Общение в учебно-педагогической деятельности
Общая характеристика общения.
Остановимся вначале на общем определении общения. Общение определяется как процесс последовательных взаимоориентированных во времени и пространстве действий, поведенческих актов (как вербальных, так и невербальных, физических). В этом процессе происходит обмен информацией и ее интерпретация, взаимовосприятие, взаимопонимание, взаимооценка, сопереживание, формирование симпатий и антипатий, характера взаимоотношений, убеждений, взглядов, психологическое воздействие, разрешение противоречий, осуществление и регулирование совместной деятельности [В.Н. Дружинин (ред.), 1999].
Цели общения.
Общение, по сути, является процессом взаимовлияния партнеров в результате, которого происходят некие изменения в психике и деятельности партнеров по общению (см. определение). Психологическое воздействие (влияние) может осуществляться осознанно или не осознаваться и его результатом(или цельюпри осознаваемом влиянии на партнера) является:
- Познание. С этой стороны общение как познание направлено на создание или уточнение (изменение): а) образа другого человека, его мотивов, убеждений и т.д.; б) своего образа (Я-образа); в) образа окружающего мира (в учебной деятельности - образа учебного предмета). Общение выступает как средство познания.
В данном случае общение представляет собой обоюдный процесс взаимодействия учителя и ученика, направленный передачу-принятие информации о себе и предметах. В результате такого процесса происходит восприятие, понимание, оценка друг друга и предмета, по поводу которого происходит общение. Образ партнера необходим для построения стратегии взаимодействия с этим человеком. Например, адекватный образ ученика (уровень его знаний, умений, личные особенности, мотивы, цели и т.д.), позволяет учителю более эффективно организовать с ним взаимодействие вообще и педагогическое взаимодействие (по поводу предмета учебной деятельности), влияя тем самым на его процесс познания предмета.
- Организация совместной деятельности. С этой стороны в процессе общения происходит: а) планирование; б) исполнение; в) оценка и контроль совместной деятельности.
Отсюда организация деятельности познания учебных предметов учеником (учебно-педагогической деятельности) происходит в процессе общения учителя и ученика. Общение выступает как средство организации совместной деятельности. Специфика учебно-педагогической деятельности заключается в том, что конечной целью ее и является познание. Это приводит к тому, что общение ученика и учителя одновременно выступает и как средство познания учебного предмета, и как средство организации совместной деятельности познания этого предмета.
А.А. Радугин в зависимости от целей выделяет восемь функций общения [Радугин А.А., 1996].
Ø Контактная – установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче сообщения и поддержание взаимосвязи в форме постоянной взаимоориентированности.
Ø Информационная – обмен сообщениями, т.е. прием-передача сведений в ответ на запрос, а также обмен мнениями, замыслами, решениями и т.д.
Ø Побудительная – стимуляция активности партнера по общению, направление его на выполнение тех или иных действий.
Ø Координационная – взаимное ориентирование и согласование действий, при организации совместной деятельности.
Ø Понимание – адекватное восприятие и понимание смысла сообщения и понимания партнерами друг друга (их намерений, установок, переживаний).
Ø Амотивная – возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний (обмен эмоций), а также изменение с его помощью собственных переживаний и состояний.
Ø Установление отношений – осознание и фиксирование своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и прочих связей в группе, в которой предстоит действовать.
Ø Оказания влияния – изменение состояния партнера, его поведения, намерений, установок, мнений, решений, представлений, потребностей, эмоций, действий, активности и т.п.
Таким образом, основными профессиональными обязанностями учителя являются целенаправленная организация педагогического общения соответствующая целям учебно-педагогической деятельности и компетентное использование средств общения.
Средства общения.
Традиционно выделяют вербальные и невербальные средства общения. Знание и умение грамотно, целенаправленно и осознанно использовать средства общения в учебно-педагогическом процессе приводят к профессиональному успеху учителя.
Речь является вербальной системой передачи-приема информации в учебно-педагогическом процессе. Грамотное построение сообщения учителем в монологической и диалогической речи - это необходимое профессиональное качество учителя, так как речь - это основное и универсальное средство общения в учебно-педагогической деятельности. Именно с помощью речевого общения реализуются цели учебно-педагогической деятельности. Недопустимо, если учитель при общении употребляет несогласованные по смыслу фразы, неполные или контекстные фразы (фразы, которые могут быть поняты различным образом), сложно композиционные (сложноподчиненные) фразы, «витиеватые» высказывания и т.д. Желательно, чтобы речь учителя имела более строгую логику, была грамматически правильной и в ней последовательно излагался смысл сообщения, что приводило бы к взаимопониманию.
К невербальным средствам общения относится несколько знаковых систем: оптико-кинетическая, паралингвистическая, экстралингвистическая, пространственно-временная, контакт глаз. С помощью невербальных средств передается информация о намерениях, эмоциональных состояниях участников общения, их отношении друг к другу, к передаваемой информации и к происходящему.
Оптико-кинетическая система включает в себя жесты, мимику, пантомимику. Паралингвистическая знаковая система включает тональность голоса, диапазон, качество голоса. Экстралингвистическая система включает паузы, темп речи, покашливание, смех и т.д. Владение этой знаковой системой влияет на количество воспринимаемой информации. Если человек говорит быстро и монотонно, не выделяя паузами смысловых акцентов, то процент воспринимаемой информации резко снижается, так как кроме эмоционального отношения при помощи паралингвистической и экстралингвистической систем делается акцент на наиболее значимых компонентах передаваемой информации. Осознанное использование средств невербальной коммуникации является профессиональной обязанностью учителя. Следует руководствоваться принципом согласованности информации, которая передается с помощью вербальных и невербальных средств коммуникации. С помощью вербального сообщения передается информация о предмете общения, а с помощью невербального - отношение человека к этому предмету. В.Э. Франкл считал, что суть работы учителя заключается не в передаче знаний ученику, а в передаче собственного эмоционального отношения к этим знаниям [В.Э. Франкл, 1991]. Отсюда не заинтересованность ученика учебным предметом часто является следствием безразличия к этому предмету самого учителя.
