Возникновение и развитие педагогики как науки. Связь педагогики с другими науками. Отрасли современной педагогики.
Педагогика – (от греч. «пайдос»-дитя и «аго»-вести). Постепенно слово «педагогика» стало употребляться в более сложном смысле «вести ребенка по жизни», т.е. воспитывать его и обучать, направлять его духовное и физическое развитие.
Педагогика – наука о закономерностях воспитания, обучения, образования, о путях осуществления этих важных функций общества.
Современная педагогика – это особая область науки о воспитании человека на всех возрастных этапах его развития.
Возникновение и развитие педагогики как науки связано с практической потребностью общества в изучении и обобщении исторического опыта подготовки новых поколений к участию в производстве материальных и духовных ценностей.
Этапы развития педагогики | Выдающиеся деятели | Основные педагогические направления и идеи |
Античные времена | Сократ | Заставлял думать, ставил вопрос таким образом, чтобы ребенок сам думал, размышлял, делал выводы → проблемное обучение. |
Платон | Идея государственной системы воспитания детей свободными гражданами с раннего детства; указывал на игру как важное средство воспитания, определил основные требования к лицам, занимающимся воспитанием детей. | |
Аристотель | Идея гармонично развивающейся личности; включает физическое, умственное и нравственное воспитание; наряду с разнообразными играми использовал развивающие умственные рассказы, а начиная с пятилетнего возраста – подготовку к школе. | |
Средние века | Ф.Аквинский Ф.Бэкон Ф.Рабле М.Лютер Т.Мор Т.Кампанелла Э.Ротердамский |
|
XVII век | Я.А.Коменский | Считал, что человек как существо природное находится в постоянном развитии. Подчеркивал, что благодаря воспитанию «из всякого ребенка можно сделать человека». Детям должны быть созданы условия для физического развития. Овладение навыками должно происходить в форме игры. С нравственным воспитанием связано воспитание и любовь к труду. |
XVIII век | Ж.Ж.Руссо | Написал книгу «Эмиль, или о воспитании», в которой показал теорию свободного воспитания. Первым высказал, что воспитание – это жизнь, а не подготовка к жизни. Ребенок не учится будущей жизни, он просто живет. У него свои радости, своя жизнь и, воспитание надо приноравливать к этим потребностям. Заложил принципы воспитания. |
XIX век | Г.Песталоцци | Одним из первых стремился строить процесс обучения с учетом закономерностей психического развития детей. Предложил переходить в процессе обучения от элементов к целому, от близкого к далекому, от простого к сложному, соблюдая при этом непрерывность и последовательность. Ставил задачу гармоничного физического, трудового, нравственного и умственного развития всех детей. |
Л.Толстой | В Ясной поляне создал школу; написал ряд учебников; исходил из того, что познание ребенка, его творчество основано на отражении реальных явлений окружающей действительности. Создал свою теорию свободного воспитания. | |
К.Ушинский | Разработал стойкую дидактическую систему, выдвинул ряд методических приемов и правил обучения. Много сделал для совершенствования и методики начального обучения. | |
XX век | Н.Крупская | Рассматривала дошкольное воспитание как первую ступень народного образования. Помогла расширить сеть дошкольных учреждений. Высказала идеи о воспитании детей в коллективе, об игровой деятельности, интеллектуальном развитии. Участвовала в разработке программ по дошкольному воспитанию. |
А.Макаренко | Педагог-практик; теоретик воспитания. Разработал методику трудового воспитания. На практике доказал принципы создания детского коллектива. Много уделял внимания семейному воспитанию. Написал много книг мировой известности: «Книга для родителей», «Педагогическая поэма» и др. | |
В.Сухомлинский | Педагогика строилась на любви. Книга «Сердце отдаю детям» пронизана верой в большие возможностей каждого ребенка при условии правильной организации воспитания и при сочетании коллективной работы и личных качеств. |
Основные отрасли педагогики:
- Общая педагогика – изучает основные закономерности процесса воспитания и образования;
- Возрастная педагогика – исследует закономерности воспитания подрастающего человека преддошкольного, дошкольного, школьного возрастов и педагогику взрослых;
- Дошкольная педагогика – исследует развитие ребенка от рождения до поступления в школу (6-7 лет);
- Коррекционная педагогика – занимается вопросами воспитания и образования детей с недостатками умственного развития (олигофренопедагогика), зрения (тифлопедагогика), слуха (сурдопедагогика), дефектами речи (логопедия) и т.п.;
- Социальная педагогика – изучает проблемы, связанные с направленной деятельностью субъекта воспитания (родителя, лица его заменяющего, воспитателя и др.), которая способствует проведению человека, начиная с момента рождения, по этапам социального развития и дальнейшему становлению его как гражданина конкретного общества;
- Лечебная педагогика - система воспитания и обучения часто болеющих и недомогающих детей и детей-инвалидов;
- История педагогики – изучает педагогические теории, содержание и методику воспитания и обучения в различные исторические эпохи;
- Педагогика профессионально-технического образования;
- Педагогика среднего специального образования;
- Педагогика высшей школы;
- Педагогика последипломного образования;
- Этнопедагогика – наука о педагогических воззрениях народных масс и их опыте воспитанияподрастающего поколения;
- Православная педагогика – воцерковленная педагогика и педагогика воцерковления (воцерковление –наполнение православным смыслом уже сложившегося научного и категориального строя педагогики как теории и науки).
