Сроки реализации программы
Дополнительная образовательная программа
Художественно-эстетической направленности
«В мире прекрасного»
автор программы: воспитатель д/о
ГОБУЗ «НКСЦФП»
О.н.Мохова
Великий Новгород
Дополнительная образовательная программа
Художественно-эстетическая направленность.
ГОБУЗ «НКСЦФП»
Паспорт Программы «В мире прекрасного»
Наименование: | Дополнительная образовательная программа Художественно-эстетическая направленность д/о ГОБУЗ «НКСЦФП» |
Разработчик Программы: | Воспитатель детского отделения ГОБУЗ «НКСЦФП» МОХОВА ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА |
Цели: | · воспитание гармоничной личности ребёнка · воспитание ценностного отношения к искусству, эстетического вкуса · развитие духовного мира детей на основе познания искусства, литературы, фольклора. |
Задачи: | · формирование образного мира ребёнка; · приобщение пациентов к ценностям отечественной и зарубежной художественной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства; · развитие интуиции с творческой интеллектуальной деятельностью, способность понимать и ценить прекрасное; · использование возможностей искусства, художественно-творческой деятельности в целях саморазвития, самосовершенствования ребенка, самореализации его творческих способностей; · обучение этическим нормам и правилам; · привлечение учащихся к работе по возрождению, сохранению и приумножению культурных, духовно-нравственных ценностей, накопленных поколениями; · выявление и развитие творческих способностей и наклонностей детей; · раскрытие потенциала каждого ребенка во внеурочное время; · предоставление возможности реализовать себя посредством внеурочной деятельности; · организация свободного времени пациентов. |
Основные направления Программы: |
|
Эффект Программы в долгосрочной перспективе: | · создание благоприятных условий для развития творческой природы ребенка, · организация взаимосвязи искусства и учебных предметов, направленная на обеспечение целостного художественно-творческого развития пациентов д/о. · вовлечение детей в творческий процесс, активное участие в мероприятиях, конкурсах различного уровня. |
Пояснительная записка
В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.
А формировать личность и эстетическую культуру, - отмечают многие писатели, педагоги, деятели культуры, - особенно важно в наиболее благоприятном для этого дошкольном и школьном возрасте. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы.
Научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности призвана система эстетического воспитания.
Основой в системе эстетического воспитания мы можем считать искусство: музыка, архитектура, скульптура, живопись, танец. Музыка, живопись и танец, в отличие от других предметов, снимают перегрузку, улучшают физическое и душевное состояние детей и даже повышают общую успеваемость.
Специфика каждого вида искусства в том, что оно особо воздействует на человека своими специфическими художественными средствами и материалами: словом, звуком, движением, красками, различными природными материалами.
Изобразительное искусство как комплексный предмет объединяет познание самих художественных произведений, элементы искусствознания, теории изобразительной деятельности, освоение навыков практического изображения, изобразительной грамоты и творческого самовыражения.
Из всего вышесказанного, можно предположить, что, приобщая детей, больных туберкулёзом к богатейшему опыту человечества, накопленному в искусствах, можно воспитать высоконравственного, образованного, разносторонне развитого современного человека.
Здоровье, Семья, Отечество, Культура, Человек, Труд, Природа - это общечеловеческие ценности, которые являются основой воспитательного процесса.
Культура- великое богатство, накопленное человечеством в сфере духовной и материальной жизни людей, высшее проявление творческих сил и способностей человека. Задача педагога - помочь воспитанникам приобщиться к культуре своего народа, к ее мировым сокровищам. Мерой культуры и воспитанности можно считать интеллигентность.
Этика - наука о нравственной жизни человека, вобравшая в себя исторический опыт моральных основ жизнедеятельности и культуры человека. Особое значение этики состоит в том, что именно в ней философское размышление переходит непосредственно в практику повседневного человеческого поведения, когда элементы мировоззрения становятся мотивами поступков.
