VII. Познавательная информация. Осталось решить, какое произведение станет основой для теа­тральной постановки, к которой вам предстоит выполнить макет декорации

Осталось решить, какое произведение станет основой для теа­тральной постановки, к которой вам предстоит выполнить макет декорации. Наверное, это будет перенесение на сцену сюжета ва­шей любимой книги.

Вы уже ученики 3 класса, подумайте, может быть, не стоит брать для основы постановки самые простые сказки, предназна­ченные для малышей, — «Колобок» или «Репку»? Наверное, вам будет интереснее сделать макет более сложной декорации, для сказки с элементами волшебства и фантастики.

— Вспомните, какие волшебные, необычные города приду­мали писатели-сказочники? {Цветочный город, Изумрудный город, Солнечный город.)

И каждый город имеет очень красноречивое название, бла­годаря которому в воображении может сразу возникнуть облик этого города.

— Где еще может происходить действие сцены из спектакля? {В волшебном лесу, на площади, возле замка, внутри дворца, перед пещерой.)

Итак, вам надо определиться с несколькими вопросами.

1. Выбрать сам спектакль для последующего изготовления макета его декорации.

2. Выбрать момент спектакля, который вы должны оформить в макете.

Подумайте, если вы сделали выбор, то нужен ли вам эскиз вашего макета.

VIII. Начало самостоятельной работы

Наверное, сегодня вы сможете за время урока оформить толь­ко стены вашей коробки-сцены.

— Какие декорации здесь понадобятся? {Кулисы и фон.)

— Какие это декорации — плоские или объемные? {Плоские.)

— Как вы будете выполнять плоские декорации? {Их надо на­рисовать на бумаге, а потом подклеить на фон-задник или по бокам.)

Приступайте к изготовлению декораций-кулис и декорации-фона.

(школьники приступают к выполнению задания.)

IX. Физкультминутка

Я вижу, большинство из вас активно работает, а чтобы немно­го снять усталость, проведем две маленьких физкультминутки. Первая называется «Клен».

(Педагог читает текст с одновременным выполнением метро­ритмических движений, которые за ним повторяют школьники.)

Ветер тихо клен качает,

Вправо-влево наклоняет. {Выполняют наклоны корпуса вправо и влево.)

Раз наклон и два наклон,

Зашумел листвою клен. {Выполняют наклоны руками вправо-влево.)

Вторая физкультминутка называется «Лесорубы». (Педагог читает текст с одновременным выполнением метро­ритмических движений, которые за ним повторяют школьники.)

Лесорубами мы стали, {Ходьба на месте, руки свободны.)

Топоры мы в руки взяли. {Руки внизу берутся в «замок».)

Раз-два, раз-два,

Будут на зиму дрова. {Наклоны вперед с имитацией движения «рубка дров».)

X. Завершение самостоятельной работы

(Школьники завершают первый этап самостоятельной работы по оформлению макета театральной декорации.)

XI. Пояснение дальнейшего самостоятельного задания

На следующем уроке вы завершите работу над театральным макетом. Вам надо будет населить его объемными предметами — элементами декораций или персонажами ваших постановок. Для »той цели вместе с бумажными принадлежностями принесите пластилин.

XII. Рефлексия

- С каким видом искусства вы познакомились на уроке?

- Что нового вы узнали о театре?

- Можно ли отличить здание театра от других зданий?

- Фасад какого театрального здания вам понравился и почему?

- Прочитайте по тетради, что означают слова «макет», «деко­рация», «объемно-пространственная композиция».

- Какие бывают виды декораций в театре?

- Какие задания выполняет художник при подготовке теа­трального спектакля?

— Как называются профессии художников, которые вместе работают над одним спектаклем?

— Какова роль братьев-Мастеров при создании макета теа­трального спектакля?

Проверку работ и выставление оценок проведем на следую­щем уроке.

А теперь сочиним синквейн на тему «Театр».

XIII. Уборка рабочего места, задание на следующий урок

Уберите свои рабочие места. Аккуратно донесите до дома теа­тральные макеты, а на следующий урок принесите их снова.

Какой еще материал вы можете принести для изготовления ваших театральных макетов?

Урок 19. Художник в театре [завершение темы)

Цели: повторить знания о специфике театрального искусства; закрепить приобретенные умения по созданию театральных ма­кетов; завершить начатую работу «театра на столе».

Вид деятельности: работа в смешанной технике, создание объемного макета театральной постановки с помощью бумаги, картона, клея; введение в работу элементов из пластилина, тех­ническое моделирование из пластилина.

Планируемые результаты: школьники повторят знания о теа­тральном искусстве; углубят технические приемы выполнения ма­кета; закрепят специфику оформления театральной постановки; создадут макет «театра на столе».

Ключевые слова и понятия: объемная лепка.

Оборудование: образцы театральных декораций, картонная и бумажная основа театрального макета, иллюстрации к русским народным сказкам, бумага, ножницы, клей, пластилин, декора­тивные детали.

Ход урока

I. Организационный момент

(Приветствие, проверка ГОТОВНОСТИ класса к уроку.)

II. Вводное слово

Сегодня вы завершаете работу над театральным макетом.

- Какие части работы вы успели выполнить на прошлом уроке?

- Что вы узнали об искусстве театра?

- Над чем работают художники в театрах при создании спек­такля?

— С чего вы начали создание театрального макета?

III. Беседа по теме урока

На сегодняшнем уроке вы можете ввести в ваш макет, вы­полненный на основе картонной коробки и бумажных деталей, элементы из пластилина. Пластилиновые детали придадут деко­рации объем.

— Какие детали можно сделать из пластилина? (Ответы школьников.) Представьте себе, что вы делаете декорацию к русской на­родной сказке, и надо вылепить из пластилина избушку на курь­их ножках — домик Бабы-яги. Для тех, кто задумал сделать эту сказочную деталь, я объясню последовательность изготовления пластилинового домика.

Наши рекомендации