Современное традиционное обучение.
СОВРЕМЕННЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ.
Теория –система основных идей; форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности.
Концепция –руководящая идея, ведущий замысел, конструктивный принцип деятельности, определенный способ понимания, трактовки явлений.
Два основных подхода к преобразованию обучения:
1. Технологический подход (Инновации-модернизации) – модернизирует традиционное обучение, обеспечивает организацию достижения учащимися четко фиксированных эталонов усвоения.
2. Поисковый подход (Инновации-трансформации) – преобразует традиционное обучение на основе продуктивной деятельности учащихся. Ученик – субъект, самостоятельно осваивает новый опыт поиска новых знаний, их применения в новых условиях, опыт творческой деятельности, ценностные ориентации.
Поисковый подход (зарубежный опыт): процессуально-ориентированные модели (теории исследовательской деятельности; теории учебно-игровой, моделирующей деятельности; теории коммуникативно-диалоговой деятельности)
СОВРЕМЕННОЕ ТРАДИЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ.
(Объяснительно-иллюстративное (информирующее) - традиционное обучение, которое характеризуется изложением "готовых" для усвоения знаний, и учащиеся потом воспроизводят то, что узнали от учителя.
Термин ТО подразумевает классно-урочную организацию обучения (У11 век, Я.А.Коменский), преобладающую в школах мира.
Отличительные признаки классно-урочной технологии:
- учащиеся одного возраста и одного уровня подготовки составляют класс, сохраняющий свой состав на весь период школьного обучения;
- класс работает по одному годовому плану и программе согласно расписанию;
- основной единицей занятий является урок;
- урок посвящен одному предмету, теме; учащиеся работают над одним и тем же материалом;
- работой учащихся руководит учитель: оценивает уровень обученности каждого ученика; принимает решение о переводе в следующий класс;
- учебные книги применяются для домашней работы (1; 34).
Цели ТО:
- формирование системы знаний, овладение основами наук;
- формирование основ научного мировозрения;
- всестороннее и гармоничное развитие каждого ученика;
- воспитание сознательных и высокообразованных людей, способных как к жизическому, так и к умственному труду.
Цели ТО – воспитание личности с заранее заданными свойствами. Цели ТО ориентированы, в основном, на усвоение ЗУН, а не на развитие личности. Массовая школа с ТО остается «школой знаний», сохраняет примат информированности личности над ее культурой, преобладание рационально-логической стороны познания над чувственно-эмоциональной (1; 35).
Особенности методики:
- Авторитарная педагогика требований (регламентация деятельности, принудительность обучающих процедур; централизация контроля; ориентация на среднего ученика).
- Ученик – подчиненный объект обучающих воздействий, ученик «должен».
- Учитель – командир, судья, старший.
- Методы обучения: сообщение готовых знаний; обучение по образцу; индуктивная логика – от частного к общему; механическая память; вербальное изложение; репродуктивное изложение.
- Отсутствие самостоятельности: целеполагание, планирование, итоговый анализ, оценка – функция учителя.
Достоинстваобучения: относительно малые затраты времени для учителя на подготовку.
Недостатки: слабо реализуется развивающая функция обучения, в лучшем случае "транслируется" "знаниевый" компонент учебного предмета; формирование опыта способов деятельности и эмоционально-ценностного отношения осуществляется бессистемно, а потому и результативность невелика; преобладает репродуктивная деятельность учащихся.