Тема: Исследовательская деятельность студента, её виды.
В конце лекции Вы должны ответить на вопросы:
1. Что такое исследовательская деятельность?
2. Зачем она нужна? (Чему она способствует?)
3. Назовите виды исследовательской деятельности. Чем они отличаются друг от друга?
4. Назовите этапы организации учебно-исследовательской деятельности.
5. Что является главным результатом исследования?
6. Какие формы исследовательской деятельности вам известны?
Исследование - процесс выработки новых знаний, вид познавательной деятельности человека. Это один из четырех типов мыслительной деятельности человека. В общественном сознании существуют представления об исследовании как установлении, обнаружении, понимании действительности.
Исследование — это тип деятельности, предполагающий извлечение чего-то «из следа», т.е. восстановление некоторого порядка вещей по косвенным признакам, отпечаткам общего закона в конкретных, случайных предметах. Мышление во время исследования взаимосвязано с развитием наблюдательности, внимательности, аналитических навыков. (П. про динозавров. Исследование — самый «деликатный» по отношению к объекту вид деятельности, главная цель которого — установление истины, наблюдение за объектом практически без вмешательства в его внутреннюю жизнь. Развитие способности и навыков исследовательской деятельности является важной задачей образования как средства оценки действительности, ее возможных последствий.
Сегодня значительно сокращается количество людей, владеющих исследовательским типом мышления — одним из самых сложных и богатых его типов, что ведет к развитию репродуктивности восприятия окружающего, потреблению готовых форм, предлагаемых массовой культурой, развитию «клипового восприятия», когда воспринимаются лишь ограниченные по объему информационные массивы, что ведет к атрофии способностей к анализу и выработке собственного мнения к содержанию информации.
Суть исследования заключается в движении к истине. Существует особенность ценностной установки на истину в исследовательской деятельности — ее конструктивно-деятельностный характер. Установку на истину нельзя вменить поучениями, поскольку сама эта ценность «проявляет себя» по результату в деятельностном контексте. Иначе говоря, в исследовании должно быть что-то установлено (или не установлено), обнаружено (или не обнаружено). Основная задача при организации исследования — фиксация результатов, полученных в его ходе. (Если науч.руководитель все расскажет о предмете исследования, то это уже не будет исследованием).
Исследовательская деятельность требует непрерывного созидания идей, мыследеятельности, практической деятельности. Необходимо отметить воспитательный аспект ценности деятельности: именно понимание, внутреннее чувствование человеком постоянной целесообразной деятельности в противовес пассивности, определяет активный склад личности, позволяющий человеку постоянно ставить перед собой новые цели и решать задачи. Это определяет и личностный успех, и реальный вклад человека в развитие общества.
С предыдущей ценностью связана ценность творческого подхода к решению проблем. Она предполагает готовность и способность человека при решении возникающих проблем двигаться новыми, нестандартными, изобретательскими путями, а не довольствоваться готовыми схемами и стереотипами, выходить за рамки нормативных систем.
Ценностью можно определить и необходимость постоянной коммуникации: только при развитой коммуникации оказывается возможным увязать позиции всех участников процесса в единый деятельностный режим. Обретение этой ценности способствует пониманию человеком мышления как процесса коллективного осознанию того, что новые идеи, решения, могут придти только при коллективном обсуждении в разнопозиционном сообществе.
Еще одна ценность исследования связана с продуктивностью. Каждый цикл деятельности воплощается в конкретном результате — продукте, который выражен в текстах, обладает завершенностью и значимостью.
Выделяют 2 вида исследовательской деятельности: учебно-исследовательскую и научно-исследовательскую.
Под учебно-исследовательской деятельностью студентов понимается процесс решения ими научных и личностных проблем, имеющий своей целью построение субъективно нового знания.
Главной целью учебного исследования является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в "большой" науке. Если в науке главной целью является получение новых знаний, то в образовании - приобретение студентами функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции студента в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного студента). Смысл исследования – активизация познавательной активности обучающихся.
Под самостоятельностью студента в учебно-исследовательской деятельности подразумевается, что руководитель консультирует, советует, направляет, наталкивает на возможные выводы, но, ни в коем случае не диктует и не пишет работу за студента. Учебное исследование сохраняет логику исследования научного, но отличается от него тем, что не открывает объективно новых для человечества знаний.
При проектировании исследовательской деятельности в качестве основы берется модель и методология исследования, разработанная и принятая в сфере науки за последние несколько столетий. Эта модель характеризуется наличием нескольких стандартных этапов, присутствующих в любом научном исследовании независимо от той предметной области, в которой оно развивается.
Перед тем, как начинать исследование, необходимо четко определить проблему, поставить цели и задачи. Главная цель всегда должна быть одна. Потому как человек не может стремиться к двум целям одновременно, так же, как невозможно одновременно идти по двум дорогам в двух различных направлениях.
Основные этапы организации учебной деятельности при использовании исследовательского метода:
1. Определение общей темы исследования, предмета и объекта исследования. При выборе темы большое значение имеет социальная, культурная, экономическая и т.п. значимость. Намеченная идея может быть корректно осознана только тогда, когда она будет рассмотрена в определенной системе знания, социального явления, экономической проблемы и т.д. То есть идея может "потянуть" за собой целую серию взаимосвязанных проектов, составляющих единую тему, проблему, которую целесообразно рассматривать, анализировать, изучать последовательно, шаг за шагом, все глубже вникая в проблему, рассматривая различные ее аспекты.
2. Выявление и формулирование общей проблемы. Перед обучающимися ставится ряд проблем, вопросов, обсуждение которых приведет к следующему шагу - формулированию на основе частных общей проблемы. Обсуждается актуальность и новизна исследования, которое поможет решить сформулированные проблемы.
3. Определение методов сбора и обработки данных. Обучающиеся и руководитель должны определить методы исследований (изучение первоисточников, анкетирование, интервью и пр.) и скоординировать их во времени. Также обсуждаются способы и источники получения информации, методика обработки информации. Руководитель активно участвует в обсуждении и, в случае необходимости, корректирует и направляет мысль студентов, предлагает дополнительные источники информации.
4. Сбор данных. На этапе сбора данных студенты проводят самостоятельные исследования. В процессе сбора данных они определяют способы обработки данных и способы оформления результатов (например, статистических с помощью электронных таблиц, определения зависимостей, построения диаграмм и пр.).
5. Обсуждение полученных данных. Собранные материалы должны быть доложены руководителю, обсуждены и проанализированы. На данном этапе определяют достоверность и надежность, доказательность представляемой информации. Возможна ситуация, когда руководитель сочтёт полученные данные недостаточно доказательными и попросит студента продолжить исследование.
6. Формулировка понятий, обобщений, выводов. Из совокупности собранных данных, понятий делаются обобщения на основе установленных связей. Все они фиксируются. Каждый вывод должен быть аргументирован.
7. Применение заключений, выводов. Студенты делают заключения о возможности применения полученных выводов в профессии, обществе в виде формулировки рекомендаций, разработки памяток.
Такая цепочка этапов является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.
Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования и представленный в стандартном виде.