Примерный перечень вопросов к экзамену. 1. Проблема соотношения грамматики и семантики
1. Проблема соотношения грамматики и семантики.
2. Место грамматического строя в общей системе языка.
3. Уровни языка и их грамматический аспект.
4. Морфемная структура слова и ее грамматическое содержание.
5. Грамматическая категория и грамматическая форма.
6. Оппозиции в грамматических категориях.
7. Части речи и критерии их выделения.
8. Существительное как часть речи.
9. Категория числа в английском языке.
10. Категория падежа в английском языке.
11. Категория рода английского существительного.
12. Категория детерминации английского существительного.
13. Глагол как часть речи.
14. Категория лица и числа английского глагола.
15. Категория времени английского глагола.
16. Категория вида английского глагола.
17. Категория залога английского глагола.
18. Категория наклонения английского глагола.
19. Неличные формы английского глагола.
20. Прилагательное как часть речи.
21. Категория сравнения прилагательного.
22. Наречие как часть речи.
23. Категория сравнения наречий.
24. Числительное как часть речи.
25. Местоимение как часть речи.
26. Служебные слова, их грамматические функции.
27. Словосочетание, проблема его выделения.
28. Типы подчинительных словосочетаний.
29. Предложение, его место в уровневой структуре языка.
30. Простое предложение.
31. Актуальное членение предложения.
32. Коммуникативные типы предложения, основанные на типе актуального членения.
33. Парадигматика предложения.
34. Сложноподчиненное предложение в английском языке.
35. Сложносочиненное предложение в английском языке.
36. Осложненное предложение в английском языке.
37. Проблема основной единицы текста.
38. Монологическая речь и ее синтаксические признаки.
39. Диалогическая речь и ее синтаксические признаки.
Примерная тематика рефератов, курсовых работ
1. Вариативность грамматических форм в современном английском языке.
2. Грамматические особенности английской книжной речи.
3. Грамматические особенности английской разговорной речи.
4. Артиклевая детерминация существительного в тексте.
5. Родовое деление существительных и проблема его оценки в свете положения и политической корректности.
6. Транспозиция грамматических форм времени.
7. Транспозиция грамматических форм вида.
8. Выражение нереального действия в современном английском тексте.
9. Степени сравнения прилагательных и наречий в текстах разных функциональных стилей.
10. Транспозиция знаменательных частей речи в служебные.
11. Промежуточные коммуникативные типы предложения в современном английском тексте.
12. Пресуппозиция и проблема взаимопонимания в языковом общении.
13. Импликация и проблема взаимопонимания в языковом общении.
14. Описание как композиционная форма речи.
15. Повествование как композиционная форма речи.
16. Рассуждение как композиционная форма речи.
17. Проблема внутреннего диалога.
18. Проблема эффективности коммуникативного акта.
19. Фактический (контактоустанавливающий) аспект высказывания.
20. Проблема речевого этикета.
