Влияние классической музыки на процесс творчества дошкольников в ручном труде 1 страница
Согласно Федеральным государственным требованиям к ООП ДО программа должна строиться на основе принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями образовательных областей.
По мнению многочисленных исследователей, интегрированное обучение способствует формированию у детей целостной картины мира, дает возможность реализовать творческие способности, развивает коммуникативные навыки и умение свободно делиться впечатлениями.
В нашем детском саду одним основных направлений является художественно-эстетическое. К этому направлению относятся образовательные области «Художественное творчество» и «Музыка», которые используются в дизайн-клубе «Фантазеры». В дизайн-клубе работа ведется по интеграционному принципу комплексно-тематического плана по требованию ФГОТ.
Интегрированные занятия ведутся по направлениям: музыке, рисованию, живописи, поэзии. Музыка и художественное творчество способствуют глубокому проникновению детей в смысл слова, в мир красок и звуков; развивают эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства; воздействуют на психические процессы, которые являются основой формирования художественно-творческих и музыкальных способностей ребенка.
Цель кружка - это уникальная возможность развития тонкой моторики (двигательной функций организма человека, объединяющей биохимические, физиологические и психологические системы) через восприятие классической музыки, что особенно важно при воспитании детей для развития интеллекта.
Подбор учебного материала для творчества отвечает принципам дошкольной дидактики и возрастным возможностям детей. Содержит технологии, строящиеся на использовании нетрадиционных методов и приемов обучения, позволяющих педагогу развить у детей ассоциативное мышление, воображение, творческие умения, практические навыки, художественный вкус, эстетическое отношение к действительности. Большое внимание уделено творческому характеру совместной деятельности педагога и детей.
Главным итогом мероприятия является связь занятий ручного труда с классической музыкой. Эмоциональное воздействие музыки таково, что вызывает у ребенка множество ассоциаций. Движения руки становятся плавными, и в то же время, уверенными. Ребенок не боится сделать неправильно, так как его сознание подчинено более высокому закону, чем смешные правила, установленные аккуратными взрослыми. Цвет и музыка, ритм и графика увлекают малыша в свой волшебный мир. Ребенок становится сосредоточенным, его внимание концентрируется на зрительно-слуховых координациях, а движения руки подчиняются работе «очарованного» музыкой мозга. Педагог должен аккуратно относиться к выбору музыкального произведения, не навязывать громкие тембры звучания для того, чтобы не увести ребенка от создаваемых образов.
Работа в кружке требует от воспитателя серьезной подготовки. Необходимо иметь широкие знания о музыкальных произведениях, композиторах. Детям также даются знания из области изобразительного искусства. Интерес к занятиям возрастает, если детям ясен мотив: сделать цветок для мамы; игрушку, чтобы играть; украшения, чтобы украсить группу (дом) к празднику. Поэтому необходимо объявлять детям не только цель занятия - изготовление конкретной фигурки, но и для чего она будет сделана.
Например, на занятиях по теме «Рыбка» мы с детьми слушаем произведение Н.А.Римского-Корсакова «Океан - море синее», рассматриваем рисунки с изображением рыб, изучаем их особенности, внешний вид, а затем изготавливаем поделку в технике «модульное оригами». Занятия по теме «Лебедь» проходят в таком же порядке: мы знакомимся с оперой Н.А.Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», слушаем ее, изучаем строение лебедя, затем в технике «оригами», «модульное оригами» собираем поделку. На тему «Ромашки» подготавливаем произведение «Вальс цветов» из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик», на котором прослушивается настроение цветов, их внутренний мир. На кружке по ручному труду мы собираем ромашковое поле из полосок бумаги, рисуем ластиком, изготавливаем ромашки в технике «модульное оригами». На занятиях на тему «Чудо-дерево» слушаем произведение И.С.Баха «Шутка», поднимаем наше настроение, проявляя фантазию и воображение, изготавливаем аппликацию средствами бумажной пластики. В таком же порядке у нас проходят все кружковые занятия.
Опытом работы мы поделились с педагогами города и республики на республиканских практических семинарах, региональных научно-практических конференциях, для городского методического объединения.
Таким образом, можно сделать выводы о том, художественно-эстетическое воспитание дошкольников формируется успешнее с учетом возрастных особенностей детей и эмоционально-ценностного отношения к классической музыке, при применении педагогических технологий, в которых возможна интеграция разных видов деятельности.
