Этапы протекания целостного пед. процесса.

Педагогический процесс как система. Составьте схему.

1. пед. процесс как система состоит из ряда компонентов

образование воспитание Развитие

В каждом есть и социальное и биологическое

2. пед процесс как система выполняет определённые функции

Обучающая Освоение основ научных знаний, ценностных ориентаций и отношений. Воспитывающая Формирование определ. качеств, свойств и отношений человека. Развивающая Формирование и развитие психических процессов.

Образование, воспитание и развитие выполняют те же функции, но в каждом есть главная функция: в образовании – главная обучающая, в воспитании – главная воспитывающая, в развитии – главная развивающая.

3. у каждой функции должен быть определённый результат. 3 вида результата:

Знания, умения, навыки Освоение норм и правил поведения Определённый уровень развития

Свойства пед. процесса.

3 свойства (ЦСК):

Целостность – это единство составляющих ПП.

Целостность педагогического процесса проявляется:

• в единстве процессов обучения, воспитания и развития;

• в соподчиненности этих процессов;

• в наличии общего и сохранении специфики этих процессов.

Системность – проявляется в следующем: если изменяется какой-то компонент ПП, то изменяется весь ПП в целом.

Комплексность – сочетание компонентов ПП. Компоненты, специально создаваемые специально в ПП:

- комплекс задач

- комплекс методов

- комплекс средств и приёмов

- комплекс форм обучения и воспитания

4. Структура пед. процесса. (строение)

4 компонента:

1. Целевой – выражен в цели ПП.

2. Содержательный – выражен содержанием ПП. Определяет всю совокупность формируемых отношений, ценностных ориентаций, опыта деятельности и общения, знаний.

3. Деятельностный – выражен деятельностью воспитателя и деятельностью воспитанника, которая реализуется через методы, средства и формы.

4. Результативный – достигнутые результаты и степень эффективности ПП.

5. Ресурсный (некоторые выделяют) – отражает социально-экономические, нравственно-психологические, санитарно-гигиенические и другие условия протекания ПП, его финансовое, материальное, правовое обеспечение.

Целевой компонент – системообразующий. От него зависит всё.

От содержания зависят деятельность и результат.

Нет стрелок взаимообрата. Есть одна обратная стрелка конфликта от результата к цели, т.к. результат будет определять следующую цель. Но эта стрелка будет проявляться не всегда: если только начали деятельность, то всё идёт с цели, появляется тогда, когда продолжаем.

Этапы протекания целостного пед. процесса.

ПП имеет циклический характер. В развитии всех ПП можно обнаружить одни и е же этапы – последовательности развития процесса. Главные этапы: подготовительный, основной, заключительный.

1. Подготовительный этап:

На этапе подготовкипедагогического процесса (подготови­тельном) создаются надлежащие условия для протекания про­цесса в заданном направлении и с заданной скоростью.

Задачи подготовительного этапа:

· целеполагание:

Сущность целеполагания (обоснования и постановки цели) состоит в том, чтобы трансформировать общую педагогическую цель, стоящую перед всей системой образования, в кон­кретные задачи, достижимые на заданном отрезке педагогичес­кого процесса и в имеющихся конкретных условиях. Целеполагание всегда «привязано» к конкретной системе осуществления педагогического процесса — школе, классу, уроку и т.д. На данном этапе функционирования педагогического процесса выявляются противоречия между требованиями общей педаго­гической цели и конкретными возможностями контингента учеников учебного заведения и т. д., намечаются пути разреше­ния этих противоречий в проектируемом процессе.

· диагностика условий:

Поставить правильную цель, определить задачи процесса невозможно без диагностики. Педагогическая диагностика (от греч. «диа» — прозрачный и «гнозис» — знание) — это иссле­довательская процедура, направленная на «прояснение» усло­вий и обстоятельств, в которых будет протекать педагогичес­кий процесс. Ее главная цель — получить ясное представление о тех причинах, которые будут помогать или препятствовать достижению намеченных результатов. В процессе диагностики собирается вся необходимая информация о реальных возмож­ностях педагогов и учеников, уровне их предшествующей под­готовки, условиях протекания процесса, многих других важных обстоятельствах. Важно подчеркнуть, что первоначально наме­ченные задачи корректируются по результатам диагностики: очень часто конкретные условия заставляют их пересматривать, при­водить в соответствие с реальными возможностями.