ГЛОССАРИЙ
Aa
absolute and relative generalization
actual division of the sentence
adverbial clause
agreement (concord) between subject and predicate
appositive clause
artificial utterances
aspect
aspective meaning
asyndetic connection
attribute
attributive clause
attributive complication
autosemarntic and synsemantic elements
axes of sentence
Bb
broad-meaning word
Cc
classes of words: syntactic
combinability
communicative sentence types
complement
complementive and supplementive verbs
complex sentence
complex subject
composite sentence
compound sentence
constituent parts of Language
co-occurrence
coordinative connection of clauses
coordinative connection of sentence constituents
Dd
deep structure
deixis (deictic function)
deletion in transformations: see transformational procedures
denoteme
derivational perspective
descriptive attribute
determiner
diachrony
differential features
distributional analysis
distribution: complementary, con-trastive, non-contrastive
Ее
equipollent opposition
equipotent connection
expanded and unexpanded sentence
Ff
functional sentence perspective
Gg
gender
genitive case
grammatical meanin
grammatical morphemes
grammatical opposition
grammatical suffixation
Hh
hierarchy of levels
hypotaxis
Ii
immediate constituents
informative sentence perspective
inter-sentential connection
inversive sentence
Kk
kernel element
kernel sentence
LI
level of constructions
lexemic level
lexical morphemes
lexical paradigm of nomination
lexico-grammatical category
logical accent
Mm
macrosystem (supersystem)
marked (strong, positive) member
members of sentence
monopredicative sentence
morph
morpheme
morpheme types: additive, replacive; continuous, discontinuous; free, bound; overt, covert; root, affixal; segmental, supra-segmental
morphemic composition of the word
morphemic structure
morphological arrangement in transformations
Nn
nominalization
nominative aspect of the sentence
nominative meaning
Oo
obligatory sentence parts
obligatory valency
optional sentence parts
organizational function of verb
Pp
paradigm
paradigmatic relations
parataxis
parcellation
parenthetical clause
parts of speech
parts of the sentence
performative
phoneme
phonemic distribution
phrase: stable, free
plane of content
plane of expression
polypredication
pragmatic utterance types
predicate
predication
predicative clause
predicative functions
principal clause
privative opposition
proposeme
proposemic level
quantifiers
Rr
referential meaning
relative generalization
rheme
Ss
secondary (potential) predication
segmental morpheme
seme (semantic feature)
semi-bound morpheme
semi-composite sentence
semi-compound sentence
semi-predication
sentence
sentence sequence
sign
signeme
significative meaning
simple sentence
speech acts
statal verbs
stative
structural meaning
subject
subordinate clauses
subordination
substantivization
substitute
supra-proposemic level
supra-segmental units
supra-sentential construction
surface structure
synchrony and diachrony I, 4
syndetic connection
synsemantic elements
syntactic derivation
syntagma
syntagmatic connection
syntagmatic relations
synthetical form
systemic approach
Tt
temporality
text
transform
transformation
transformational procedures
transition in the actual division
transitive and intransitive verbs
transitivity
two-axis sentence
Uu
unexpanded sentence
unmarked (weak, negative) member
utterance: situation utterance, response utterance
Vv
valency: obligatory
verb
verbids
Ww
word
word-sentence
Zz
Zero-representation
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯМ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ГРАММАТИКА
АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА»
Курс теоретической грамматики английского языка относится к базовым теоретическим курсам, на основе или с помощью которых осваиваются некоторые другие теоретические дисциплины программы языковой подготовки учителей английского языка такие, как «Сравнительная типология английского и русского языков», «Стилистика английского языка», «Теория и практика перевода» и некоторых других.
Основной целью курса является обеспечение студентов, имеющих достаточную базовую языковедческую подготовку, теоретическими сведениями, которые должны стимулировать его самостоятельный, активный подход к осмыслению сложных грамматических явлений в различных условиях функционирования языка.
Системная концепция, служащая отправным пунктом для излагаемого материала, исходит изфункционально-динамического представления языка в целом и всех его звеньев
в отдельности. Соответственно этому грамматический строй понимается как реально действующая сила, регулирующая выражение информационного содержания речи, прежде всего посредством особой, обобщенно-категориальной семантики, присущей грамматико-строевым элементам языка на разных уровнях их существования и функционирования. Все глубже проникать в механизм реализации данной семантики, а вместе с этим и в грамматический механизм построения больших и малых текстов – непосредственных продуктов речевой деятельности людей – и составляет главную задачу грамматики как важнейшей лингвистической дисциплины.
Наряду с лекционным материалом студенты обсуждают проблематику теоретических материалов в ходе семинарских занятий. Полагаем, что наиболее эффективной формой освоения теоретического материала курса является органичное соединение лекционной работы с обсуждением проблематики лекций на семинарском занятии в ходе которого теоретические положения разворачиваются, уточняются проблемные и спорные точки зрения. Это позволяет студентам в полной мере овладеть грамматической терминологией, совершенствовать навыки устной монологической научной речи.
В завершение курса целесообразно провести тест по всему освоенному теоретическому материалу (тест в учебео-методическом комплексе имеется).
В учебно-методическом комплексе также имеется глоссарий наиболее распространен- ных понятий и терминова также вопросы к экзамену по дисциплине.