Новаторские формы научно-исследовательской работы при интеграции школы и Вуза
Наймарк Елена Александровна
«При отсутствии любви к научной работе жизнь обретает трех демонов: догматизм, рутину и ложь» (По мотивам П. Нельсона).
В годы борьбы с тоталитаризмом моды, потребительства, юридическими злоупотреблениями особенно актуальным становится вопрос повышения качества и объективности научно-исследовательских исследований при интеграции школы и Вуза. Целью нашей работы (в данном случае скромной фундаментальной статьи, однако есть и проект в СПбАППО, и предложение оформить диссертационную инициативу с РГПУ им. А.И. Герцена) стало показать, как модель адаптированной поддержки НИР, результаты которой очень различаются по уровню, могут быть реализованы в разных направлениях. Это не общие положения и мысли, а конкретные программы, планы, алгоритмы работы, описанные ниже. Данная работа базируется на стандартах конкурса В.И. Вернадского[1], сайта «Исследователь»[2], работах по НИР в школе А.В. Леонтовича[3], книгах по адаптивной психологии с индивидуальными траекториями развития Е.А. Ямбурга[4]. Е.С. Полат создала наиболее убедительную классификацию проектной работы с сопутствующими современными педагогическими технологиями[5]. А.В. Леонтович, на наш взгляд, большее из всех исследователей внимание уделял психологической основе НИР и дополнительному вариативному образованию. Автор данной статьи[6] применяет такие методы европейских исследований, как устная история и микроистория[7], компенсировав этим то, что он не дал развернутого сравнительного историографического анализа.
Адаптированная модель НИР включает разные возможности проявить себя: инициатива, идея, возможность, проект, продукт, НИР, творческая разработка, эссе. Мы должны ясно поставить вопрос о том, какая активность может представлять научную ценность: социальные пробы, волонтерство для опросов, общественной деятельности, обобщенные обоснованные логические наблюдения в творческом эссе. Сейчас, когда страх остаться неуспешным, нищим, коллективное бессознательное подавило разум, этику, нормальную целесообразность встает вопрос о резолюции проблемы на повестке дня: научному сообществу в школе и Вузе, элите из образования, как и политикам надо срочно возвращать себе доверие в деле воспитания интеллигенции.
Научно-исследовательской работой и проектированием в наше потребительское время ограниченности и узкого прагматизма занимаются многие, повысить мотивацию к более профессиональной, проверяемой научной работе, "поднять" адаптированность всех участников образовательного процесса к исследованиям удается единицам.
Для нас оказывается важным интегрировать модульную программу НИР в качестве лабораторных занятий с обязательным лекционным компонентом на 5х этапах: Этап 1. Начальная школа; Этап 2. 5-8 классы; Этап 3. 9 класс; Этап 4. 10- 11 классы.
Критерии отбора содержания и возможности усложняемости программы:
1. Заучиваемость;
2. Способность к анализу, синтезу информации;
3. Преобразовательные действия.
Исторические: 1. Умения устанавливать причинно-следственные связи;
2. Поисковые возможности.
3. Умение производить микроисторические исследования.
Межпредметные: 1. Семантический и символический анализ;
2. Анализ потребностей для формирования бюджета.
Необходимо также составлять соответствующие информационные, технологические карты,учебные планы.
Эффективные, презентационные формы работы, технологии:
1. Изба-читальня;
2. Пряничный домик на фоне видов Санкт-Петербурга.
3. Корабль дистанционного обучения с специальным журналом, компонентом которого является "рыба" ЗХУ.
Рассмотрим тематические планирования: Краеведение (элективный курс или история в 9 классе); 10 класс (всеобщая история, русская история).