Климата коллектива
Предлагаемая методика позволит определить уровень развития и дать общую оценку психологического климата, а также выявить те факторы его формирования, которые могут быть использованы для коррекции. Опросник может использоваться в учебных группах, в педагогических и трудовых коллективах.
Из предлагаемого перечня ответов по каждому вопросу выберите те, которые соответствуют вашему мнению и поставьте у такого ответа знак «+».
1. Нравится ли вам ваша работа (школа, вуз)?
а) очень нравится;
б) пожалуй, нравится;
в) мне безразлично;
г) пожалуй, не нравится;
д) очень не нравится.
2. Хотели бы вы перейти на другую работу (в другой класс, школу; в другую группу, вуз)?
а) да;
б) нет;
в) не знаю.
3. Оцените по пятибалльной шкале степень развития перечисленных ниже качеств у вашего руководителя (воспитателя, куратора группы, декана) (5 баллов, если качество развито очень сильно, 1 — совсем не проявляется).
а) трудолюбие;
б) общественная активность;
в) профессиональные знания;
г) забота о людях;
д) требовательность;
е) отзывчивость;
ж) общительность;
з) способность разбираться в людях;
и) справедливость;
к) доброжелательность.
4. Кто из членов вашей группы/коллектива пользуется наибольшим уважением? Назовите одну или две фамилии.
5. Предположим, что по каким-либо причинам вы временно не учитесь/не работаете, вернулись бы вы в свой коллектив?
а) да;
б) нет;
в) не знаю.
6. Отметьте, с каким из приведенных ниже утверждений вы больше всего согласны?
а) большинство членов нашего коллектива/группы — хорошие, симпатичные люди;
б) в нашем коллективе есть всякие люди;
в) большинство членов нашего коллектива — люди малоприятные.
7. Считаете ли вы, что было бы хорошо, если бы члены вашего коллектива жили близко друг от друга?
а) нет, конечно;
б) скорее нет, чем да;
в) не знаю, не задумывался над этим;
г) скорее да, чем нет;
д) да, конечно.
8. Выберите вариант для оценки своего коллектива/группы, если цифра «1» характеризует коллектив, который вам очень нравится, а «9» — не нравится совсем.
а) 1; б) 2; в) 3; г) 4; д) 5; е) 6; ж) 7; з) 8; и) 9.
9. а) Как вам кажется, могли бы вы дать полную характеристику деловых качеств большинства членов вашего коллектива?
— да;
— пожалуй, да;
— не знаю;
— пожалуй, нет;
— нет.
б) Как вам кажется, могли бы вы дать полную характеристику личных качеств большинства членов вашего коллектива?
— да;
— пожалуй, да;
— не знаю;
— пожалуй, нет;
— нет.
10. Если бы у вас возникла возможность провести отдых вместе с членами вашего коллектива, то как бы вы к этому отнеслись?
а) это бы меня вполне устроило;
б) не знаю;
в) это бы меня совсем не устроило.
11. Могли бы вы с достаточной уверенностью сказать о большинстве членов вашего коллектива, с кем они охотно общаются по деловым/учебным вопросам?
а) нет;
б) не могу сказать;
в) да.
12. Оцените атмосферу вашего коллектива, выбрав одно значение, если цифра «1» соответствует нездоровой, нетоварищеской атмосфере, а «9» — атмосфере взаимопонимания и взаимного уважения, а) 1; б) 2; в) 3; г) 4; д) 5; е) 6; ж) 7; з) 8; и) 9.
13. Если бы вы по какой-либо причине ушли из коллектива, стремились бы вы к встречам?
а) да, конечно;
б) скорее да, чем нет;
в) затрудняюсь ответить;
г) скорее нет, чем да;
д) нет, конечно.
