Проблема толерантности молодежи в многонациональном обществе
Отчего же людям так трудно договориться? Почему они забывают порой о связи между чувствами и рассудком, о терпении друг к другу, об умении и необходимости достойно переживать не только радость, счастье, но и боль, горе, страдание, о том, что чужой боли не бывает… С каждым днём всё увереннее набирает обороты третье тысячелетие, прогресс неумолимо движется вперёд. Казалось бы, жизнь должна быть размереннее, спокойнее. Но межнациональные конфликты, расизм, религиозный фанатизм, международный терроризм захлестнули мир. Практически ежедневно узнаём мы о новых террористических актах. Всё чаще слышим слова: беженец, переселенец, человек, которому трудно найти себя в современном мире. В молодёжной среде, в том числе и российской, нередки всплески групповой агрессии, профашистских настроений.
Нетерпимость основывается на убеждении, что твое окружение, твоя система взглядов, твой образ жизни стоят выше остальных. Часто это не просто отсутствие чувства солидарности, это неприятие другого за то, что он выглядит, думает, поступает иначе, иногда просто за то, что он существует.
Особенно ярко выражается проблема толерантности среди молодого поколения. Список форм, симптомов и проявлений толерантности, к сожалению, разнообразен и велик. Ее результаты могут проявляться в широком диапазоне – от обычной невежливости и раздражения до этнических чисток и геноцида, умышленного уничтожения людей. Остановимся на этническом аспекте толерантности, который в современном мире приобретает все большее значение.
Этническая нетерпимость – реально значимая форма проявлений кризисных трансформаций этнической идентичности по типу гиперидентичности (этноэгоизм, этноизоляционизм, национальный фанатизм), когда сверхпозитивное отношение к собственной группе порождает комплекс превосходства над «чужими». Наиболее социально значимы те феномены, психологической основой которых оказываются трансформации этнической идентичности по типу гиперидентичности, это – «этноцентризм», «ксенофобия», «национализм», «этническое насилие», «геноцид» [1].
Распространенное жесткое разделение на «своих» и «чужих» порождает негативные образы «чужих» и враждебные установки по отношению к ним, а также иерархическую авторитарную точку зрения на групповое взаимодействие, в котором «своя» группа доминирует; а «чужие» группы являются подчиненными.
Яркими примерами крупнейших межэтнических столкновения могут служить следующие события:
· 2 июля 2011 года — конфликт на Урале в поселке Сагра под Верхней Пышмой между местными жителями и наркоторговцами - азербайджанцами и цыганами. В результате конфликта от полученного огнестрельного ранения скончался 28-летний уроженец Азербайджана [2].
· 12 июня 2011 года — межэтнический конфликт в посёлке Кобралово — массовая драка между русскими и дагестанцами, начавшаяся на дискотеке в честь Дня России [3].
В России в настоящее время наиболее распространены религиозная (например, исламофобия) и этническая фобии. Этнофобии представлены антисемитизмом, кавказофобией, русофобией, синофобией (фобией к китайцам), цыганофобией, азиатофобией. Традиционные фобии дополняются и дифференцируются возникающим в связи с актуальными социальными переменами негативизмом в отношении эстонцев, латышей, чеченцев.
В последнее толерантность звучит везде - в научной литературе, публицистике, в политике, в образовании, даже в быту. Внимание исследователей к данной проблеме объясняется не только ее неразработанностью, но, прежде всего, тем, что насилие, недоброжелательность, взаимная нетерпимость, озлобленность, жестокость, агрессивность все чаще проявляются в обществе, а через средства массовой информации и социальное окружение все больше распространяются среди подрастающего поколения. Во всем мире участились акты насилия, терроризма, национализма, дискриминации по отношению к национальным, религиозным и языковым меньшинствам, беженцам, мигрантам, социально незащищенным группам и лицам. И Россия не является исключением.
Эти негативные социальные явления можно рассматривать как следствие недостаточности или отсутствия толерантности у молодых людей.
Активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости является внутренние и внешние факторы. К внешним фактором относятся:
- отсутствие среди молодежи устоявшихся традиций многообразия мнений;
- развившееся в последнее время чувство национального унижения. Следствием этого является рост националистических настроений и популярность экстремистских идей, которые передаются и молодежи, и детям;
- свойственные многим молодым людям эгоцентрические установки сознания. Эгоцентризм — это видение мира через призму только своих интересов, своей точки зрения, оцениваемой как исключительно правильной. Многие не могут даже представить себе, что перед ними другая культура со своей собственной, особой логикой мышления и поведения. И зачастую пытаются проецировать на других собственные мысли и качества, кроме того, наши подростки невежественны в вопросах толерантности и даже не вполне знакомы с этим понятием [5].
Внутренние факторы толерантности — агрессивность, несдержанность, черты темперамента, негативные формы самоутверждения.
Нельзя просто взять и закрыть глаза на проблему толерантности молодежи в многонациональном обществе. Нужно бороться, прививать чувство уважения и терпимость молодому поколению. И нужно начинать это уже со школьной скамьи.
Профессор Т.Д. Дмитриев в своей работе «Многокультурное образование» выделил следующие уровни развития толерантности в образовании:
I. Обучение толерантности
Развитие у ученика, учителя терпимости в отношении культурных особенностей других этносов.
Формирование готовности допускать в их оценке отклонения от признанных в обществе стандартов.