При недостатке этической информации воспитание идет ложными путями, учащиеся усваивают не лучшие образцы поведения и отношений. Они вынуждены заниматься как бы ложным самообразованием в рамках нравственно-этической сферы. Нравственно-этическое воспитание должно охватывать все области жизнедеятельности младшего школьника, включая свободное общение на улице и поведение в общественных местах.
Нравственное воспитание – это систематическое воспитательное воздействие на человеческую личность, направленное на формирование у человека общественно сообразных нравственных качеств. К ним относятся ответственность, гуманность, высокая культура поведения, понимание и стремление к сохранению общечеловеческих ценностей, выработка нравственных убеждений и привычек, высокая культура межнациональных отношений, патриотизм, устойчивость научного мировоззрения и т. д. Особенность нравственного воспитания заключается в том, что соблюдение моральных общественных норм и правил является делом добровольным, зависящим от внутренних мотивов и потребностей самого человека. Единственным наказанием за их несоблюдение может служить осуждение, неодобрение со стороны общества или отдельных ее членов, и здесь важна значимость для человека этих неодобрений, роль общественного мнения в его сознании. Нравственно воспитанный человек относится к обществу и общественному мнению как к определяющему фактору его поведения, так как ассоциирует себя с этим обществом и считает себя частью его, что обязывает его к соблюдению общественно принятых норм и правил поведения. Нравственно воспитанным человек становится лишь тогда, когда нормы и правила поведения, диктуемые обществом, становятся его собственными взглядами и убеждениями, а требования, предъявляемые к личности, становятся внутренними потребностями человека.
В детском возрасте в этой связи необходимо делать акцент на послушание, но вместе с тем, стремиться, как можно быстрее превратить его в осознанное стремление к дисциплине и ответственности. Важно объяснять человеку смысл и значение нравственного воспитания. Моральные отношения возникают в процессе различной деятельности человека, поэтому, в программе используется творческая, учебная, трудовая и другие виды деятельности, способствующие формированию у детей личностно-этических качеств. В процессе воспитания хороший эффект имеет искусственное создание ситуаций, в которых ребенок может на практике ощутить негативные стороны плохого поведения, черствого отношения к людям, проявлений эгоизма и безответственности. Тогда ребенок начинает понимать и осознавать ценность нравственных качеств в реальной жизни, видеть в их формировании пользу для полноценной жизни и деятельности в обществе.
Художественно-эстетическое образование и воспитание – одно из ведущих путей гуманизации воспитания. Важность и значимость художественно-эстетического образования и воспитания школьника особенно актуальна в наше время, когда нигилизм, товарно-рыночная психология, псевдокультурная продукция отодвинули истинные человеческие ценности, разрушают нравственные идеалы, зомбируют умы школьников низкопробными, развращающими, низменными потребностями, когда ценность заменяется ценой, а грубая сила, изворотливость и ложь становятся "достоинствами".
Задача художественно-эстетического образования в больнице - развивающее обучение, с точки зрения творческой самореализации учащихся.
Нравственно-этическая задача программы – привитие норм морали и нравственности ; формирование личности ребёнка, способного самостоятельно выбирать правильные с точки зрения морали действия, оценивать свои поступки и поступки других; ориентировать свою жизнь на примеры нравственного поведения своего народа, его героев, знаменитых людей России и лучшие образцы мировой культуры.
Воспитательной задачей эстетического воспитания явилось - воспитывать интерес у воспитанников к искусству.
Развивающей – способствовать развитию эстетических качеств пациентов д/о.
Искусство в школе - это не только комплекс отдельных дисциплин, но и художественная, творческая деятельность учащихся в изучении предметов, а также вся внеклассная деятельность, направленная на формирование внутреннего мира растущего человека, его нравственного облика.
Учебная, воспитательная и художественно-эстетическая работа с пациентами д/о ГОБУЗ «НКСЦФП» представляет собой единый, неразрывный процесс. Такое взаимодействие составляющих элементов работы школы при больнице базируется на убеждённости педагогического коллектива в огромной воспитательной роли искусства, в его благотворном влиянии на учебно-воспитательный процесс в школе при больнице.
