Педагогических работников, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу, регулирование режима их рабочего времени
Определение и изменение учебной нагрузки педагогических работников, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу
В организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, дополнительным профессиональным программам (далее – организация), определение и изменение учебной нагрузки педагогических работников, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу (далее – должности ППС; преподаватели из числа ППС), осуществляется в порядке, установленном разделом VI приложения 2 к приказу № 1601.
Пунктом 6.1 приложения 2 к приказу № 1601установлено, что для определения учебной нагрузки по должностям ППС, локальным нормативным актом организации по структурным подразделениям устанавливается средний объем учебной нагрузки, а также ее верхние пределы дифференцированно по должностям профессорско-преподавательского состава.
Согласно пункту 6.2 учебная нагрузка каждого педагогического работника определяется в зависимости от занимаемой им должности, уровня квалификации и не может превышать верхних пределов, устанавливаемых в структурных подразделениях организации дифференцированно по должностям профессорско-преподавательского состава, то есть в том порядке, как это предусмотрено в пункте 6.1 приложения 2 к приказу № 1601.
Следует учесть, что в отличие от учителей, а также преподавателей организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, оплата труда которых осуществляется с учетом фактического объема учебной (преподавательской) работы (объема учебной нагрузки) (т.е. увеличивается или уменьшается в зависимости от увеличения или уменьшения учебной нагрузки), размеры должностных окладов преподавателей из числа ППС не зависят от увеличения или уменьшения объема учебной нагрузки, не превышающего верхнего предела по должности ППС, устанавливаемого в порядке, предусмотренном пунктом 6.1 приложения 2 к приказу № 1601.
На больший размер заработной платы за учебную (преподавательскую) работу, превышающую верхний ее предел, устанавливаемый локальным актом организации дифференцированно по должностям ППС по структурным подразделениям организации, преподаватели у того же работодателя могут рассчитывать только в том случае, если учебная (преподавательская) работа будет выполняться по совместительству в другой должности (в т.ч. в должности с аналогичным наименованием), которая допускается в свободное от основной работы время (т.е. за пределами 36-часовой продолжительности рабочего времени) на условиях другого трудового договора в объеме, не превышающем половины от верхнего предела учебной нагрузки, определяемого по должностям ППС в порядке, предусмотренном пунктом 6.1 приложения 2 к приказу № 1601.
Кроме того, дополнительная оплата за учебную (преподавательскую) работу, превышающую верхний ее предел, устанавливаемый локальным актом организации дифференцированно по должностям ППС по структурным подразделениям, может осуществляться в случаях, когда преподаватели наряду с работой, определенной трудовым договором, будут замещать должности преподавателей из числа ППС в порядке и на условиях, установленных статьей 60.2 ТК РФ, т.е. в порядке совмещения должностей.
Такая работа оформляется путем заключения дополнительного соглашения к трудовому договору, в котором указывается срок, в течение которого будет выполняться учебная (преподавательская) работа, ее содержание и размер оплаты (п. 5.4 приложения 2 к приказу № 1601).
Особенность по определению учебной нагрузки преподавателей из числа ППС заключается также в том, что верхний предел учебной нагрузки, предусмотренный главой 7 приложения 2 к приказу № 1601, составляющий 900 часов в учебном году - в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, и 800 часов в учебном году - в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам, не может применяться к каждой должности ППС.
Основанием для этого является пункт 6.1 приложения 2 к приказу № 1601, в соответствии с которым верхний предел учебной нагрузки устанавливается локальным нормативным актом организации дифференцированно по должностям ППС в пределах среднего объема учебной нагрузки по структурным подразделениям организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, дополнительным профессиональным программам (далее в данной главе – организация), с учетом обеспечиваемых ими направлений подготовки.
Пунктом 6.3 приложения 2 к приказу № 1601 определено, что учебная нагрузка преподавателей из числа ППС включает в себя контактную работу обучающихся с преподавателем в видах учебной деятельности, определенных в соответствующих пунктах приказов Минобрнауки России, поименованных в указанном пункте.
В соответствующих пунктах приказов Минобрнауки России, поименованных в пункте 6.3 приложения 2 к приказу № 1601, предусматривается порядок организации и осуществления образовательной деятельности по соответствующим образовательным программам высшего образования или по дополнительным профессиональным программам.
Пунктом 6.4 приложения 2 к приказу № 1601 определяется, что за единицу времени принимается академический или астрономический час согласно установленной величине зачетной единицы, используемой при реализации образовательных программ
Установлено также, что образовательная организация локальным нормативным актом самостоятельно определяет:
· нормы времени по видам учебной деятельности, предусмотренным в соответствующих пунктах Минобрнауки России, поименованных в пункте 6.3 приложения 2 к приказу № 1601, включаемых в учебную нагрузку педагогических работников (пункт 6.4 приложения 2 к приказу № 1601);
· в зависимости от занимаемой должности ППС соотношение учебной нагрузки педагогических работников, установленной на учебный год, и другой деятельности, предусмотренной должностными обязанностями и (или) индивидуальным планом (научной, творческой, исследовательской, методической, подготовительной, организационной, диагностической, лечебной, экспертной, иной, в том числе связанной с повышением своего профессионального уровня) в пределах установленной продолжительности рабочего времени (пункт 6.5 приложения 2 к приказу № 1601).
Регулирование режима рабочего времени педагогических работников, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу
При регулировании режима рабочего времени педагогических работников, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу, организаций, реализующих образовательные программы высшего образования и дополнительные профессиональные программы необходимо также руководствоваться положениями раздела VII приложения к приказу Минобрнауки России № 536.
Так, согласно пункту 7.1 приложения к приказу № 536 режим рабочего времени лиц из числа профессорско-преподавательского состава организаций, реализующих образовательные программы высшего образования и дополнительные профессиональные программы, в пределах 36-часовой рабочей недели определяется в зависимости от занимаемой должности с учетом выполнения ими учебной (преподавательской), воспитательной работы, индивидуальной работы с обучающимися, научной, творческой и исследовательской работы, а также другой педагогической работы, предусмотренной трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом: методической, подготовительной, организационной, диагностической, работы по ведению мониторинга, работы, предусмотренной планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися.
Следует отметить, что режим выполнения преподавателем помимо преподавательской работы (учебной нагрузки), которая регулируется расписанием занятий, других обязанностей, связанных с научной, творческой и исследовательской и иной работой, предусмотренной трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, регулируется правилами внутреннего трудового распорядка организаций.
При этом необходимо учесть, что согласно пункту 7.3 приложения к приказу № 536 выполнение указанных работ может предусматриваться как непосредственно в организации, реализующей образовательные программы высшего образования и дополнительные профессиональные программы, так и за ее пределами.