительного отягощения, закрепленного на теле спортсмена; б) преодоления дополнительного сопротивления на велостанке; в) преодоления сопротивления электромотора, соединенного леской с телом спортсмена, или бега на подъем 10-15 и др.
Для уменьшения преодолеваемого сопротивления могут использоваться:
а) в прыжковых упражнениях - выполнение разбега под уклон;
б) бег под уклон.
При выполнении специально-вспомогательных (локальных) упражнений, когда происходит развитие отдельных мышц или мышечных групп, вес отягощения может быть значительно больше, чем при выполнении специальных упражнений, и доходить до 100 % максимума, позволяющих сохранять «взрывной» характер усилия. Опыт спортивной практики и многочисленные исследования свидетельствуют о том, что наиболее эффективными величинами сопротивления для повышения скоростно-силового потенциала является те, которые спортсмен может преодолеть в одном подходе один - три раза.
При развитии скоростно-силовых способностей интенсивность выполнения основного упражнения должна быть околопредельной (80-90 %), субпредельной (90-95 %) и предельной (100 %) на данный период времени. В динамических упражнениях она может задаваться скоростью выполнения упражнения.
При выполнении статических упражнений интенсивность напряжения может быть предельной (100 %) и субпредельной (90-95 %). Чем ближе величина сопротивления к максимальной, тем меньше количество повторений в одном подходе, и наоборот, по мере уменьшения величины сопротивления и интенсивности количество повторений может несколько возрастать. При выполнении упражнения с ациклической структурой движений с предельной интенсивностью в одном подходе количество повторений однократное, при выполнении с субпредельной интенсивностью-2-3 раза, с околопредельной- 3-5 раз. Данное методическое положение является общим для спортсменов любой квалификации и специализации. Если преодолеваемым сопротивлением служит вес собственного тела, то количество повторений упражнения с циклической структурой движений может быть многократным и продолжаться до нескольких секунд. Количество подходов, длительность пауз отдыха на одном тренировочном занятии сугубо индивидуальны. Общим для всех упражнений показателем, ограничивающим количество подходов или серий, является падение интенсивности, с которой выполнились в начале тренировочного занятия первые лучшие попытки. Интенсивность выполнения упражнений и объем средств развития специальных скоростно-силовых способностей взаимосвязаны. В начале процесса развития скоростно-силовых способностей упражнения выполняются преимущественно с околопредельной интенсивностью (80-90 %, от максимума на данный период времени) и применяется наибольший объем средств за счет широкого использования специально-вспомогательных упражнений. В дальнейшем, по мере повышения уровня скоростно-силовой подготовленности, необходимо в оптимальных дозах использовать субпредельную (90-95 %) и предельную (100 %) интенсивность. При систематическом выполнении упражнений с субпредельной интенсивностью объем их несколько уменьшается. Относительно наименьшим он становится при систематическом использовании предельной интенсивности. Важно подчеркнуть, что выполнение упражнений в объеме, равном 90-95 % от возможного объема, способствует наиболее плавной динамике развития скоростно- силовых способностей.
Применения средств в объеме, равном 100 %, с использованием субпредельной и предельной интенсивности обеспечивает более «форсированное» достижение наивысших показателей развития скоростно-силовых способностей.
Также необходимо учитывать, что на прирост силы спортсмена влияют и педагогические факторы:
1. объем нагрузки;
2. быстрота выполнения силовых упражнений;
3. величина и характер отдыха;
4. количество упражнений в подходе;
5. количество подходов;
6. организованность и трудолюбие спортсмена;
7. волевая подготовка спортсмена;
8. мотивация;
9. количество силовых упражнений, выполняемых в различных мышечных режимах (преодолевающем, уступающем, изометрическом, смешанном);
10. систематическое, планомерное и обоснованное использование скоростно-силовых упражнений;
11. разнообразие комплексов скоростно-силовых упражнений (так как в противном случае наступает стабилизация темпов развития скорости и силы).
Заключение
Анализ литературных данных показывает, что вопросы изучения функциональных особенностей организма школьников при развитии скоростно – силовых способностей недостаточно освещены.
Абсолютные показатели физического развития в двигательной подготовленности у школьников, занимающихся пять раз в месяц в возрастном диапазоне 13-14 лет значительно выше, чем у школьников, которые занимаются два раза в неделю, что объясняется влиянием многократных занятий.
Возрастная динамика развития соматических и функциональных показателей у тех и других школьников имеет достоверные различия. У школьников обоего пола величины показателей годовых приростов больше. Сравнительный анализ морфофункциональных результатов показывает, что по этим показателям обычные школьники несколько опережают занимающихся детей. Наибольший прирост результатов у занимающихся наступает позже, чем у школьников с разницей приблизительно в год.
Планирование и содержание тренировочных программ для девочек в возрастном диапазоне 16 -17 лет должны коренным образом отличаться от мальчиков. Необходимо учитывать их половые особенности и динамику созревания морфофункциональных показателей, т.к. девочки в своем развитии опережают мальчиков приблизительно на 1,5-2 года.
Список литературы.
1. Годик М.А. Спортивная метрология: Учеб.для ин-тов физ.культ. – М.: Физк. и сп., 1988. – 192 с.
2. Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно – методической деятельности в физической культуре и спорта: Учеб. Пособие для студ. Высш пед. Учеб. Заведений.- М.: Издательский центр "Академия", 2001. – 264 с.
3. Жуков И., Якубова М. Как сохранить рост результатов (силовая подготовка легкоатлетов высокой квалификации) //Спорт за рубежом. 1988. №4. – с. 6 – 7, 15; №5. – с. 14 – 15.
4. Захаров Е.Н. и др. Энциклопедия физ. Подготовки: методич. Основы развития физ. качеств…….. 1994
5. Зациорский В.М., Якунин Н.А. Механическая работа и энергия при локомоциях человека // Физиология человека. – М., 1980. Том : №4. – с. 579 – 596.
6. Зимкин Н.В. Физиологическая характеристика силы, быстроты и выносливости: Очерки по физиологии движений. – М.: Физк. и сп., 1956. – 206с.
7. Казеко В.А. Систематизация средств и методов развития выносливости легкоатлетов. Учетно – методич. Пособие – Киров., 1997. – 48 с.
8. Курашнник Ю.Ф. Методы развития двигательных (физических) качеств: Методич. Рекомендации. – Л.,1980. – 31 с.
9. Легкая атлетика: Учеб. Для ин – тов физ. Культ. /Под ред. Н.Г. Озолина, В.И.Воронкина, Ю.Н.Примакова. – Изд. 4-е, доп., перераб. М.: Физк. и сп. 1989. – 671 с., ил.
10. Легкая атлетика и методика преподавания: Учеб. Для ин – тов физ. культ. - /Под ред. О.В. Колодия, Е.М. Луткоского, в.В. Ухова. – М.: Физк. и сп., 1985. – 271 с.
11. Лях В.И. Скоростные способности: основы тестирования и методики развития // Физкультура в школе. 1997. - №3. с 2 – 8.
12. Лях В.И. Тесты в ф.в. школьников: Пособие для учителя. – М.: ООО "Фирма" Издательство АСТ", 1998. – 272 с., 50 ил.
13. Озолин Э.С. Атлетизм – новая мода? //Легкая атлетика. 1989. №10. – с. 29.
14. Озолин Э.С. Спринтерский бег. – М.: Физк. и сп., 1986. – 159 с.
15. Петровский В.В. Бег на короткие дистанции: спринт. – М.: Физк и сп., 1978. – 80 с.
16. Платонов В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов. – М.: Физк. и сп., 1986. – 286 с.