Образование как целостный педагогический процесс
Образование — сложный и длительный процесс построения личностью своего образа, своеобразное становление самого себя.Он, бесспорно, включает процессы воспитания и обучения, но одновременно предполагает социализацию и индивидуализацию личности, ее физическое, интеллектуальное, нравственное, художественное развитие.
Образование, во-первых, предполагает социализацию личности. Это процесс адаптации личности к социуму, процесс усвоения человеком готовых форм и способов социальной жизни, способов взаимодействия с материальной и духовной культурой и одновременно выработка собственного социального опыта, своего стиля жизни.
Образование должно строиться с учетом этапов созревания и проявления сущностных сил человека, то есть с учетом его развития.«Развитие» — традиционная категория психологической науки, но без ее использования в характеристике целостного процесса образования возникает представление, что результат образования напрямую связан только с компетентностью и мастерством педагога, с эффективностью тех социально-педагогических условий, которые созданы в образовательной практике.
Опираясь на исследования отечественных психологов (Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, В. С. Мерлин, Д. Б. Эльконин, Д. И. Фельдштейн), в обобщенном виде развитие личности можно определить как совокупность процессов качественного изменения психической целостности человека: совершенствование функциональной готовности, формирование операционных систем психических новообразований, которые обеспечивают личности возможность относительно успешно решать свои жизненные проблемы.
Возрастная периодизация развития (по Л. С. Выготскому и Д. Б. Эльконину)
Возрастной период | Ведущая деятельность | Новообразования возрастного развития | ||
Эпоха раннего детства | Младенчество (до 1 года) | Непосредственно-эмоциональное общение с взрослыми | Потребность в общении, Эмоциональные отношения | |
Раннее детство (1-3 года) | Предметно-орудийная деятельность | Речь и наглядно-действенное мышление | ||
Эпоха детства | Дошкольный возраст (3-7 лет) | Ролевая игра | Потребность в общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности | |
Младший школьный возраст (7- 11 лет) | Учение | Произвольность. Внутренний план действия. Рефлексия | ||
Эпоха подросткового возраста | Подростковый возраст (11-15 лет) | Общение | Стремление к «взрослости» | |
Старший школьный возраст (15-17лет) | Учебно-профессиональная деятельность | Мировоззрение. Профессиональные интересы | ||
Научно обоснованная периодизация возрастного развития позволяет обозначить закономерности смены ведущих видов деятельности, на которых строится весь процесс воспитания, социализации и обучения. Кроме того, современная психология развития значительно углубила представление о проявлениях основных новообразований личности на различных возрастных этапах, убедительно конкретизировала идею о своеобразии психической жизни ребенка каждого возраста.
Образование как целостный процесс включает в себя и подсистему процесса воспитания.Понятие «воспитание» принадлежит к числу наиболее многозначных понятий в педагогике. В современной педагогике принято различать несколько смыслов понятия «воспитание»:
широкий социальный смысл — своеобразное воспроизводство обществом самого себя, целенаправленная деятельность по передаче социально-культурного опыта от старших поколений к младшим; широкий педагогический смысл — управление развитием личности в условиях педагогически организованной игровой, познавательной, трудовой и художественной деятельности и общения воспитанников; узкий педагогический смысл — процесс специально организованного педагогического взаимодействия воспитателей и воспитанников, обеспечивающий формирование необходимых социальных представлений, морально-волевых качеств, опыта повеления.
Обучение— процесс усвоения знаний, умений и навыков, способов познавательной и предметно-практической деятельности. Обучение связано, прежде всего, со специально организованной познавательной деятельностью (учением), где человек имеет дело с информацией и искусственными знаковыми системами.