Литература:
1. Савенкова, Л.Г. Интегрированное обучение и полихудожественное воспитание в практике работы ДОУ / Л.Г.Савенкова // Управление ДОУ. - 2011. - № 7.
Гурьянова С.Ф.
СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ В ДОУ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Приоритетные направления образовательной деятельности ДОУ -создание условий для интеллектуально-личностного, художественно-эстетического, физического развития детей. В ДОУ накоплен опыт деятельности специалистов по организации образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей развития с использованием современных технологий дошкольного образования. Театрализованная деятельность в детском саду способствует развитию воображения, всех видов памяти и видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического).
Для того чтобы успешно решать эти задачи желательно наличие педагога - руководителя детского театра (режиссера), который бы не только проводил специальные театрализованные игры-занятия с детьми, но и корректировал бы действия всех педагогов, осуществляющих решение задач по театрализованной деятельности.
Музыкальный руководитель ДОУ № 12 Дмитриева С.Г. использует ресурсы психогимнастики, логоритмики, сказки, театрализации, различных видов игр, создавая тем самым условия для развития творческих способностей каждого ребенка, интереса к музыке, театру, движениям, фольклору. Под руководством Светланы Генриховны в ДОУ функционирует кружок театрализованной деятельности «Добрые соседи», участие в котором способствует развитию коммуникаций, профилактике стрессов, релаксации дошкольников. Театр является частью повседневной жизни детей. Руководитель детского театра помогает воспитателям изменить традиционные подходы к организации театрализованной деятельности, привлекать их к активному участию в работе над театрализованными играми. Его цель - не ограничиваться сценарной, режиссерской, постановочной работой с детьми-актерами, а через все виды деятельности способствовать формированию в детях творческого начала.
Педагогу самому необходимо уметь выразительно читать, рассказывать, смотреть и видеть, слушать и слышать, быть готовым к любому превращению, т.е. владеть основами актерского мастерства и навыками режиссуры. Одно из главных условий - эмоциональное отношение взрослого ко всему происходящему, искренность и неподдельность чувств. Интонация голоса педагога - образец для подражания. Поэтому, прежде чем предложить детям какое-либо задание, следует неоднократно поупражняться самому.
Воспитатель должен быть предельно тактичен. Например, фиксация эмоциональных состояний ребенка должна проходить естественно, при максимальной доброжелательности со стороны педагога и не превращаться в уроки мимики.
В примерных требованиях к содержанию и методам работы в дошкольном образовательном учреждении коллектив педагогов детского сада № 12 "Солнышко" г. Волжска выделяет раздел «Развитие ребенка в театрализованной деятельности» и обязанности педагога:
- создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (свободно и раскрепощено держаться при выступлении перед взрослыми и сверстниками (в т.ч. предоставление главных ролей застенчивым детям, включение в спектакли детей с речевыми трудностями, обеспечение активного участия каждого ребенка в спектаклях); побуждать к импровизации средствами мимики, пантомимы, выразительных движений и интонаций (при передаче характерных особенностей персонажей, своих эмоциональных состояний, переживаний; выбор сюжетов драматизации, ролей, атрибутов, костюмов, видов театров);
- приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, с видами кукольных театров (би-ба-бо, настольным, теневым, пальчиковым и др.), театральными жанрами и пр.);
- обеспечивать взаимосвязь театрализованной деятельности с другими видами (использование игры-драматизации на занятиях по развитию речи, музыкальных, по художественному труду, при чтении художественной литературы, организации сюжетно-ролевой игры и пр.);
- создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (спектакли с участием детей, родителей, сотрудников;
- организация выступлений детей старших групп перед малышами и пр.).
Правильная организация театрализованной деятельности способствует выбору основных направлений, форм и методов работы с детьми, рациональному использованию кадрового потенциала.
Группы ДОУ укомплектованы необходимым для организации театрализованной деятельности детей оборудованием:
- комплектами кукол и декораций для традиционных детских театров: кукольного, пальчикового, настольного, театров петрушек, марионеток, теневого, би-ба-бо.
- реквизитом для разыгрывания сценок и спектаклей (ширмы для кукольного театра, костюмы, элементы костюмов, маски);
- атрибуты для различных игровых позиций (театральный реквизит, грим, декорации, стул режиссера, сценарии, книги, образцы музыкальных произведений, места для зрителей, афиши, программки, касса, билеты, бинокль, «деньги», номерки, виды бумаги, ткани, краски, фломастеры, клей, карандаши, нитки, пуговицы, коробки, банки, природный материал).
