Образование как целостный педагогический процесс

Образование — сложный и длительный процесс построения личностью своего образа, своеобразное становление самого себя.Он, бесспорно, включает про­цессы воспитания и обучения, но одновременно предполагает социализацию и индивидуализацию личности, ее физическое, интеллектуальное, нравствен­ное, художественное развитие.

Образование, во-первых, предполагает социализацию личности. Это процесс адаптации личности к социуму, процесс усвоения человеком готовых форм и способов социальной жизни, способов взаимодействия с материальной и ду­ховной культурой и одновременно выработка собственного социального опы­та, своего стиля жизни.

Образование должно строиться с учетом этапов созревания и проявления сущностных сил человека, то есть с учетом его развития.«Развитие» — тради­ционная категория психологической науки, но без ее использования в харак­теристике целостного процесса образования возникает представление, что ре­зультат образования напрямую связан только с компетентностью и мастерством педагога, с эффективностью тех социально-педагогических условий, которые созданы в образовательной практике.

Опираясь на исследования отечественных психологов (Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, В. С. Мерлин, Д. Б. Эльконин, Д. И. Фельдштейн), в обоб­щенном виде развитие личности можно определить как совокупность процессов качественного изменения психической целостности человека: совершенствование функциональной готовности, формирование операционных систем психических новообразований, которые обеспечивают личности возможность относительно успешно решать свои жизненные проблемы.

Возрастная периодизация развития (по Л. С. Выготскому и Д. Б. Эльконину)

Возрастной период Ведущая деятельность Новообразования возрастного развития
Эпоха раннего детства Младенчество (до 1 года) Непосредственно-эмоциональное общение с взрослыми Потребность в общении, Эмоциональные отношения
Раннее детство (1-3 года) Предметно-орудийная деятельность Речь и наглядно-действенное мышление
Эпоха детства Дошкольный возраст (3-7 лет) Ролевая игра Потребность в общественно значимой и общественно оценив­ае­мой деятельности
Младший школьный возраст (7- 11 лет) Учение Произвольность. Внутренний план действия. Рефлексия
Эпоха подросткового возраста Подростковый возраст (11-15 лет) Общение Стремление к «взрослости»
Старший школьный возраст (15-17лет) Учебно-профессиональная деятельность Мировоззрение. Профессиональные интересы
         

Научно обоснованная периодизация возрастного развития позволяет обозна­чить закономерности смены ведущих видов деятельности, на которых строится весь процесс воспитания, социализации и обучения. Кроме того, современная психология развития значительно углубила представление о проявлениях основных новообразований личности на различных возрастных этапах, убедительно конк­ретизировала идею о своеобразии психической жизни ребенка каждого возраста.

Образование как целостный процесс включает в себя и подсистему процесса воспитания.Понятие «воспитание» принадлежит к числу наиболее многознач­ных понятий в педагогике. В современной педагогике принято различать несколько смыслов понятия «воспитание»:

широкий социальный смысл — своеобразное воспроизводство обществом самого себя, целенаправленная деятельность по передаче социально-культурного опыта от старших поколений к младшим; широкий педагогический смысл — управление развитием личности в усло­виях педагогически организованной игровой, познавательной, трудовой и художественной деятельности и общения воспитанников; узкий педагогический смысл — процесс специально организованного пе­дагогического взаимодействия воспитателей и воспитанников, обеспе­чивающий формирование необходимых социальных представлений, морально-волевых качеств, опыта повеления.

Обучение— процесс усвоения знаний, умений и навыков, способов познавательной и предмет­но-практической деятельности. Обучение связано, прежде всего, со специаль­но организованной познавательной деятельностью (учением), где человек имеет дело с информацией и искусственными знаковыми системами.

Наши рекомендации