Этапы протекания целостного пед. процесса.
Педагогический процесс как система. Составьте схему.
1. пед. процесс как система состоит из ряда компонентов
образование | воспитание | Развитие |
В каждом есть и социальное и биологическое
2. пед процесс как система выполняет определённые функции
Обучающая Освоение основ научных знаний, ценностных ориентаций и отношений. | Воспитывающая Формирование определ. качеств, свойств и отношений человека. | Развивающая Формирование и развитие психических процессов. |
Образование, воспитание и развитие выполняют те же функции, но в каждом есть главная функция: в образовании – главная обучающая, в воспитании – главная воспитывающая, в развитии – главная развивающая.
3. у каждой функции должен быть определённый результат. 3 вида результата:
Знания, умения, навыки | Освоение норм и правил поведения | Определённый уровень развития |
Свойства пед. процесса.
3 свойства (ЦСК):
Целостность – это единство составляющих ПП.
Целостность педагогического процесса проявляется:
• в единстве процессов обучения, воспитания и развития;
• в соподчиненности этих процессов;
• в наличии общего и сохранении специфики этих процессов.
Системность – проявляется в следующем: если изменяется какой-то компонент ПП, то изменяется весь ПП в целом.
Комплексность – сочетание компонентов ПП. Компоненты, специально создаваемые специально в ПП:
- комплекс задач
- комплекс методов
- комплекс средств и приёмов
- комплекс форм обучения и воспитания
4. Структура пед. процесса. (строение)
4 компонента:
1. Целевой – выражен в цели ПП.
2. Содержательный – выражен содержанием ПП. Определяет всю совокупность формируемых отношений, ценностных ориентаций, опыта деятельности и общения, знаний.
3. Деятельностный – выражен деятельностью воспитателя и деятельностью воспитанника, которая реализуется через методы, средства и формы.
4. Результативный – достигнутые результаты и степень эффективности ПП.
5. Ресурсный (некоторые выделяют) – отражает социально-экономические, нравственно-психологические, санитарно-гигиенические и другие условия протекания ПП, его финансовое, материальное, правовое обеспечение.
Целевой компонент – системообразующий. От него зависит всё.
От содержания зависят деятельность и результат.
Нет стрелок взаимообрата. Есть одна обратная стрелка конфликта от результата к цели, т.к. результат будет определять следующую цель. Но эта стрелка будет проявляться не всегда: если только начали деятельность, то всё идёт с цели, появляется тогда, когда продолжаем.
Этапы протекания целостного пед. процесса.
ПП имеет циклический характер. В развитии всех ПП можно обнаружить одни и е же этапы – последовательности развития процесса. Главные этапы: подготовительный, основной, заключительный.
1. Подготовительный этап:
На этапе подготовкипедагогического процесса (подготовительном) создаются надлежащие условия для протекания процесса в заданном направлении и с заданной скоростью.
Задачи подготовительного этапа:
· целеполагание:
Сущность целеполагания (обоснования и постановки цели) состоит в том, чтобы трансформировать общую педагогическую цель, стоящую перед всей системой образования, в конкретные задачи, достижимые на заданном отрезке педагогического процесса и в имеющихся конкретных условиях. Целеполагание всегда «привязано» к конкретной системе осуществления педагогического процесса — школе, классу, уроку и т.д. На данном этапе функционирования педагогического процесса выявляются противоречия между требованиями общей педагогической цели и конкретными возможностями контингента учеников учебного заведения и т. д., намечаются пути разрешения этих противоречий в проектируемом процессе.
· диагностика условий:
Поставить правильную цель, определить задачи процесса невозможно без диагностики. Педагогическая диагностика (от греч. «диа» — прозрачный и «гнозис» — знание) — это исследовательская процедура, направленная на «прояснение» условий и обстоятельств, в которых будет протекать педагогический процесс. Ее главная цель — получить ясное представление о тех причинах, которые будут помогать или препятствовать достижению намеченных результатов. В процессе диагностики собирается вся необходимая информация о реальных возможностях педагогов и учеников, уровне их предшествующей подготовки, условиях протекания процесса, многих других важных обстоятельствах. Важно подчеркнуть, что первоначально намеченные задачи корректируются по результатам диагностики: очень часто конкретные условия заставляют их пересматривать, приводить в соответствие с реальными возможностями.
