ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ. Грамматический строй речи
Грамматический строй речи
Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом «Назови ласково»
Тополь — тополек,
дуб — дубок,
осина — осинка (осиночка),
береза — березка (березонька),
рябина — рябинка (рябинушка),
ива — ивушка,
елка — елочка,
сосна — сосенка,
клен — кленок,
яблоня — яблонька,
шишка — шишечка,
ветка — веточка,
лист — листик, листок, листочек,
лес — лесок,
иголка — иголочка.
Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах «Один — много»
Клен — клены — кленов;
тополь — тополя — тополей;
осина — осины — осин;
дуб — дубы — дубов;
липа — липы — лип;
береза — березы — берез;
ива — ивы — ив;
рябина — рябины — рябин;
ель — ели — елей;
елка — елки — елок;
сосна — сосны — сосен;
яблоня — яблони — яблонь;
плод — плоды — плодов;
шишка — шишки — шишек;
желудь — желуди — желудей;
сережка — сережки — сережек;
крона — кроны — крон;
макушка — макушки — макушек;
корень — корни — корней;
ствол — стволы — стволов;
ветка — ветки — веток;
сук — сучья — сучьев;
иголка — иголки — иголок;
лепесток — лепестки — лепестков;
лес — леса — лесов;
чаща — чащи — чащ.
Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах «Посчитай»
Одно дерево — два дерева — пять деревьев, одно высокое дерево — два высоких дерева — пять высоких деревьев,
одна ветка — две ветки — пять веток,
одна сосновая ветка — две сосновые ветки — пять сосновых веток,
один могучий дуб — два могучих дуба — пять могучих дубов.
Образование относительных прилагательных «Назови, какой, какая?»
ветка сосны — сосновая; ... ели — еловая; ... тополя — тополиная; ... осины — осиновая; липы — липовая. |
Лист березы — березовый; ... рябины — рябиновый; ... дуба — дубовый; ... сосны — сосновый; ... клена — кленовый;
Образование прилагательного женского, мужского и среднего рода «Назови предмет со словом "сосновый"»
Бор (какой?) — сосновый;
кресло (какое?) — сосновое;
мебель (какая?) — сосновая;
полено, запах, бревно, шишка, ветка, ствол, хвоя, иголки.
Образование относительных прилагательных «Как назвать лес?»
Если в роще растут деревья, то эта роща называется — березовая;
если в роще растут дубы — дубовая;
... осина — осиновая;
... ивы — ивовая;
... клены — кленовая.
Лексический строй речи
Поиск соответствующего понятия «Чьи плоды (семена)?»
Желуди растут на — дубе;
яблоки растут на — яблоне;
круглая шишка на — сосне;
длинная шишка у — ели;
грозди рябины растут на — рябине;
сережки растут — на березе, ольхе, иве.
Поиск соответствующего понятия, выраженного глаголом «Подбери слова-действия»
Лист (что делает?) желтеет, краснеет, вянет, опадает, летит, кружится, сохнет ... ;
дерево ... ;
крона ... ;
почки ... ;
корни ... ;
ветви ... .
Поиск соответствующего понятия «Какие бывают леса?»
Если в лесу растут дубы и осины, то этот лес — лиственный;
если в лесу растут сосны и елки — хвойный;
если в лесу растут ели, березы и дубы, то этот лес — смешанный.
Классификация понятий «Четвертый лишний»
Клен, рябина, ель, осина (ель);
липа, тополь, ива, яблоня (ива);
береза, дуб, клен, смородина (смородина);
яблоня, груша, слива, рябина (рябина).
Построение монолога «Опиши дерево по плану»:
1) как называется дерево;
2) хвойное, лиственное или фруктовое;
3) как выглядит дерево (ствол, листья, плоды);
4) в каком лесу растет.
ТЕМА «ВЕСНА»
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Дети должны знать:
— первые приметы весны в природе;
— что произошло со снегом, как весной изменились реки, как выглядит весеннее небо, как изменилась продолжительность дня и ночи;
— как выглядят деревья и трава весной;
— как животные и птицы встречают весну;
— чем занимаются весной люди, как меняется одежда;
— что такое ранняя — поздняя весна, в чем их отличие.
Расширение словарного запаса детей:
названия: месяц, весна, март, апрель, май, оттепель, капель, начало, конец, проталины, лужи, ручьи, льдины, ледоход, скворечник, птицы (перелетные), гнезда, почки, листочки, трава, подснежники, пролески, поля, сады, огороды, грядки, клумбы, солнце, лучи, семена, рассада, сережки, сосульки, погода, гром, молния, гроза, солнце;
признаки: ранняя, поздняя, теплая, холодная, долгожданная, радостная, дождливая, звонкая, шумный, говорливый, быстрый, журчащий, веселый, волшебная, цветущая, поющая, голосистые, перелетные, краснощекие, проворные, березовый, нежные;
действия: наступила, пришла, трещит, ломается, крошится, грохочут, журчат, пробивается, набухают, лопаются, распускаются, расцветают, просыпаются, прилетают, щебечут, поют, кричат, вьют гнезда, выводят птенцов, гремит, громыхает, сверкает, греет, припекает, светит, пригревает, темнеет, сеют, ласкает, зеленеет, цветет, радует, бурлит.