Воспитатели групп и специалисты ДОУ организуют показ всех видов театров, постановку детских спектаклей, инсценировки сказок, рассказов, тематические вечера развлечений, драматические и театрализованные игры. Повышению педагогического мастерства, развитию профессиональных компетенций педагогов способствуют занятия семинара-практикума для педагогов «Основы актерского мастерства».
Данилова Л. Н.
РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ
В современном обществе становиться достаточно остро проблема гуманизации общественной жизни. Она требует от человечества пересмотра содержания наук, которые воспроизводят его духовный потенциал. Гуманистическая тенденция формирования общества неразрывно связана с идеей «развивающейся личности в развивающемся мире». Решение данной проблемы напрямую зависит от уровня образования - важнейшего компонента человеческой культуры. Как отмечают специалисты, в современном мире важен перенос центра тяжести на индивидуальность человека, развитие его духовности и отношения к окружающему.
Влияние музыки в развитии творческой деятельности детей велико. Музыка, как и любое другое искусство, способно воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно - эстетическим переживаниям, к активному мышлению.
Через приобщение к музыкальному искусству в человеке активизируется творческий потенциал, идет развитие интеллектуального и чувственного начал, и чем раньше заложены эти компоненты, тем активнее будет их проявление в приобщении к художественным ценностям мировой культуры.
Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать с дошкольного возраста. Развитие музыкальных способностей - одна из главных задач музыкального воспитания детей.
Восприятие музыки - сложный процесс, требующий от человека внимания, памяти, развитого мышления, разнообразных знаний. Всего этого у дошкольников пока нет. Поэтому необходимо научить ребёнка разбираться в особенностях музыки как вида искусства, сознательно акцентировать его внимание на средствах музыкальной выразительности (темп, динамика), различать музыкальные произведения по жанру, характеру.
Именно с этой целью в работе с детьми применяют музыкально-дидактические игры и пособия. Они, воздействуя на ребёнка комплексно, вызывают у него зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым, расширяя музыкальное восприятие в целом.
Актуальность применения музыкально-дидактических игр и упражнений заключается в музыкально-сенсорном развитии и воспитании дошкольников в определенной системе, с учетом возрастного аспекта и последовательности приобщения детей к целостному и дифференцированному восприятию музыки.
Ценность дидактических игр и пособий в том, что они доступны детскому пониманию, вызывают интерес и желание участвовать в них. Основное назначение дидактических игр и пособий - формирование у детей музыкальных способностей; в доступной игровой форме помочь разобраться в соотношении звуков по высоте, развивать у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, что составляет основу музыкально-сенсорных способностей.
Музыка - это движение звуков, различных по высоте, тембру, динамике, длительности, определённым образом организованных в музыкальных ладах (мажорном и минорном). Их различение в отдельно взятых звуках составляет основу простейших сенсорных музыкальных способностей.
В настоящее время формированию музыкально-сенсорных способностей детей уделяется мало внимания. А между тем исследования таких известных педагогов, как Выготский Л.С., Теплов Б.М., Радынова О.П., Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. доказывают возможность и необходимость формирования памяти, воображения, мышления, способностей у всех детей без исключения.
Развитие у детей музыкально-сенсорных способностей должно быть постоянно в поле зрения педагога, осуществляться различными методами и средствами, в том числе с помощью музыкально-дидактических пособий и игр.
«Решение сенсорных задач, - пишет Н.А.Ветлугина, - возможно почти во всех видах детской музыкальной практики. Но каждая из них, обладая спецификой, является, более благоприятной средой для развития определенных сенсорных способностей. На музыкальных занятиях у детей развивается музыкальное восприятие, однако вряд ли можно ограничиться этим. Нужна еще такая среда, в которой ребенок мог бы углублять усвоенные способы действий, самостоятельно их упражнять, развивать умение контролировать свои действия. Нужны специальные дидактические игры и игрушки».
Музыкально-дидактические игры и пособия обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука.
Именно дошкольный возраст чрезвычайно важен для развития общих музыкальных способностей ребенка, в том числе и музыкально-сенсорных. И развитие этих способностей у каждого ребенка должно быть постоянно в поле зрения у воспитателя, музыкально руководителя, осуществляться различными методами и средствами. Музыкально-дидактические игры являются очень важным и действенным средством.
Литература:
1. Ветлугина, Н.А. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду: учеб. Пособие для студентов педагогических институтов / Н.А.Ветлугина, А.В.Кенеман. - М.: Просвещение, 1983. - 255 с.