Основная направленность работы по художественно-эстетическому образованию и воспитанию детей - предоставление разнообразных возможностей для раскрытия природных задатков и способностей ребёнка (в театрализованных постановках, рисовании, проведении праздников, танцах и др.) - формирование творческой личности. Особенностью внеклассной работы является её добровольность. И чем интереснее, содержательней и разнообразнее форма внеклассной работы, тем больше пациентов больницы становятся её участниками.
· Целью Программыявляется воспитание гармоничной личности ребёнка, воспитание ценностного отношения к искусству, эстетического вкуса, культуры поведения и развитие духовного мира пациентов д/о на основе познания искусства, литературы, фольклора.
Конечная цель эстетического воспитания - гармоничная личность, всесторонне развитый человек, образованный, прогрессивный, высоконравственный, обладающий умением трудиться, желанием творить, понимающий красоту жизни и красоту искусства. Эта цель также отражает и особенность эстетического воспитания, как части всего педагогического процесса.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1.Создание определенного запаса элементарных эстетических знаний и впечатлений, без которых не могут возникнуть склонность, тяга, интерес к эстетически значимым предметам и явлениям".
Суть этой задачи состоит в накоплении разнообразного запаса звуковых, цветовых и пластических впечатлений. Педагог должен умело подобрать по указанным параметрам такие предметы и явления, которые будут отвечать нашим представлениям о красоте. Таким образом, будут формироваться чувственно-эмоциональный опыт. Необходимы также конкретные знания о природе, самом себе, о мире художественных ценностей.
2. Формирование на основе полученных знаний и развития способностей художественного и эстетического восприятия таких социально-психологических качеств человека, которые обеспечивают ей возможность эмоционально переживать и оценивать эстетически значимые предметы и явления, наслаждатьсяими.
3. Формирование у каждого воспитуемого эстетической творческой способности.
Главное состоит в том, чтобы "воспитать, развить такие качества, потребности и способности личности, которые превращают индивида в активного созидателя, творца эстетических ценностей, позволяют ему не только наслаждаться красотой мира, но и преобразовывать его "по законам красоты".
Суть этой задачи заключается в том, что ребенок должен не только знать прекрасное, уметь им любоваться и оценивать, а он еще должен и сам активно участвовать в создании прекрасного в искусстве, жизни, труде, поведении, отношениях. А.В. Луначарский подчеркивал, что человек научается всесторонне понимать красоту лишь тогда, когда сам принимает участие в ее творческом создании в искусстве, труде, общественной жизни.
Сроки реализации программы.
Программа рассчитана на 1 год (12 месяцев) в соответствии с периодом обучения и воспитания детей, находящихся на лечении в детском отделении ГОБУЗ «НКСЦФП». Она определяет содержание и основные пути развития системы художественно-эстетического воспитания школьников, ее основных компонентов и направлена на дальнейшее становление нравственной, духовной, свободной и творческой личности; воспитание ценностного отношения к искусству, эстетического вкуса, приобщение к культуре, развитие умения видеть и ценить прекрасное, обучение этическим нормам и правилам.
Программа реализуется в три этапа:
1. диагностико-проектный
2. содержательно-деятельностный
3. рефлексивный
Содержание деятельности на каждом этапе:
1. Диагностико-проектный:
· обобщение опыта работы в организации художественно-эстетического воспитания;
· проведение рейтинга внеклассных мероприятий
· разработка групповых проектов по развитию отдельных аспектов художественно-эстетического воспитания отдельными классами, внешкольными объединениями и т.п.;
2. сбор информации о численном составе учащихся, находящихся на лечении в ГОБУЗ «НКСЦФП»;
3. Содержательно-деятельностный:
· реализация комплекса проектов – как вновь созданных, так и традиционных как внутри, так и внешкольных.
4. Рефлексивный:
· выявление результативности реализуемой программы посредством комплексной диагностики, обобщение итогов, определение перспектив.