Программа практики по специальности

Санкт-Петербургский государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта

Брянский филиал

ДНЕВНИК

ПРАКТИКАНТА

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

«Адаптивная физическая культура»

Брянск

ББК 75 Ж 91

Дневник практиканта по специальности «Адаптивная физическая культура» / Сост. Журина Т.Н., Журин И.В., Задиран И.И. - Брянск: Издательство «Курсив», 2007. - 39 с.

В методических рекомендациях представлен пакет документов, которые должен студент специальности «Адаптивная физическая культура» заполнить во время практики при проведении оздоровительно-реабилитационной (коррекционной) работы с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья.

Предназначено для студентов БФ СПбГУФК им.П.Ф.Лесгафта.

Рецензенты:

Ю.В.Киреев - к.мед.н., доцент кафедры медико-биологических дисциплин БФ СПбГУФК им.П.Ф.Лесгафта.

Т.А.Тишина - к.пед.н., зам. директора по воспитательной работе Брянского колледжа физической культуры

Печатается по решению Ученого совета БФ СПбГУФК им. П.Ф.Лесгафта

Подписано в печать 16.09.2007 г. Формат 60x84 1/16. Печать офсетная. Бумага офсетная. Усл. п. л. 1,5. Тираж 100 экз. Заказ № 1876 Отпечатано в типографии «Ладомир», г.Брянск, ул. Калинина, 81

Издательство курсив, 2007

Санкт-Петербургский государственный университет физической культуры имени П.Ф. Лесгафта

Брянский филиал

ДНЕВНИК

ПРАКТИКАНТА

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

«Адаптивная физическая культура»

(Фамилия, имя, отчество)

Факультет ____________ Курс__________ Группа______

База практики_________________________________________

Методист_______________________________________________

(Фамилия, имя, отчество)

СРОКИ ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ

Начало:________ Окончание:_________________

20___- 20___учебный год

ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ

1. Дневник является основным документом во время прохождения практики.

2. Содержание и анализ выполняемых заданий проводиться ежедневно (в дни практики) и должен отражать весь объем выполняемой студентам работы.

3. При самостоятельном проведении практических занятий необходимо фиксировать личные затруднения, понимаемые как неудовлетворенность результатом своей деятельности.

4. При проведении наблюдений, оказании помощи проводящему занятие кроме личных трудностей следует анализировать трудности проводящего занятие, которые могут быть сформулированы на основании обсуждении бригадой выполняемого задания.

5. В«Дневнике практиканта» студент представляет все материалы практики, кроме конспектов занятий которые оформляются в отдельной тетради.

6. Протоколы педагогических наблюдений проверяются и оцениваются методистом.

При выполнении педагогических наблюдений рекомендуется руководствоваться методическими указаниями (Шитикова Г Ф. Методы контроля эффективности педагогического процесса на уроках физического воспитания. ГАФК им. П.Ф.Лесгафта. - СПб., 1997).

РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ

Дни недели Место проведения Время проведения Возможные изменения
Понедельник   с до  
Вторник   с до  
Среда   с до  
Четверг   с до  
Пятница   с до  
Суббота   с до  

ПРОГРАММА ПРАКТИКИ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

«АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

Основная задача - введение студента в реальную практическую сферу деятельности в качестве специалиста по адаптивной физической культуре.

Практика по специальности проводится на 3 курсе дневного обучения с инвалидами и лицами с ограниченными функциональными возможностями - с поражением слуха, зрения, внутренних органов, ОДА, с проблемами интеллекта и др. Базами проведения практики являются специальные (коррекционные) дошкольные учреждения, специальные (коррекционные) школы-интернаты, лечебные учреждения, реабилитационные центры и другие объекты, где осуществляется физкультурно-оздоровительная и спортивная работа с данной категорией населения.

Практика проводится во всех видах адаптивной физической культуры: физическом воспитании, физической рекреации, спорте, двигательной реабилитации,

В силу специфики контингента прежде, чем приступить к самостоятельной педагогической деятельности, студент должен:

1. Детально ознакомиться с условиями проведения практики - в беседах с руководителем учреждения, врачом, учителем, тренером, психологом, дефектологом, получить информацию об истории и традициях учреждения, о материально-техническом и кадровом обеспечении, источниках финансирования, так как эти условия во многом определяют формы и содержание, качество физкультурно-оздоровительной и спортивной работы.

2.Изучить учебные программы, документы планирования по всем разделам адаптивной физической культуры на базе практики, ознакомиться с формами работы.

Необходимо провести следующую подготовительную работу:

3. Составить краткий реферат (1-2 стр.) по этиологии и патогенезу данной категории инвалидности или заболевания с учетом возрастных особенностей занимающихся.

4. Ознакомиться с существующей системой врачебного контроля за занимающимися. Выяснить, кто и в какой форме осуществляет медицинское наблюдение. Ознакомиться с документацией по врачебному контролю, обратив особое внимание на медицинские заключения (оценка состояния здоровья, физического развития, физической подготовленности, обобщающая оценка противопоказания и рекомендации) и на групповую характеристику (разделение на группы по медицинским показаниям).

Выяснить степень и формы участия специалиста по АФК в организации врачебно-педагогического контроля, и какая работа проводится педагогом и врачом по профилактике травматизма и болезненных состояний.

По данным медицинских карт выделить основные и сопутствующие заболевания, вторичные нарушения и медицинские противопоказания для характеристики прикрепленного класса (группы).