2. Ветлугина, Н.А. Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкальных игр / Н.А.Ветлугина. - М., 1958.
3. Кононова, Н.Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников: Из опыта работы музыкального руководителя / Н.Г.Кононова. - М.: Просвещение, 1982. - 96с.
4. Удальцева, Е.А. Дидактические игры: Пособие для студентов-заочников дошкольных факультетов педагогических институтов / Е.А.Удальцева. - М.: Учпедгиз, 1963.
Домрачева С.А.
РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
Старший дошкольный возраст является предметом пристального внимания ученых и практиков как важный и ответственный период в жизни человека, как момент рождения личности. В этот период происходит ускоренное развитие психических процессов, свойств личности, маленький человек активно осваивает широкий спектр различных видов деятельности. На этапе дошкольного детства развивается самосознание, формируется самооценка, происходит выстраивание иерархии мотивов поведения и их соподчинение.
Как пишет Н.С.Морова, именно здесь формируются не только качества и свойства психики детей, которые определяют собой общий характер поведения ребенка, но и те, что представляют «заделы» на будущее - особое восприятие окружающего мира, в котором ребенку предстоит себя реализовать [6,с.8].
Дошкольный возраст является начальным этапом становления субъекта познавательной и практической деятельности. Этот период жизни является чрезвычайно важным с точки зрения понимания своих и чужих эмоций, формирования социальных форм психики и нравственного поведения. Преобладание тематики, связанной с изображением человека в творчестве дошкольника, свидетельствуют о преимущественной ориентации его на социальное окружение. К концу дошкольного возраста происходит переход от эмоционального непосредственного отношения к окружающему миру к отношениям, которые строятся на основе усвоения нравственных оценок, правил и норм поведения.
В этот период наиболее важным является развитие волевой и эмоционально-личностной сферы ребенка. Успешность ребенка при поступлении в школу связана не только с уровнем развития его интеллектуальных способностей, но и с уровнем развития эмоционального интеллекта.
Несмотря на то, что эмоциональный интеллект является довольно новой психологической концепцией, этот феномен признаётся всё большим числом ученых. Исследование структуры и путей развития эмоционального интеллекта может дать реальную возможность гармонизации личности через более глубокое осознание эмоциональных процессов и состояний, возникающих в процессе межличностного взаимодействия.
Идея эмоционального интеллекта явилась следствием развития представлений об интеллекте социальном, основной причиной для выделения которого как самостоятельной способности или черты послужило частое несоответствие уровня общего интеллекта и успешности личности во взаимодействии с социальной средой.
Эмоциональный интеллект в самом широком понимании объединяет в себе способности личности к эффективному общению за счет понимания эмоций окружающих и умения подстраиваться под их эмоциональное состояние.
Феномен эмоционального интеллекта изучен в работах Н.П.Александровой, Л.Н.Вахрушевой, Т.В.Корниловой, Н.В.Симбирцевой, В.А.Спивак, Е.Тимченко и других. Структура и предпосылки развития эмоционального интеллекта рассматривались зарубежными (Д.Гоулман, Р.Ж.Стернберг и другими) и отечественными учеными (И.Н.Андреева, Е.Орел, В.С.Юркевич и другими).
Они определили эмоциональный интеллект как группу эмоционально-интеллектуальных способностей, которые способствуют осознанию и пониманию собственных эмоций и эмоций окружающих, а также управлению ими. В качестве таких способностей они выделяют: способность к идентификации, оценке и выражению эмоций; способность к регуляции эмоций и способность к использованию эмоциональной информации в мышлении и деятельности.
Д.Гоулман трактует эмоциональный интеллект как эмоциональную компетентность, то есть, как способность осознавать свои эмоции и эмоции других, чтобы мотивировать себя и других и успешно управлять эмоциями наедине с собой и при взаимодействии с другими [3,с.123].
Модель эмоционального интеллекта Д.Гоулмана [4], включает в себя четыре компонента: самосознание, самоконтроль, социальное понимание, управление взаимоотношениями.
1. Самосознание как составной компонент эмоционального интеллекта означает наличие глубокого понимания собственных эмоций, а также своих сильных и слабых сторон, потребностей и мотивов.
2. Самоконтроль - тот компонент эмоционального интеллекта, который вызволяет нас из плена чувств.
3. Социальное понимание - способность прислушиваться к чужим переживаниям, умение настроиться на широкий диапазон эмоциональных сигналов
4. Управление взаимоотношениями.