Особую группу педагогических наук составляют частные методики, изучающие закономерности и специфику преподавания конкретных областей знаний (отдельных предметов).
Связь педагогики с другими науками:
- Детская психология (отрасль психологической науки, изучающая факторы и закономерности психического развития ребенка) – позволяет педагогике более точно и правильно понять сущность психики, личности и группы и, опираясь на это, добиваться наиболее эффективного изучения педагогических явлений и процессов;
- Философия (наука о наиболее общих законах развития природы, человеческого общества и мышления) – способствует созданию педагогических концепций и ряда новейших теорий обучения и воспитания;
- Социология (изучает различные стороны общественной жизни, взаимодействие личности и общества, закономерности социального поведения людей и т.п.) – позволяет педагогике учитывать социальные особенности жизни и деятельности людей и принимать во внимание их влияние на обучение, воспитание и педагогическую деятельность;
- Анатомия (наука, изучающая форму и строение человеческого организма, а также закономерности развития этого строения в связи с его функциями) +
Физиология (наука, исследующая функции живого организма, протекающие в нем процессы: обмен веществ, приспособление к среде жизни и др.) - способствуют пониманию биологической сущности ребенка и особенностей развития его организма на каждом возрастном этапе, показывает их роль и значение в обучении, воспитании и развитии детей;
- Генетика (наука, изучающая механизмы и закономерности наследственности и изменчивости организмов, методы управления этими процессами) – помогает разобраться в сложных проблемах взаимосвязи наследственности, среды и воспитания;
- Экономика образования (научная дисциплина, исследующая и выявляющая особенности действия экономических законов и категорий в сфере обучения и воспитания подрастающего поколения и повышения образовательного и культурно-технического уровня населения) – определяет стратегию развития всей системы образования в целом и региональной образовательной политики в частности;
3. Педагогика как наука: задачи и функции педагогики; методы педагогики.
Педагогика – наука о закономерностях воспитания, обучения, образования, о путях осуществления этих важных функций общества.
Современная педагогика – это особая область науки о воспитании человека на всех возрастных этапах его развития.
Задачи педагогики:
- Познавать законы воспитания, образования и на этой основе указывать лучшие пути педагогической практики.
- Разрабатывать новые технологии.
- Вооружать педагогов-практиков профессиональными знаниями об особенностях воспитательного процесса людей разных возрастных групп и социального положения, умениями прогнозировать, проектировать и осуществлять учебно-воспитательный процесс в различных социальных условиях, оценивать его эффективность.
- Изучать передовой педагогический опыт и разрабатывать методы его внедрения и распространения.
- Разрабатывать новые методы, формы, средства, системы обучения и воспитания, управления образовательными структурами.
- Внедрение результатов исследования в практику.
Функции педагогической науки в целом:
· Описание явлений того участка действительности, который она изучает;
· Объяснение;
· Предсказание (прогнозирование).
Кроме того, изучая социально-гуманитарную сферу, педагогическая наука имеет свои особенности. Она не может ограничиться лишь объективным отображением изучаемого; от нее требуется влиять на педагогическую действительность, преобразовывать и совершенствовать ее.
Поэтому в ней совмещаются две функции, которые в других научных областях обычно поделены между разными дисциплинами: научно-теоретическая (отражение педагогической действительности как она есть) и конструктивно-техническая (нормативная, регулятивная – отражение педагогической действительности такой, какой она должна быть).
Основные свойства педагогики:
· Социальность (нацелена на решение социально значимых задач и выполнение социально обусловленных функций);
· Гуманитарность (ориентирована на познание человека и его формирование и развитие как личности);
· Открытость (связана со всеми областями человеческой жизнедеятельности и другими науками о человеке).
Методы педагогики:
Метод – это путь достижения поставленной цели, способ решения задач.
Другими словами – это совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности.
В основе любых научных методов лежат определенные принципы, теории и законы.
