Условия и показатели оценки успеваемости

Успешность изучения дисциплины «Психология и педагогика» студентом оценивается суммой набранных за все виды учебной работы баллов (из 100 возможных) с последующим переводом их в Европейскую систему оценок и числовые эквиваленты традиционной 4-х балльной шкалы оценивания.

Кроме того, студенту могут начисляться дополнительные «премиальные» баллы за написание рефератов, участие в олимпиадах, научных студенческих конференциях и т.п.

Премиальные баллы учитываются только при выведении семестровой (итоговой) оценки. При этом общая сумма баллов, набранная конкретным студентом при изучении дисциплины, включая премиальные, не может превышать 100 баллов. Если результат промежуточной аттестации (зачет) не превышает 25 баллов, все премиальные баллы аннулируются.

Если к моменту проведения промежуточной аттестации с учетом набранных дополнительных (премиальных) баллов студент получает количество баллов, достаточное для получения оценки «удовлетворительно», «хорошо», «отлично» или «зачтено», они могут быть поставлены ему по результатам текущей успеваемости без проведения экзамена или зачета. Результаты текущей успеваемости доводятся преподавателем до студентов заблаговременно. Студенты имеют право повысить результаты текущей успеваемости прохождением промежуточной аттестации по данной учебной дисциплине.

Для студентов первого курса обучения прохождение промежуточной аттестации является обязательным.

Балльная структура оценки

Баллы, начисляемые за учебную работу студента в ходе семестра:

1. Посещение лекционных занятий – 1 балл за одно занятие, максимально 16 баллов из расчета 16 лекционных занятий.

2. Посещение семинарских занятий - 1 балла за одно занятие, максимально 8 баллов из расчета 8 семинарских занятий.

3. Активность студента на занятии и качество его ответов (выступлений) - до 2 баллов за одно занятие, максимально 12 баллов.

4. Выполнение тестов - до 2 баллов за один тест, максимально 16 баллов из расчета 8 тестов на семинарских занятиях.

5. Прохождение рубежного контроля (после проведения темы «Деятельность. Психология взаимодействия»), проводится в форме устного опроса или компьютерного тестирования.) - до 25 баллов.

Итого максимально – 70 баллов.

Прохождение промежуточной аттестации ( зачет ) – максимально 30 баллов.

Всего– 100 баллов.

К зачету допускаются студенты, набравшие по результатам работы в ходе семестра не менее 31 балла.

1.3.3. Шкала оценок по дисциплине «Психология и педагогика», завершающейся зачетом

Набранные баллы <50 51-60 61-67 68-84 85-93 94-100
Зачет\незачет Незачет Зачет
Оценка по шкале ECTS F Fx Д С В А

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. Введение. Предмет и задачи психологии и педагогики.

Понятие “психическое” и источники его формирования. История развития психологического знания. Эволюция психологии как самостоятельной науки. Предмет, объект и задачи психологии.

Место психологии в системе наук и ее связь с другими науками. Основные отрасли психологии.

Педагогика как наука, ее предмет и объект. Цели и задачи
педагогики. Основные этапы ее становления. Место педагогики в системе других наук. Функции педагогики. Эволюция педагогики как вида деятельности, учебной дисциплины и отрасли знания.

Тенденции развития современной отечественной и зарубежной психологической и педагогической науки.

Методы психологии и педагогики, их классификация и характеристика.

Принципы, программа, этапы и организация психолого-педагогического исследования.

Тема 2. Психика и мозг человека. Сознание как высшая ступень развития психики.

Соотношение объективной и субъективной реальности. Единство мира и проблема психики. Психика и организм. Сущность и основные функции психики. Структура психики. Основные этапы психического отражения. Формы проявления психики человека. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза. Мозг и психика.

Психика, поведение и деятельность. Активность психики. Компоненты действия и их функции.

Сознание как высшая ступень развития психики. Функции и свойства сознания. Структура сознания. Бытийное сознание и рефлективное сознание, их сущность и компоненты. Взаимосвязь развития мозга и сознания человека.

Взаимодействие сознания и подсознания. Состояния сознания (сон, состояние бодрствования) и их характеристика. Патологические состояния сознания, их профилактика

Соотношение сознания и бессознательного. Самосознание как вершина сознания человека. Компоненты и этапы формирования самосознания. Роль труда в формировании и развитии сознания человека.

Тема 3. Психические процессы

Понятие о психических процессах. Познавательные процессы. Ощущения и их физиологическая основа. Закономерности ощущений, их классификация. Чувствительность как свойство личности. Понятие сенсорной организации.

Восприятие и его характеристики. Виды и свойства восприятия. Иллюзия восприятия. Барьеры восприятия. Индивидуальные различия в восприятии и его развитие у детей.

Представление и его основные характеристики. Виды представлений. Индивидуальные особенности представления и его развитие.

Память и ее основные процессы. Механизмы памяти. Виды памяти. Закономерности запоминания и забывания. Индивидуальные и типологические особенности памяти и её развитие.

Воображение как психический процесс. Виды и приемы воображения. Воображение в творческом процессе. Развитие воображения.

Мышление, его сущность и социальная природа. Характеристики мышления. Классификация видов мышления. Организация и способы решения мыслительных задач. Индивидуальные и коллективные способы решения мыслительных задач (“мозговой штурм” и др.)

Развитие мышления в персоногенезе. Способы активизации мышления. Мышление и интеллект. Мышление и самообразование.

Расстройства мышления.

Понятие языка и речи, их связь с мышлением. Речь как психическое явление, ее отличие от языка. Функции и виды речи. Речевые свойства личности. Общение и речь.

Интеллект. Оценка интеллекта. Креативность или творческая одаренность.

Внимание, его характеристики. Основные виды внимания. Индивидуальные особенности внимания. Способы организации внимания.

Тема 4. Личность и ее развитие. Психологическая структура личности.

Понятие о личности в психологии. Индивид, личность, субъект, индивидуальность. Биологическое и социальное в развитии личности. Основные отечественные и зарубежные концепции и теории личности.

Психологическая структура личности. Содержание основных подструктур. Уровни развития личности.

Понятие о направленности личности. Факторы, определяющие направленность личности. Мировоззрение как высший регулятор поведения и действий личности.

Сущность и классификация потребностей. Мотивация как проявление потребностей. Понятие об интересе и его основных видах.

Жизненный цикл развития человека и формирование личности. Психологические особенности возрастных периодов. Основные принципы формирования самосознания.

Социальная среда и личность Социальная установка как механизм развития личности. Структура и формирование социальных установок. Социализация личности. Эпигенетическая теория развития личности Эриксона.

Тема 5. Психические состояния. Эмоции и чувства.

Сущность и характеристика психических состояний. Классификация психических состояний. Взаимосвязь психических состояний человека с психическими процессами и свойствами личности.

Типичные положительные психические состояния человека.
Творческое вдохновение как психическое состояние.

Отрицательные психические состояния. Агрессивность и агрессивное поведение. Стресс и тревожность. Последствия стресса. Преодоление стресса. Стрессоустойчивость. Типология переживания критических ситуаций (стресса, фрустрации. конфликта, кризиса): гедонистическое, реалистическое, ценностное, творческое.

Эмоции и чувства, их основные функции и свойства. Виды чувств. Страсти и увлечения. Эмоциональные состояния. Эмоциональные особенности и свойства личности.

Наши рекомендации