Управление эмоциями охватывает способность контролировать эмоции, снижать интенсивность отрицательных эмоций, осознавать свои эмоции, в том числе и неприятные; способность к решению эмоционально нагруженных проблем без подавления связанных с ними отрицательных эмоций, что способствует личностному росту и улучшению межличностных отношений.
Наиболее известную в отечественной психологии концепцию эмоционального интеллекта предложил и разработал Д.В.Люсин. Он описал эмоциональный интеллект как способности к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими. Способность к пониманию эмоций, по мнению автора, означает, что человек может установить наличие эмоционального переживания у себя или у другого человека; идентифицировать эмоцию; понять причины, вызвавшие данную эмоцию, и следствия, к которым она приведет [5,с.32].
Детство является периодом, наиболее благоприятным для развития эмоционального интеллекта посредством музыкального искусства. Благодаря музыке в ребенке пробуждается представление о возвышенном, прекрасном не только в окружающем мире, но и в самом себе. Музыка помогает детям познать мир, развивает не только их художественный вкус и творческое воображение, но и любовь к жизни, природе, ко всему окружающему. Это помогает формированию полноценной личности человека, способного чувствовать и сострадать.
В условиях активного взаимодействия со средой в процессе общения, труда и другой деятельности ребенок усваивает определенные знания об основных нравственных тенденциях общества, и при рационально организованном педагогическом процессе они превращаются в потребности и, в конечном счете - побудительные силы поведения. Так формируется нравственная направленность личности.
Чем гордится ребенок, чего он стыдится - решающую роль в этом играют окружающие и в первую очередь - родители, воспитатели, их отношение к ребенку, оценка его достижений. Дошкольник способен откликнуться на музыку, художественную картину, поэзию, на прекрасное в природе, проявить свои эмоции. В дошкольный период развиваются и познавательные чувства, ребенок проявляет не только любопытство, но и любознательность, стремление утвердиться в истине. Чувства к концу дошкольного возраста нередко становятся мотивом поведения ребенка. Развивается способность к эмоциональному предвосхищению. Видоизменяются и формы выражения чувств.
Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста. Это объясняется и спецификой этого вида искусства, и психологическими особенностями дошкольников. Музыку называют «зеркалом души человеческой», «эмоциональным познанием» (Б.М.Теплов): она отражает отношение человека к миру, ко всему, что происходит в нем и в самом человеке. Эмоциональная сфера является ведущей сферой психики в дошкольном детстве. Она играет решающую роль в становлении личности ребенка, регуляции его психических функций, а также поведения в целом.
Дошкольный возраст наиболее эффективен для эстетического развития средствами музыки. В этот период потребность детей в занятиях музыкой особенно высока, а возрастные особенности младших школьников - открытость эмоциональных реакций, эстетическая восприимчивость, доминирование образного мышления и т.д. - наиболее благоприятны для формирования основ музыкальной культуры.
Важным элементом культуры является народный фольклор; песни, хороводы, игры и пляски являются могучими и незаменимыми источниками развития национального музыкального и поэтического развития дошкольника, средством воспитания межнациональной толерантности. Приобщению детей к традиционной народной культуре средствами фольклора уделяла большое внимание Е.Г.Боронина [1,2].
По мнению автора, методика приобщения выстраивается на основе опыта народной педагогики и предполагает использование традиционных методов (наглядность, игра, подражание, совместные действия (подпевание, подхватывание, пение «за следом» и т.д.), диалог, побуждения к самостоятельным проявлениям ребенка, детское творчество), форм (специально разработанные комплексные музыкально-фольклорные занятия, где народная музыка осваивается как феномен устной традиции; семейно-общинные встречи - посиделки, чаепития, гостевания и др., народные праздники на традиционной основе, включение элементов традиционного уклада в жизнедеятельность дошкольного учреждения) и способов (обучение у народных мастеров, посредством аудио-, видеозаписей, использование обучающих возможностей детского коллектива и др.).
Музыкальный фольклор как часть народной культуры аккумулирует духовно-практический опыт народа картина мира, воспроизводимая в нем посредством слова, музыки, действия, транслирует вечные нравственные ценности, задает ребенку надежные ориентиры в окружающем его культурном пространстве Народная музыка, обладая большим мировоззренческим, интеллектуальным и творческим потенциалом, является верным средством воспитания преемников традиций, открытых для диалога с другими народами.