- Методы обучения (система последовательных взаимосвязанных действий педагога и обучаемых, обеспечивающих усвоение содержания образования. Их выбор обусловлен конкретными задачами образования, воспитания и развития личности ребенка) – рассказ, лекция, беседа, драматизация, объяснение, наблюдение, демонстрация, упражнение, опыты, эксперименты, выполнение трудовых поручений и т.п.;
- Методы воспитания (специально организованное взаимодействие воспитателя и воспитуемых для решения педагогических задач путем влияния на сознание, чувства и поведение воспитуемых) – рассказ, объяснение, беседа, поручение, упражнение, создание воспитывающих ситуаций, требование, соревнование, поощрение, наказание, наблюдение, опрос, анализ результатов деятельности и т.п.;
- Исследовательские методы (система методов, используемых для решения конкретных задач изучения особенностей и поведения ребенка и их формирования в педагогическом процессе) – наблюдение, эксперимент, беседа, изучение процесса и продуктов деятельности, анкетирование, тестирование, оценивание и т.п.
4. Принципы государственной образовательной политики России. Характеристика образовательной системы России: современное образовательное пространство; типы и виды образовательных учреждений.
Образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов), удостоверенных соответствующим документом (Закон РФ «Об образовании»).
Система образования – социальный институт, обеспечивающий передачу подрастающему поколению знаний, умений и навыков, накопленных обществом.
Характер системы образования определяется социально-экономическим уровнем развития страны, политическим строем, культурно-историческими и национальными особенностями.
В основу государственной политики Российской Федерации в области образования положены идеи гуманизации.
Они нашли отражение в Конституции Российской Федерации (1993), Законе РФ «Об образовании» (1992). В документах отмечается, что образование должно осуществляться в интересах личности, общества и государства.
В Законе РФ «Об образовании» подчеркивается, что, двигаясь по пути гуманизации общества, образование станет высшей потребностью личности и будут созданы благоприятные условия для реализации этой потребности, для развития общей и профессиональной культуры личности.
Основные принципы российской системы образования:
- Единство в условиях многонационального государства, защита национальных культур и культурных традиций народов России;
- Гуманизм, приоритет общечеловеческих ценностей, забота о жизни и здоровье человека, свободное развитие личности каждого;
- Общедоступность, соответствие системы образования уровням и особенностям развития и подготовленности детей, воспитанников и учащихся;
- Светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
- Свобода и плюрализм;
- Демократический, государственно-общественный характер управления образованием и автономность образовательных учреждений.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года (распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р) прописаны новые приоритеты развития образования:
- Внедрение инновационных технологий в образовании, широкое применение проектных методов;
- Конкурсное выявление и поддержка лидеров, реализующих новые подходы в образовании;
- Решение проблем кадрового обеспечения образовательной системы;
- Обновление организационно-экономических механизмов системы образования;
- Повышение гибкости и многообразия форм предоставления услуг системы дошкольного образования;
- Осуществление предшкольной подготовки детей, поступающих в 1 класс;
- Расширение форм обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в неспециализированных ОУ;
- Более полное использование потенциала семьи в воспитании детей.
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждена Президентом РФ Д.Медведевым 4.02.2010 года) особо выделяет:
- Переход на новые образовательные стандарты.
- Развитие системы поддержки талантливых детей.
- Обеспечение системы моральных и материальных стимулов поддержки педагогов, аттестация и постоянное повышение их квалификации.
- Изменение инфраструктуры ОУ как по форме, так и по содержанию: разработка новых форм проектирования зданий ОУ, нового оснащения для создания психологического и физического комфорта пребывания ребенка в ОУ, безопасность, создание безбарьерной среды (интеграция детей-инвалидов).
- Сохранение и укрепление здоровья детей (питание, медицинское обслуживание, физкультура и спорт, ЗОЖ, профилактические программы, индивидуальные программы развития здоровья детей, индивидуальный подход к каждому, недопустимость учебной перегрузки детей).
- Расширение самостоятельности ОУ (составление ОП, финансово-экономическая самостоятельность, создание АУ, поддержка частных ОУ, привлечение к управлению ОУ частных инвесторов, дистанционное образование) – повышается степень свободы и уровень ответственности руководителя ОУ.
Современное российское образование – это непрерывная система последовательных ступеней обучения, на каждой из которой действуют государственные, негосударственные, муниципальные образовательные учреждения разных типов и видов.
Структура образовательной системы России:
- Дошкольное образование (детские сады, центры развития ребенка);
- Общее среднее образование (школы, гимназии, лицеи);
- Среднее специальное образование (техникумы, колледжи);
- Вузовское (высшее) образование (институты, университеты, академии);
- Послевузовское образование (аспирантура, ординатура, докторантура);
- Дополнительное образование (учреждения повышения квалификации, курсы, центры профессиональной ориентации).
Образовательные учреждения России – учреждения, осуществляющие образовательный процесс, реализующие одну или несколько образовательных программ и/или обеспечивающие содержание и воспитание обучающихся.