Содержание.
К содержанию относится информация, которая присутствует в общении учителя и ученика. Достаточно условно можно выделить два типа информации: констатирующую и побудительную.
Констатирующая информация используется с целью передачи некоего знания собеседнику о чем-либо. Воздействие на собеседника в данном случае не является основной целью сообщения. Констатирующая информация может затрагивать различные области объективной и субъективной действительности. Это могут быть объективные знания о предмете, которые передает учитель ученику или знания, которые касаются субъективного мира человека, его состояний, мнений, убеждений, мотивов, установок. Например, фразы учителя: «Я плохо себя чувствую сегодня. Ты не выучил урок. Дети, вы шумно себя ведете. Река имеет два берега», - являются некой констатацией, того, что есть. А фразы учителя: «Перестаньте шуметь. Я прошу вас помолчать, у меня уже от вас болит голова. Вам бы следовало уделить внимание своему ребенку. Ты даже не знаешь, что такое угол и т.д.», - содержат побудительную, оценочную информацию. Выделяют различные разновидности побудительной информации: указания, просьбы, советы и т.д. Однако все они употребляются человеком в том случае, если он осознанно или неосознанно пытается воздействовать на другого человека, стимулировать его к некоему действию (задание направления некоего действия, запрет на определенные действия, дезорганизация исполнения действия и т.д.). Причем цели воздействия могут до конца не осознаваться человеком. Как правило, в процессе общения учителя и ученика преобладают сообщения с побудительной информацией. Причем такое сообщение строиться учителем неосознанно и чаще употребляется вместо констатирующего сообщения. Это приводит к серьезным нарушениям в учебно-педагогической деятельности и общении.
В процессе общения, как ученик, так и учитель одновременно являются и субъектом, передающим ту или иную информацию, и субъектом ее принимающим (распознающим).
Основными показателями передачи информации в сообщении являются точность (полнота) и осознанность (преднамеренность).
Степень точности передаваемой и воспринятой информации может служить критерием эффективности процесса общения. Причиной неэффективности общения между учеником и учителем, в данном случае, является взаимное частичное или полное непонимание содержания сообщения, основанное:
1) с одной стороны, на неумении точно и в полной мере донести до собеседника некую информацию, степень ее значимости и т.д.;
2) и с другой стороны, на неумении точно и в полной мере понять тот смысл, который вкладывает собеседник в свое сообщение.
Степень точности зависит от позиций субъекта общения. Информация может «не пониматься», если она является скрытой, когда учитель или ученик прямо не выражают свою точку зрения или позицию по отношению к тому или иному явлению. Например, фразы учителя: «Вы не такие ученики, какие должны быть…. Сделайте так, как надо, а не абы как.... Другой класс не такой как ваш…», - являются неопределенными, скрытыми с точки зрения ее содержания. Эти фразы являются закрытыми и позволяют понимать содержание сообщения учителя как угодно, с любой точки зрения. Обычно учениками-подростками они понимаются, как личное оскорбление и порождают нежелание взаимодействовать с учителем.
Содержание сообщения искажается или теряется, если ученик и учитель, или учитель и родитель пользуются несовпадающими системами коммуникативных средств («тезаурусами»). При организации сообщения и его интерпретации каждый человек пользуется системой значений, опираясь на которую можно понять или сформулировать смысл сообщения. В системах значений людей существуют как индивидуальные (присущие только этому человеку), так и групповые (присущие малым и большим культурным общностям, к которым принадлежит человек) различия. Несовпадения в понимании смысла сообщения собеседниками особенно проявляются в оценочных высказываниях и в ситуациях конфликтного взаимодействия. Например, в разговоре с родителем учитель говорит: «Вашему ребенку надо уделить внимание математике», - имея ввиду, что математика является тем предметом, который необходим при поступлении в вуз. Эта фраза может вызвать агрессивную реакцию родителя, если он в данном случае будет ориентироваться на другую систему значений, например, на различия в знаниях своего ребенка и других учеников в классе по математике: «Мой ребенок и так лучше других знает этот предмет, он лучше вех решил контрольную работу, почему вы не правильно его оцениваете». Таким образом, умение выработать общую систему значений, донести тот смысл, который вкладывается в сообщение, является необходимым при организации общения в учебно-педагогическом процессе.
Еще одним важным показателем эффективного процесса передачи информации, кроме степени точности, является степень осознания цели сообщения. Сообщение, организованное на профессиональном уровне предполагает, что перед тем, как учитель произносит что-либо, он должен ответить себе на вопросы: что, зачем и как. « Что я хочу сказать своему собеседнику (ученику или родителю)? Зачем мне это надо ему сказать, какой результат я хочу получить? Как мне лучше «донести» ему смысл сообщения?».
Кроме этого, передаваемая с помощью вербальных и невербальных средств информация воспринимается, интерпретируется, формируя и изменяя образ себя, другого (партнера по общению). Поэтому осведомленность учителя о том, каким образом происходит познание в процессе общения, формирование представления о партнере по взаимодействию позволяет более адекватно формировать собственное представление об ученике, его знаниях, умениях, мотивах поведения, намерениях и т.д. С другой стороны, такая осведомленность позволяет в какой-то степени влиять на представления, складывающиеся у учеников об самом учителе.