Цель и задачи физкультурного образования слушателей
Важной целью физкультурного образования является обеспечение готовности к быстрому и качественному овладению профессией слушателями, к перенесению нагрузок и нервно-психических напряжений; в повышении устойчивости организма к воздействию негативных факторов, встречающихся в процессе обучения, а также в формировании нравственной культуры личности. Для ее достижения предусматривается решение следующих образовательных, воспитательных и оздоровительных задач в течение всего периода обучения в соответствии с требованиями к профессиональной подготовке специалистов:
- осознание роли и значения физической культуры и
спорта в развитии личности;
- овладение научно-теоретическими, организационно-
методическими, педагогическими и практическими методическими, педагогическими и практическими основами физической культуры;
- формирование мотивационно-ценностного отношения к
физической культуре и спорту, физическому совершенствованию и самовоспитанию; потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями;
- выработка морально-волевых, нравственно-духовных и психологических качеств;
- укрепление здоровья и закаливание организма, повышение устойчивости к воздействию негативных факторов.
Хорошее здоровье и физическое состояние слушателя должны рассматриваться как один из главных результатов правильно организованного физкультурного образования.
Общение и воспитание слушателей опирается на общие принципы, сложившиеся в государстве. К ним следует отнести: демократизацию, гуманизацию, патриотизм, научность, народность и специальную направленность физической культуры и спорта.
Демократизация физкультурного образования проявляется в разнообразии содержания, форм и методов обучения и воспитания, их вариативности, отказе от отношений жесткого подчинения и переходе к сотрудничеству между педагогом и обучаемыми, в обеспечении всем и каждому слушателю равных возможностей, максимальном раскрытии их способностей. Преподавание строится на основе разнообразия методов и средств обучения, с учетом различных физических данных слушателей, а также их двигательных и психических способностей. Педагогом используются широкие возможности учебной и вне-учебной работы, опыт преподавания и проведения спортивных мероприятий в ВУЗе.
Гуманизация связана с решением проблем формирования личности и созданием условий для ее гармоничного развития, уважением к личности, доверием к ней, защитой ее интересов. В ходе обучения и воспитания между педагогом и обучаемыми складываются отношения сотрудничества. Общаясь на учебных занятиях, тренировках и соревнованиях, они взаимно обогащаются знаниями, умениями и навыками, систематически совершенствуя их. На основе осмысленного отношения к физкультурно-спортивной деятельности у преподавателей создается свое научное мировоззрение. Занятия физическими упражнениями способствует развитию мышления, творческому проявлению личности, эстетическому восприятию жизни, физическому совершенствованию.
Педагог распределяет физические упражнения по степени сложности и субъективной трудности, с учетом индивидуальных особенностей каждого. В ходе совместной деятельности преподавателя и обучаемых устанавливается взаимопонимание и духовная близость.
Патриотизм заключается в привитии слушателям гордости за свою профессию, любви к своей Родине и родному краю, принадлежности к традициям и духовному наследию народа. Достижение высоких результатов отечественных спортсменов на чемпионатах мира и олимпийских играх связано с большим патриотическим порывом, желанием быть полезными своему Отечеству, прославить его.
Научность определяется тем, что задачи, средства, методы и формы физкультурного образования основываются на научных знаниях, научном прогнозировании
Народность заключается в том, что в России придается большое значение физическому и духовному оздоровлению населения, защите интересов страны и ее обороне от внешних посягательств. Поэтому физическая культура и спорт являются общенародным явлением, способствуя укреплению здоровья, закаливанию, повышению разносторонней физической подготовленности, воспитанию высоких нравственных и психологических качеств.
Специальная направленность определяется тем, что в подготовке слушателей как будущих специалистов требуются определенные подходы, основанные на практических запросах.