Методы педагогического исследования

С целью раскрытия закономерностей развития дошкольников, поиска наиболее оптимальных средств, методов и форм обучения и воспитания в условиях дошкольного учреждения проводятся педагогические исследования.

Под методами педагогического исследования понимают способы получения научной информации.

Наиболее доступным и распространенным методом педагогического исследования является наблюдение. Под научным наблюдением понимается – планомерное изучение исследуемого объекта, процесса или явления в естественных условиях. Наблюде­ние как метод исследования характеризуется наличием цели, задач, прог­раммы, методики и техники наблюдения. Научное наблюдение тре­бует объективной и точной фиксации фактов (фотографирование, киносъемка, протоколы, записи в днев­нике и т. д.) и обработки результатов.

В педагогической практике широко используются опросные методы: беседа; интервьюирование; анкетирование; тестирование.

Беседа — непосредственное общение с испытуемыми при помощи заранее продуманных вопросов. Она предполагает установление двустороннего контакта, в ходе которого выявляются интересы детей, их представления, отношения, чувства, оценки и позиции. Для того, чтобы результаты беседы были наиболее объективными необходимо определить цель, разработать программу, продумать последовательность и вариативность вопросов.

Значительно реже используется интервьюирование – односторонняя беседа, инициатор которой за­дает вопросы, а собеседник отвечает. Правила интервьюирования требуют создание условий, располагающих к искренности испытуемых.

Анкетирование - метод получения информации посредством письменного опроса. Анкетирования предполагает тщательную разработку структуры анкеты и, как правило, сочетается с другими методами исследования.

Тестирование - целенаправленное обследование, проводимое по тщательно отработанным стандартизованным вопросам и позволяющее объективно выявлять индивидуальные различия испытуемых.

Значительное место в педагогических исследованиях отводит­ся эксперименту — исследованию каких-либо явлений и процессов с целью проверки и обоснования научной гипотезы. Цель эксперимента установление закономерностей между отдельными педагоги­ческими воздействиями и их результатами в поисках наиболее эффективного способа управления педагогическим процес­сом. В педагогической практике различают лабораторный и естественный эксперимент: первый протекает в специально созданных и контролируемых условиях, второй – осуществляется в привычной для испытуемого обстановке. В зависимости от цели различают эксперимент:

– констатирующий (изучение состояния педагогического явления);

– формирующий (апробация выдвинутой гипотезы);

– контрольный (обоснование полученных результатов и выводов).

Метод изучения педагогической документации и продуктов детской деятельностипо­зволяет получить различную информацию об исследуемом объек­те. В качестве источников информации выступают планы и отчеты заведующих и педагогов дошкольных учреждений; конспекты занятий, продукты изобразительной деятельности и ручного труда дошкольников. Изучение этих материалов позволяет установить взаимосвязи между изучаемыми явлениями, помогает выявить новые факты.

На различных этапахпедагогических исследований применяется метод изучения и обобщения опыта. Под педагогическим опытом понимают практику обу­чения и воспитания, отражающую уровень развития педагогической науки. Характеризуют передовой опыт высокий положитель­ный эффект в обучении и воспитании и дости­жение результатов без больших затрат времени и сил.

Социометрические методы позволяют исследовать межличностные отношения в коллективе. В процессе наблюдения или опроса исследователь может определить место, роль, статус испытуемого; различить стадии формирования внутриколлективных отношений.

В педагогических исследованиях применяются также матема­тические методы исследования, которыеслужат для обработки данных и результатов, полученных в процессе исследования, и отражаются в графиках, диаграммах, таблицах.

Для того чтобы результаты педагогических исследований были исчерпывающими и объективными необходимо использовать методы исследования в совокупности и с учетом возрастных особенностей ис­пытуемых.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие характеристики лежат в основе периодизации дошкольного возраста?

2. Выделите основные закономерности развития детей раннего и дошкольного возраста.

3. В чем состоит отличие внешних и внутренних факторов развития личности?

4. Раскройте значение воспитания для формирования личности ребенка.

5. На что направлены методы педагогического исследования?

6. Каковы характерные особенности эмпирических методов исследования?

Литература

1. Венгер, Л.А. Психология / Л.А.. Венгер, Мухина В.С.– М.,1988.

2. Воспитание детей раннего возраста / под.ред. Г.М.Ляминой. – М.,1976.–239 с.

3. Воспитание и обучение детей раннего возраста / под ред. Л.Н. Павловой. – М., 1980.

4. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. – СПб, 1997. – 224 с.

5. Дошкольная педагогика / под ред. В.И.Ядешко [и др.]. - М.,1988. – 415 с.

6. Дошкольная педагогика: в 2ч. / под ред. В.И. Логиновой [и др.]. – М., 1988. – Ч 1. – 256 с.

7. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А Куликова - М., 2000. – 416 с.

8. Концепция дошкольного воспитания // Дошкол. воспитание. – 1989. - №5, 9.

9. Лихачев, Б.Т. Педагогика: курс лекций / Б.Т. Лихачев. – М., 1998. – 464 с.

10. Основы дошкольной педагогики /под ред. А.В.Запорожца [и др.]. – М.,1980. – 272 с.

11. Педагогика / под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 1996. – 603 с.

12. Подласый, И.П. Педагогика: в 2 кн. / И.П. Подласый. – М., 2001. – Кн. 1. – 576с.

13. Семинарские, практические и лабораторные занятия по дошкольной педагогике / под ред. Э.К.Сусловой [и др.]. - М.,2000.

14. Харламов, И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. – М., 2000. – 519 с.

ТЕМА 2. РЕБЕНОК И СОЦИУМ

Влияние среды на развитие ребенка.

Социальные факторы. Микросоциум

Наши рекомендации