Возрастные и индивидуальные особенности детей
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
«С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА?»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ
«СОЦИАЛЬНО КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»)
ВЫПОЛНИЛИ:
Рабочая группа педагогов
МБДОУ ЦРР - «Д/С №160 «Крепыш»
ОГЛАВЛЕНИЕ
№ | НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛОВ | СТР. |
1. | ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ | |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА | ||
ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОГРАММЫ | ||
ЦЕЛИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ | ||
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ | ||
СПЕЦИФИКА РЕАЛИЗАЦИИ ОБЛАСТИ «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ» | ||
ВОЗРАСТНЫЕ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ | ||
2. | СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ | |
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ ПО ОСВОЕНИЮ ПРОГРАММЫ | ||
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА | ||
ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ» | ||
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ФОРМЫ РАБОТЫ ПО НАПРВЛЕНИЮ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ | ||
3. | ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ | |
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ЧЕРЕЗ РАЗНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | ||
МОНИТОРИНГ ДОСТИЖЕНИЯ ДЕТЬМИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ | ||
ПЕРЕЧЕНЬ НЕОБХОДИМЫХ ПРОГРАММ, ТЕХНОЛОГИЙ МЕТОДИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ |
1. Целевой раздел
Пояснительная записка.
Актуальность темы.
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России. В связи с этим заметно активизировалась работа исследователей и дошкольных образовательных учреждений, одна за другой стали проводиться научно-практические конференции по вопросам патриотического воспитания детей.
В рамках федеральных государственных образовательных стандартов у детей старшего дошкольного возраста направление гражданско-патриотическое воспитание входит в область «Социально-коммуникативное развитие». Старший дошкольник должен, сориентирован на:
· Патриотизм - любовь к, своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;
· Социальную солидарность – свобода личное и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
· Гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедание.
Таким образом, применительно к ребенку дошкольного возраста определяется, как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного города, края, Родины, представителей живой природы, наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира.
Содержание программы социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста построено в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта и отражает основные направления приобщения детей к различным аспектам социальной культуры, включенным в контекст патриотического, нравственного, интернационального, правового воспитания. Программа построена в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании», Национальной доктриной образования Российской Федерации, Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении от 12 сентября 2008г. №666, государственной
программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы», СанПиН 2.4.1.2660-10.
В основу программы положены принципы:
· Научной обоснованности и практической применимости.
· Развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
· Интеграция образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями образовательных областей.
· Комплексно-тематическое построение образовательного процесса.
· Наглядность.
· Учёт региональных условий в пропаганде патриотических идей, означающий пропаганду идей и ценностей не только общероссийского патриотизма, но и местного, характеризующего любовь к семье, городу, краю.
· Единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольника.
· Системно – организованный подход, который предполагает скоординированную работу всех специалистов.
Программа разработана по направлению социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста
Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие» с акцентом на гражданско-патриотическое воспитание детей
Цель: социально-личностное развитие детей старшего дошкольного возраста в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» по рабочей программе «С чего начинается Родина?»
Вхождение ребёнка в современный мир невозможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера и включения его в систему социальных отношений, то есть вне социализации (от лат. socalis - общий, общественный). Для социализации дошкольника огромное значение имеет игра как самостоятельная детская деятельность, в которой отражается окружающая действительность, мир взрослых людей и других детей, природы, общественной жизни.
Основные задачи психолого-педагогической работы:
-развитие игровой деятельности;
-приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
-формирование положительного отношения к себе;
-формирование первичных личностных представлений (о себе, собственных особенностях, возможностях, проявлениях и др.).
-формирование первичных гендерных представлений (о собственной принадлежности и принадлежности других людей к определённому полу, гендерных отношениях и взаимосвязях);
-формирование первичных представлений о семье (её составе, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, традициях и др.);
-формирование первичных представлений об обществе (ближайшем социуме и месте в нём);
-формирование первичных представлений о государстве (в том числе его символах, «малой» и «большой» Родине, её природе) и принадлежности к нему;
-формирование первичных представлений о мире (планете Земля, многообразии стран и государств, населения, природы планеты и др.)
Ожидаемый результат
Дети должны знать:
· Домашний адрес (испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду; дорожить своей семьей, домом; с удовольствием идти в детский сад);
· Место работы родителей (иметь представление о значимости их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых; иметь посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, нести ответственность за их выполнение);
· Место проживания: город, край; предприятия родного города и их значимость; символику города, достопримечательности; климатические условия; флору и фауну города и края; крупные города края, а также находить их на карте; природоохранные мероприятия;
· Свою нацию, язык, традиции (должны гордиться своим народом, его достижениями); столицу нашей Родины – Москву (знать историю, достопримечательности, несколько крупных городов страны и показывать их на карте России, флаг, герб, гимн России);
· Представителей других национальности, населяющих нашу Родину (уважать их культуру и традиции);
· Природу родных мест, флору и фауну (необходимо научиться любоваться природой, бережно относиться к ней);
· Название планеты, на которой мы живем;
· Пять-шесть народов, живущих на Земле, их быт, традиции; климатические и природные условия некоторых стран; животных, которые там живут, и растения, которые там растут.
Специфика реализации данной области заключается в следующем:
- невозможно без формирования первичных ценностных представлений (в дошкольном возрасте ценности проявляются в различии того, «что такое хорошо, и что такое плохо», конкретных примерах добрых дел и поступков);
- значительное место в реализации области сюжетно-ролевые, режиссёрские и театрализованные игры как способы освоения ребёнком социальных ролей, средства развития интеллектуальных и личностных качеств детей, их творческих способностей;
Примерные виды интеграции области «Социально-коммуникативное развитие». | |
По задачам и содержанию психолого-педагогической работы | По средствам организации и оптимизации образовательного процесса |
- развитие свободного общения со взрослыми и детьми в части формирования первичных ценностных представлений, представлений о себе, обществе, государстве, мире, а также соблюдения элементарных общепринятых норм и правил поведения; - формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о себе, семье, гендерной принадлежности, социуме, государстве, мире; - формирование представлений о труде, людях труда, желании трудиться, устанавливать взаимоотношения со взрослыми и сверстниками в процессе трудовой деятельности также как одного из средств овладения операциональным составом различных видов детской деятельности; - развитие свободного общения со взрослыми и детьми в части необходимости двигательной активности и физического совершенствования; игровое общение; - приобщение к ценностям физической культуры; формирование первичных представлений о себе, собственных двигательных возможностях и особенностях; приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми в совместной деятельности. | Развитие речи- использование художественных произведений для формирования первичных ценностных представлений, представлений о себе, семье и окружающем мире; Художественно-эстетическое развитие - использование средств продуктивных видов деятельности для обогащения содержания, закрепления результатов освоения области «Социально-коммуникативное развитие» |
ВОЗРАСТНЫЕ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ
Дошкольный возраст (3-7 лет)