Ознакомление будущих воспитателей с народной культурой и использование ее одним из средств развития эмоционального интеллекта позволит в последующем решить ряд педагогических задач в деле воспитания дошкольников и их родителей в духе интернационализма, патриотизма и толерантности. В ходе изучения музыкальной культуры, в первую очередь, сами воспитатели приобретут лучшие нравственные и эстетические качества, которые заложены в основу народного фольклора и песен композиторов.
Таким образом, развитие эмоционального интеллекта старших дошкольников средствами музыкальной культуры будет способствовать пониманию своих и чужих эмоций, развитию интеллектуального и творческого потенциала, регуляции психических функций, формированию социальных норм и закреплению нравственных образцов поведения в целом, что благоприятно отразится на подготовку их к школьной жизни.
Литература:
1. Боронина, Е. Г. О программе приобщения детей дошкольного возраста к традиционной народной культуре / Е. Г. Боронина // Традиционная культура. - 2006. - № 3. - С. 97-100.
2. Боронина, Е. Г. Музыкальный фольклор как комплексная программа приобщения детей 5-7 лет к традиционной народной культуре / Е. Г. Боронина // Искусство и образование. - 2006. - № 4. - С. 52-61.
3. Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект / Д.Гоулман; пер. с англ. - М.: АСТ. - 2010. - 478 с.
4. Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект: спорные вопросы и распространенные заблуждения / Д.Гоулман, Р.Эммерлинг // Отдел кадров. - 2004. - № 8. - С. 121-125.
5. Люсин, Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д.В.Люсина, Д.В.Ушакова. - М.: Институт психологии РАН, 2004. - С. 29-36.
6. Морова, Н.С. Новые подходы к развитию дошкольного образования на селе: сб. науч. ст. / Н.С.Морова / Мар. гос. ун-т; под общ. ред. Н.С.Моровой. - Йошкар-Ола, 2009. - 112 с.
Загайнова Т.Г.
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В РАЗВИТИИ МУЗЫКАЛЬНО-СЕНСОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И ПОСОБИЙ
Общие проблемы музыкально-сенсорного воспитания разработаны Н.А.Ветлугиной. В ее работах ясно раскрыто значение музыкально-дидактических игр для более глубокого овладения музыкально-сенсорными навыками и умениями, выделены виды музыкально-дидактических игр (для развития звуковысотного, ритмического, динамического и тембрового слуха). Ею намечены три типа дидактических игр - подвижные, хороводные и настольные. Ценным в этих играх является то, что в основу взят синтез музыки и движений, а восприятие музыкальных звуков облегчается соотнесением их с доступными для понимания детей предметами и явлениями.
Музыкально-дидактическая игра, как игровая форма обучения, явление очень сложное. В ней действуют одновременно два начала - учебное, познавательное, и игровое, занимательное. «Дайте ребенку возможность играть и соедините обучение с игрой так, чтобы мудрость появлялась с веселой улыбкой, остерегайтесь утомлять ее чрезвычайной серьезностью» - так писал современный исследователь детской игры Д. Колоцца.
Характерным для каждой дидактической игры является наличие в ней:
- обучающих задач;
- содержания;
- правил;
- игровых действий.
Все эти элементы обязательны и взаимозависимы. Основным элементом дидактической игры является обучающая задача. Все остальные элементы подчинены этой задаче и обслуживают ее.
Назначение дидактических игр - ввести ребенка в понимание свойств и качеств чувственно воспринимаемых явлений. Дидактические игры как бы выражают и завершают процесс сопоставления и отделения собственно сенсорного опыта ребенка по восприятию свойств, качеств явлений от общественно принятых эталонов. Как и всякая игра другого типа, так и музыкально-дидактическая по своей структуре должна включать развитие игровых действий, в которых всегда есть элемент соревнования, элемент неожиданности, развлекательности с сенсорными заданиями, отличающимися своим дидактическим характером. Развитие игровых действий подсказывается развитием музыкальных образов, литературным текстом песни, характером движения. Музыкальные игры вообще объединяют в себе многие черты, присущие хороводным построениям, подвижным играм. Но дидактический материал этих игр отличается тем, что в основе его лежат задачи развития музыкального восприятия; игровое действие должно помочь ребенку в интересной для него форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними. Этим сфера игровых действий ограничивается. Излишняя подвижность, соревнование в увертливости, ловкости, столь интересные для детей должны быть умеренными. Характер игровых действий в музыкально-дидактических играх, следовательно, весьма своеобразен. Все дидактические игры отличаются по своим игровым действиям и по сенсорным заданиям, но всегда требуют слуховой сосредоточенности.