· прогнозирование достижений:

За диагностикой следует прогнозирование хода и результатов педагогического процесса. Сущность прогнозирования (пристав­ка «про» указывает на опережение) заключается в том, чтобы заранее, предварительно, еще до начала процесса оценить его возможную результативность в имеющихся конкретных усло­виях. Применяя научное прогнозирование, мы можем узнать о том, чего еще нет, заранее теоретически взвесить и рассчитать параметры процесса. Прогнозирование осуществляется по до­вольно сложным методикам, но затраты на получение прогно­зов окупаются, поскольку в этом случае педагоги получают возможность активно вмешиваться в проектирование и ход пе­дагогического процесса, не дожидаясь, пока он окажется мало­эффективным или приведет к нежелательным последствиям.

· проектирование и планирование развития процесса:

Завершается подготовительный этап скорректированным на основе результатов диагностики и прогнозирования проектом организации процесса, который после окончательной доработки воплощается в план. План, как и сам процесс, всегда «привя­зан» к конкретной системе. В педагогической практике приме­няются различные планы — руководства учебно-воспитатель­ным процессом в школе, воспитательной работы в классе, пла­ны проведения отдельных воспитательных дел, уроков и т. п. Планы педагогических процессов имеют определенный срок действия. Таким образом, план — это итоговый документ, в котором точно определено, кому, когда и что нужно делать.

2. Основной этап:

Этап осуществления педагогического процесса (основной) можно рассматривать как относительно обособленную систему, включающую в себя важные взаимосвязанные элементы:

· по­становка и разъяснение целей и задач предстоящей деятельности;

· взаимодействие педагогов и учеников;

· использование намеченных методов, средств и форм педагогического процесса;

· создание бла­гоприятных условий;

· осуществление разнообразных мер стимули­рования деятельности школьников;

· обеспечение связи педагогичес­кого процесса с другими процессами.

Эффективность процесса зависит от того, насколько целесообразно эти элементы связа­ны между собой, не противоречат ли их направленность и практическая реализация общей цели и друг другу. Например, в ходе педагогического взаимодействия осуществляется опера­тивный педагогический контроль, призванный играть стимули­рующую роль. Но если его направленность, объем, цель не подчинены общей цели и направленности процесса, не учиты­вают при этом множества других конкретных обстоятельств, контроль из стимула может превратиться в тормоз.

Важную роль на этапе осуществления педагогического про­цесса играют обратные связи, служащие основой для принятия оперативных управленческих решений. Обратная связь — основа качественного управления процессом, ее развитию и укреп­лению каждый педагог обязан придавать приоритетное значе­ние. Только опираясь на нее, удается найти рациональное соотношение педагогического управления и самоуправления своей деятельностью со стороны воспитуемых. В этой связи напомним еще раз, что система педагогического процесса — в значительной степени система саморегулирующаяся, поскольку занятые в ней люди обладают собственной волей и свободой выбора. Оперативная обратная связь в ходе педагогического процесса способствует своевременному введению корректирующих поправок, придающих педагогическому взаимодействию необходимую гибкость.

3. Заключительный этап:

Завершается цикл педагогического процесса этапом анализа достигнутых результатов (заключительный).

Зачем это нужно?

Почему важно еще раз внимательно проанализировать ход и результаты педагогического процесса после его завершения?

Ответ очевиден — чтобы в будущем не повторить ошибок, не­избежно возникающих в любом, даже очень хорошо организо­ванном, процессе, чтобы в следующем цикле учесть неэффек­тивные моменты предыдущего. Анализируя — обучаемся. Рас­тет тот педагог, который извлекает пользу из допущенных ошибок. Поэтому взыскательный анализ и самоанализ - вер­ный путь к вершинам педагогического мастерства.

Особенно важно понять причины неполного соответствия хода и результатов процесса первоначальному замыслу, опреде­лить, где, как и почему возникли ошибки. Практика подтверждает, что больше всего ошибок появляется тогда, когда педа­гог игнорирует диагностику и прогнозирование процесса и ра­ботает «впотьмах», «на ощупь», надеясь достичь положительно­го эффекта. Кроме разочарований, неудовлетворения, потери времени и интереса, такой процесс ученикам ничего дать не может.

Наши рекомендации