14. Укажите, в какой степени вы удовлетворены:
а) состоянием материально-технической базы работы/учебы:
— полностью удовлетворен;
— пожалуй, удовлетворен;
— трудно сказать;
— пожалуй, не удовлетворен;
— полностью не удовлетворен;
б) загруженностью работой/учебной нагрузкой:
— полностью удовлетворен;
— пожалуй, удовлетворен;
— трудно сказать;
— пожалуй, не удовлетворен;
— полностью не удовлетворен;
в) размером зарплаты/стипендии:
— полностью удовлетворен;
— пожалуй, удовлетворен;
— трудно сказать;
— пожалуй, не удовлетворен;
— полностью не удовлетворен;
г) отношениями с преподавателями и руководителем:
— полностью удовлетворен;
— пожалуй, удовлетворен;
— трудно сказать;
— пожалуй, не удовлетворен;
— полностью не удовлетворен;
д) возможностью заниматься научной работой и получать дополнительные специализации:
— полностью удовлетворен;
— пожалуй, удовлетворен;
— трудно сказать;
— пожалуй, не удовлетворен;
— полностью не удовлетворен;
е) разнообразием и сложностью учебной работы:
— полностью удовлетворен;
— пожалуй, удовлетворен;
— трудно сказать;
— пожалуй, не удовлетворен;
— полностью не удовлетворен;
ж) подготовкой в получении специальности:
— полностью удовлетворен;
— пожалуй, удовлетворен;
— трудно сказать;
— пожалуй, не удовлетворен;
— полностью не удовлетворен.
15. Насколько хорошо, по вашему мнению, организована работа/учеба?
а) очень хорошо;
б) в общем неплохо, хотя есть возможность улучшения;
в) трудно сказать;
г) работа/подготовка организована неудовлетворительно;
д) очень плохо.
16. Можете ли вы сказать, от кого в большей мере зависит успешность вашей подготовки к специальности?
а) да (в этом случае назовите эти лица);
б) трудно сказать;
в) пожалуй, нет;
г) нет.
17. Ваш пол:
а) мужской;
б) женский.
18. Возраст.
19. Сроки обучения/стаж работы.
20. Ваша специализация.
21. Ваше семейное положение.
Обработка результатов. На основании ответов можно дать краткую характеристику коллектива или группы, в которой указывается численность, половой и возрастной состав, специализация, семейное положение, зарплата или стипендия.
Вопросы 6¾13 направлены на выявление особенностей отражения сложившихся межличностных отношений с учетом эмоционального, когнитивного и поведенческого компонента. Каждый такой компонент тестируется тремя вопросами: эмоциональный — 6, 8, 12; когнитивный — 9а, 96,11; поведенческий — 7, 10, 13. Ответ на каждый из этих вопросов оценивается как +1, 0 или -1. Для целостной характеристики отдельного компонента сочетания ответов на вопросы обобщаются — положительная оценка получается при сочетаниях + + +, + + 0, + + -; отрицательная оценка при сочетаниях - - -, - -+, - -0; неопределенная (противоречивая) оценка при сочетаниях 0 0 0, 0 0 -, 0 0 +.
Для каждого компонента в группе подсчитывается средняя оценка
где (+) — количество положительных ответов, (-) — количество отрицательных ответов, п — количество участников опроса. Средние оценки могут располагаться в интервале от -1 до +1: от -1 до -0,33 — отрицательные оценки; от -0,33 до + 0,33 — противоречивые оценки; от +0,33 до + 1 — положительные оценки.
17.8. Тест «Восприятие индивидом группы»
Восприятие индивидом группы представляет собой фон, на котором протекает межличностное восприятие. Предлагаемая методика позволяет выявить три возможных «типа» восприятия индивидом группы, где в качестве показателя типа восприятия выступает роль группы в деятельности воспринимающего.
