Педагогические функции режиссера
Общее определение режиссерских функций, данное В.И. Немировичем-Данченко. Педагогические функции – часть многообразных обязанностей режиссера. Режиссер как толкователь пьесы, педагог по воспитанию нужных для роли свойств и черт сценического героя. Режиссер – лидер. Режиссер – руководитель и педагог творческого преображения артиста в образ персонажа. Этические требования к самому режиссеру. Знание психологии актера и психологии творчества – специфика режиссерской профессии. Режиссер – педагог творческого коллектива. Право на педагогическую деятельность в творческом процессе. Знание и соблюдение этических норм театрального коллектива.
Выразительные средства спектакля
Выразительные средства спектакля как воплощение сверхзадачи и сквозного действия. Роль замысла в выборе выразительных средств спектакля.
Рождение выразительных средств спектакля в процессе преобразования материала творчества художников: актеров, сценографов, композиторов и других участников общей работы.
Роль режиссера в гармоничном соединении выразительных средств в единое художественное целое – спектакль. Актер – центральная фигура спектакля.
Зона молчания - компонент сценической выразительности
Зоны молчания включают: паузы, подтекст, второй план, внутренний монолог (поток сознания).
Зоны молчания – это моменты восприятия реплик партнера или паузы внутри собственной роли актера.
Зоны молчания как этапы наблюдения, восприятия, оценки, накопления познания для возражения или развития действия партнера. Станиславский об оценке темперамента актера и его зоны молчания. Зона молчания как продолжение действенной жизни актера. Органика, непрерывность и целостность – характеристики зон молчания и жизни актера вообще. Формула Станиславского: «Слушать на нашем языке означает видеть о чем говорят, и говорить значит рисовать зрительные образы»,- ключ к пониманию зоны молчания как средства сценической выразительности. Зона молчания как этап накопления и формирования в зонах молчания. «Слова солгут, молчанье скажет все» (Шекспир).
Зоны молчания – красноречивый пластический рисунок, движение мысли в роли и спектакле. Зоны молчания – процесс динамический.
Создание творческой атмосферы репетиций
Взаимодействие режиссера и актеров в процессе репетиций – творческое содружество и доверие. Противоречие и взаимозависимость профессий режиссера и актера. Тишина, покой, элементарные удобства – требования рабочего процесса. Создание хорошего творческого настроения – фактор продуктивной работы. Стимуляция коллектива на интересный творческий поиск. Необходимость тренинга и разминки. Владение режиссером методики репетиционного процесса. Владение режиссером приемов воздействия на актеров, стимулирование творческой активности – зоны творческой продуктивной работы. Подсказ, объяснение, показ, внушение и т.п. Требование к режиссеру: краткость, конкретность, точность в выражении мысли, яркость и образность, наглядность в показе. Подавлять творческий эгоизм – отдавать приоритет актеру в рождении находок.
Конфликт
Конфликт в жизни и в творческом искусстве.
Конфликт в драме. (Конфликт как противоречивое столкновение каких-нибудь противоречивых сил, интересов, стремлений). Эволюция понятий «драма» и «конфликт». Роль Ибсена и Чехова в разрушении традиционного понятия «конфликт». (Конфликт – движущая сила сюжета. Разрушение сюжета – де драматизация). Современное понятие «конфликта», как процесса становления или деградации, возвышения или низвержения личности, характера, человека.
Взаимосвязь конфликта с темой, проблемой, идеей и сверхзадачей. (Роль исходного и ведущего предлагаемых обстоятельств в выявлении конфликта в методе действенного анализа). Конфликт как выражение борьбы через действие. Конфликт и сквозное действие (Последовательно развивающиеся события как материализация конфликта).
Этика К.С. Станиславского