Структура образовательных учреждений России:
- Дошкольные образовательные учреждения;
- Общеобразовательные учреждения;
- Учреждения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- Профессиональные (начальные, средние специальные, высшие и т.п.);
- Учреждения дополнительного образования для детей и взрослых;
- Другие учреждения, предоставляющие образовательные услуги;
- Специальные (коррекционные) учреждения для обучающихся и воспитанников с отклонениями в развитии;
- Учебно-воспитательные комплексы (детский сад-начальная школа; колледж-ВУЗ и т.п.).
По своим организационно-правовым формам образовательные учреждения могут быть: государственные, муниципальными и негосударственными (частные, общественных и религиозных организаций и т.д.
Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется Типовым положением об образовательных учреждениях соответствующих видов и типов, утверждаемыми Правительством РФ. На их основе в образовательных учреждениях разрабатываются уставы.
Государственный статус образовательного учреждения (тип, вид, категория) устанавливаются при его государственной аккредитации.
С 1991 года в России начали открываться частные образовательные учреждения.
Признаки нетрадиционного учебно-воспитательного учреждения:
- Добровольность при выборе родителями и их детьми учреждения определенной направленности;
- Специфичность целей и содержания образования;
- Особая атмосфера и нравственный климат, способствующие лучшей адаптации ребенка и его многостороннему развитию;
- Относительная административная независимость.
В соответствии с Типовым положением о ДОУ (постановление Правительства РФ от 12.09.2008 г. № 666) утверждены новые ценностные ориентиры дошкольного образования:
- Ранний возраст (новый вид ДОУ);
- Предшкольное образование (новый вид ДОУ);
- Расширение прав на образование детей с ограниченными возможностями здоровья (совместное образование), реабилитация детей-инвалидов во всех видах ДОУ;
- Усиление воспитательного потенциала ДОУ (воспитание гражданственности, толерантности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье);
- Создание условий в ДОУ для изучения русского языка как государственного языка Российской Федерации;
- Обеспечение квалифицированной помощи семье(оказание консультативной и методической помощи родителям);
- Открытие дошкольных групп на базе образовательных учреждений других типов (при наличии лицензии);
- Определение 4-х приоритетов развития детей: познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое, физическое;
- Расширение режимов работы ДОУ: 12 часов, 8-10 часов, 14 часов, 3-5 часов, 24 часа(исключение режима «свободного посещения детьми ДОУ»);
- Изменение наименования видов групп ДОУ:
- группы общеразвивающей направленности;
- группы компенсирующей направленности;
- группы оздоровительной направленности;
- группы комбинированной направленности;
- В группах компенсирующей направленности: введены дети с аутизмом; определена формулировка УО – легкой степени, умеренной, тяжелой.
Основные виды ДОУ России (по новому Типовому положению о ДОУ):
Вид ДОУ (8 видов) | Вид группы (4 вида) |
Детский сад | Группы общеразвивающей направленности |
Детский сад для детей раннего возраста | Группы общеразвивающей направленности |
Детский сад для детей предшкольного (старшего дошкольного) возраста | Группы общеразвивающей направленности; Группы компенсирующей направленности; Группы комбинированнойнаправленности |
Детский сад присмотра и оздоровления | Группы оздоровительной направленности |
Детский сад компенсирующего вида | Группы компенсирующей направленности |
Детский сад комбинированного вида | Группы общеразвивающей направленности; Группы компенсирующей направленности; Группы комбинированнойнаправленности; Группы оздоровительной направленности |
Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития детей | Группы общеразвивающей направленности |
Центр развития ребенка - детский сад | Группы общеразвивающей направленности |
Главная задача детских садов всех видов – социализация детей дошкольного возраста, охрана и укрепление их физического и психического здоровья, подготовка к обучению в школе на основе различных вариативных программ, а также взаимодействие с семьями воспитанников для полноценного развития ребенка.
В последнее время широкое распространение получили учебно-воспитательные комплексы (УВК) «Детский сад – начальная школа», в которых воспитываются дети от 1,5 до 10-11 лет и где обеспечиваются преемственность и непрерывность дошкольного и начального школьного образования.
В XXI веке система дошкольного образования России базируется на принципах государственной политики в области образования и имеет нормативно-правовую базу. Система реализует потребность современного российского общества в воспитании и развитии детей для их успешной подготовки к школьному обучению.
Важным моментом является тот факт, что современное дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) несет ответственность перед родителями и обществом за качество своей работы и соответствие результатов образовательной деятельности российским стандартам.
Новая модель системы образования: преобразование единой системы «общественного дошкольного воспитания» в подлинную систему дошкольного образования, как исходную, полноправную и неотъемлемую ступень общего образования.
Кроме того, многофункциональная, развивающаяся система «общественного дошкольного образования» предлагает новые формы дошкольного образования для детей, которые воспитываются в условиях семьи: консультативные пункты; служба ранней помощи; центры игровой поддержки ребенка; семейный детский сад; домашний детский сад.