· прогнозирование достижений:
За диагностикой следует прогнозирование хода и результатов педагогического процесса. Сущность прогнозирования (приставка «про» указывает на опережение) заключается в том, чтобы заранее, предварительно, еще до начала процесса оценить его возможную результативность в имеющихся конкретных условиях. Применяя научное прогнозирование, мы можем узнать о том, чего еще нет, заранее теоретически взвесить и рассчитать параметры процесса. Прогнозирование осуществляется по довольно сложным методикам, но затраты на получение прогнозов окупаются, поскольку в этом случае педагоги получают возможность активно вмешиваться в проектирование и ход педагогического процесса, не дожидаясь, пока он окажется малоэффективным или приведет к нежелательным последствиям.
· проектирование и планирование развития процесса:
Завершается подготовительный этап скорректированным на основе результатов диагностики и прогнозирования проектом организации процесса, который после окончательной доработки воплощается в план. План, как и сам процесс, всегда «привязан» к конкретной системе. В педагогической практике применяются различные планы — руководства учебно-воспитательным процессом в школе, воспитательной работы в классе, планы проведения отдельных воспитательных дел, уроков и т. п. Планы педагогических процессов имеют определенный срок действия. Таким образом, план — это итоговый документ, в котором точно определено, кому, когда и что нужно делать.
2. Основной этап:
Этап осуществления педагогического процесса (основной) можно рассматривать как относительно обособленную систему, включающую в себя важные взаимосвязанные элементы:
· постановка и разъяснение целей и задач предстоящей деятельности;
· взаимодействие педагогов и учеников;
· использование намеченных методов, средств и форм педагогического процесса;
· создание благоприятных условий;
· осуществление разнообразных мер стимулирования деятельности школьников;
· обеспечение связи педагогического процесса с другими процессами.
Эффективность процесса зависит от того, насколько целесообразно эти элементы связаны между собой, не противоречат ли их направленность и практическая реализация общей цели и друг другу. Например, в ходе педагогического взаимодействия осуществляется оперативный педагогический контроль, призванный играть стимулирующую роль. Но если его направленность, объем, цель не подчинены общей цели и направленности процесса, не учитывают при этом множества других конкретных обстоятельств, контроль из стимула может превратиться в тормоз.
Важную роль на этапе осуществления педагогического процесса играют обратные связи, служащие основой для принятия оперативных управленческих решений. Обратная связь — основа качественного управления процессом, ее развитию и укреплению каждый педагог обязан придавать приоритетное значение. Только опираясь на нее, удается найти рациональное соотношение педагогического управления и самоуправления своей деятельностью со стороны воспитуемых. В этой связи напомним еще раз, что система педагогического процесса — в значительной степени система саморегулирующаяся, поскольку занятые в ней люди обладают собственной волей и свободой выбора. Оперативная обратная связь в ходе педагогического процесса способствует своевременному введению корректирующих поправок, придающих педагогическому взаимодействию необходимую гибкость.
3. Заключительный этап:
Завершается цикл педагогического процесса этапом анализа достигнутых результатов (заключительный).
Зачем это нужно?
Почему важно еще раз внимательно проанализировать ход и результаты педагогического процесса после его завершения?
Ответ очевиден — чтобы в будущем не повторить ошибок, неизбежно возникающих в любом, даже очень хорошо организованном, процессе, чтобы в следующем цикле учесть неэффективные моменты предыдущего. Анализируя — обучаемся. Растет тот педагог, который извлекает пользу из допущенных ошибок. Поэтому взыскательный анализ и самоанализ - верный путь к вершинам педагогического мастерства.
Особенно важно понять причины неполного соответствия хода и результатов процесса первоначальному замыслу, определить, где, как и почему возникли ошибки. Практика подтверждает, что больше всего ошибок появляется тогда, когда педагог игнорирует диагностику и прогнозирование процесса и работает «впотьмах», «на ощупь», надеясь достичь положительного эффекта. Кроме разочарований, неудовлетворения, потери времени и интереса, такой процесс ученикам ничего дать не может.