Первый «тип» восприятия индивидом группы называют «индивидуалистическим» (И): когда индивид относится нейтрально к группе, уклоняясь от совместных форм деятельности и ограничивая контакты в общении. Второй тип восприятия индивидом группы называют «прагматическим» (П): когда индивид оценивает группу с точки зрения полезности и отдает предпочтение контактам лишь с наиболее компетентными источниками информации и способными оказать помощь. Третий тип восприятия индивидом группы называют «коллективистическим» (К): индивид воспринимает группу как самостоятельную ценность, при этом наблюдается заинтересованность в успехах каждого члена группы и стремление внести свой вклад в жизнедеятельность группы.
По каждому пункту надо выбрать только одну альтернативу, наиболее точно выражающую вашу точку зрения.
1. Лучшими партнерами в группе я считаю тех, кто:
а) знает больше, чем я;
б) все вопросы стремится решать сообща;
в) не отвлекает внимание преподавателя во время занятий.
2. Лучшими преподавателями являются те, которые:
а) имеют индивидуальный подход к обучающимся;
б) создают условия для помощи со стороны других;
в) создают атмосферу поиска и коллективного обсуждения проблем.
3. Я рад, когда мои друзья:
а) знают больше, чем я, и могут мне помочь;
б) умеют самостоятельно, не мешая друг другу, добиваться успехов;
в) помогают другим, когда в них нуждаются.
4. Больше всего мне нравится, когда в группе:
а) не надо никому помогать и есть у кого поучиться;
б) каждый сам по себе уникален и не вмешивается в дела других;
в) остальные слабее подготовлены, чем я.
5. Мне кажется, что я способен на многое, когда:
а) я уверен, что получу помощь и поддержку со стороны других;
б) уверен, что мои усилия будут как-то вознаграждены и отмечены;
в) предоставляется возможность проявить себя в полезном и важном деле.
6. Мне нравится группа, в которой:
а) каждый заинтересован в улучшении результатов всех;
б) каждый занят своим делом и не мешает другим;
в) каждый откликается на помощь и совет, если оказывается в этом необходимость.
7. Я не удовлетворен преподавателями, которые:
а) создают дух соперничества;
б) не занимаются увлеченно своей наукой;
в) создают условия напряжения и жесткого контроля.
8. Я больше удовлетворен жизнью, если:
а) занимаюсь научной работой или узнаю что-то новое;
б) общаюсь и отдыхаю;
в) нужен кому-то и полезен.
9. Основная роль учебного заведения должна заключаться:
а) в воспитании гражданина и гармонично развитой личности;
б) в подготовке человека к самостоятельной жизни и деятельности;
в) в подготовке к общению и совместной деятельности человека.
10. Если в группе возникает проблема, то я:
а) предпочитаю не вмешиваться;
б) предпочитаю сам во всем разобраться, не полагаясь на других;
в) стремлюсь внести свой вклад в общее решение проблемы.
11. Я бы лучше учился, если бы преподаватели:
а) подходили ко мне индивидуально;
б) создавали условия для оказания помощи;
в) создавали условия для успеха, условия свободы выбора.
12. Я испытываю плохое состояние, когда:
а) не добиваюсь успеха в намеченном деле;
б) чувствую, что не нужен человеку, для меня очень уважаемому или любимому;
в) тебе в трудную минуту не помогают те, на кого надеялся больше всего.
13. Больше всего я ценю:
а) успех, в котором есть доля участия моих друзей или родных;
б) общий успех близких и дорогих мне людей, в котором есть и моя заслуга;
в) свой собственный личный успех.
14. Я предпочитаю работать:
а) вместе с товарищами;
б) самостоятельно;
в) с ведущими в данной области преподавателями и специалистами.
Обработка результатов. Каждому выбранному ответу приписывается один балл. Баллы, набранные по всем пунктам опросника, суммируются для каждого типа восприятия отдельно с учетом предложенного ключа. Результат записывается в виде формулы n1,И + n2П + n3К, где n1, п2, п3 — количество набранных баллов соответственно «индивидуалистическому» типу восприятия, «прагматическому» и «коллективистскому».
Ключ для обработки результатов представлен в табл. 17.9.
Таблица 17.9