5. Чтобы подготовиться к самостоятельной практической деятельности, студент должен ознакомиться с опытом работы и контингентом занимающихся непосредственно на уроках (занятиях) базы практики. Для этого выполняются педагогические наблюдения по следующим темам:

- особенности деятельности педагога на занятии адаптивной физической культуры;

- характеристика физического развития занимающихся;

- характеристика психических, интеллектуальных, личностных качеств занимающихся;

- анализ динамики нагрузки на уроке по данным пульсометрии;

- анализ плотности урока по данным хронометрирования,

- выявление степени утомления занимающихся по внешним признакам.

Выполнив перечисленный объем подготовительной работы, студент может приступить к самостоятельной деятельности в качестве педагога по адаптивной физической культуре.

Как правило, только государственные образовательные учреждения (спецкоррекционные школы-интернаты) охватывают все виды адаптивной физической культуры (физическое воспитание, спорт, физическую рекреацию и двигательную реабилитацию). Спортивные организации для инвалидов (спорт.клубы, секции, сборные команды по видам спорта) имеют преимущественно две формы - тренировочные занятия и соревнования; в лечебных учреждениях (санаториях, профилакториях, реабилитационных центрах) - ЛФК. Для студента на практике важно проверить свои возможности в разных видах адаптивной физической культуры. Учитывая интересы, мотивы занимающихся, особенности физических и психических нарушений, условия материально-технической базы, студент может ввести новые, не использовавшиеся ранее формы адаптивной физической культуры: рекреативные занятия по виду спорта, подвижные игры развлекательного и коррекционного характера, индивидуальные консультативные занятия, занятия с родителями и детьми и др.

6. Основная педагогическая деятельность на практике включает подготовку конспектов и проведение:

Ø урока физического воспитания,

Ø рекреативных занятий на улице и в помещении,

Ø урока лечебной физической культуры.

Ø тренировочного занятия в спортивной секции.

Задачи и содержание уроков (занятий) заранее согласовываются с методистом и соответствует учебным программам данного учреждения. Количество уроков (занятий) определяется индивидуально для каждого студента методистом практики, но не менее 5.

Прежде, чем приступить к самостоятельному проведению занятий, практиканты наблюдают занятия учителя в прикрепленном классе, затем на 2-х уроках выступают в качестве помощника учителя, затем проводят фрагменты урока по согласованию с учителем и только после этого приступают к самостоятельному проведению урока. В конце практики проводится зачетный урок.

Помимо занятий студенты участвуют в организации и проведении физкультурно-оздоровительной и спортивной работы (спортивные праздники, шоу, КВН, игры, соревнования, матчевые встречи и т.п.) по плану учреждения практики, а также выступая инициаторами в проведении самостоятельно подготовленных мероприятий,

7. В период практики студенты определяются с темой курсовой работы по специальности, согласовывают план, уточняют методы исследования, собирают первичный материал, разрабатывают анкеты, вопросники, проводят тестирование, психолого-педагогические и медико-биологические наблюдения и измерения, изучают медицинские карты и т.п., в соответствии задачами исследования.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ

№ п/п ВИДЫ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Планир, срок Дата выполн  
Организационная работа        
    1. Принять участие: - во вступительной конференции        
  - в беседах с директором, завучем, врачом, психологом, учителем физического воспитания базы практики;      
  - в собраниях бригады, методических занятиях, консультациях.      
  2. Ознакомиться: - с состоянием материально-технической базы, кадрового обеспечения, источников финансирования;        
  - формами физкультурно-оздоровительной работы, документами планирования;      
  3. Собрать сведения об учащихся прикрепленной группы.      
  4. Еженедельно отчитываться за проделанную работу.      
  5. Оформить и сдать на проверку методисту отчетную документацию.      
II. Учебная работа      
  1. Участвовать в проведении 2-х занятий в качестве помощника.      
  2. Разработать 2 фрагмента занятия, провести их.      
  3. Разработать 5 конспектов и самостоятельно провести занятия - адаптивного физического воспитания; - лечебной физической культуры; - рекреативных занятий; - тренировочного занятия.      
 
  4. Разработать и провести зачетный урок.    
  5. Принять участие в организации и проведении физкультурно-оздоровительной и реабилитационной работы а) б) в)    
III. Педагогические и врачебно-педагогические наблюдения    
  Провести тематические наблюдения:    
  1. Особенности деятельности педагога    
  2. Характеристика психических, интеллектуальных, личностных качеств.    
  3. Характеристика физического развития занимающихся.    
  4. Анализ динамики нагрузки на уроке по данным пульсометрии.    
  5. Анализ плотности урока по данным хронометрирования.    
  6. Визуальные наблюдения за внешними признаками утомления.    
IV. Научно-исследовательская работа    
  1. Изучение литературы    
  2. Написание реферата по этиопатогенезу заболевания (нозологической группы)    
  3. Анализ медицинских карт    
  4. Индивидуальные задания по сбору первичной информации: - тестирование - анкетирование и др.    
  5. Учет эффективности реабилитационной работы: а) физической реабилитации; б) психической реабилитации; в) медицинской реабилитации; г)социальной реабилитации;    

ДНЕВНИК

Дата Краткое содержание выполняемой работы
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
  .
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
Анализ выполняемых заданий
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ДНЕВНИК

Дата Краткое содержание выполняемой работы
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
  i
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
Анализ выполняемых заданий  
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
     

ДНЕВНИК

Дата Краткое содержание выполняемой работы
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
  i
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
Анализ выполняемых заданий
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
„._
 
 
 
 
 
 
 
 

ДНЕВНИК

Дата Краткое содержание выполняемой работы
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
 
   
   
   
Анализ выполняемых заданий
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат: Медико-биологическая и психологическая характеристика

___________________________________________________________

(указать нозологическую группу)

План:

Литература

____________________________________________________________

Подпись практиканта_______________________________

Оценка и подпись методиста__________________________

Наши рекомендации