Формализованная оиенка рисков
В Приложении 4 находится «Форма оценки рисков» как один из возможных инструментов оценки степени риска, который позволит определить вероятность причинения серьезного вреда в более отдаленном будущем. 26
6. Всесторонняя оценка положения семьи
После проведения оценки рисков для семей, определенных в группу высокого риска, проводится всесторонняя оценка положения семьи.Этот вид оценки является основой для принятия решения о том, какие услуги по реабилитации семьи необходимо оказать семье. Эти услуги описываются в плане помощи несовершеннолетнему (СОП), либо плане защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего (НГЗ).
Всесторонняя оценка положения деч в семье - процесс комплексного анализа положения семьи, её окрузкения и отношений между её членами, изменений положения семьи в процессе социальной работы и документирования полученных результатов.
Цели всесторонней оценки:
• Сбор и анализ информации о семейной динамике и средовых факторах, повышающих вероятность жестокого обращения и неудовлетворения основных жизненных потребностей детей;
• Сбор и анализ информации о сильных сторонах семьи и имеющихся ресурсах, позволяющих улучшить уровень функциональности семьи;
• Формулирование конкретных целей и задач работы специалистов в данной семье;
• Выявление услуг, наилучшим образом отвечающих потребностям ребёнка и его семьи;
• Обобщение информации и разработка конкретного плана реабилитации данной семьи и плана помощи несовершеннолетнему (СОП), либо плана защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего (НГЗ) по восстановлению семьи для ребёнка
Насилие над детьми и неудовлетворение их основных жизненных потребностей обычно являются симптомами личных, семейных, средовых или общественных проблем. Одни и те же «симптомы» могут потребовать различных способов разрешения. Если не разобраться, как взаимодействуют факторы, способствующие возникновению социально опасного положения для семьи и ребенка, работа по составлению планов обеспечения безопасности, а также других планов и проведения вмешательств может не принести желаемого результата. Соответственно, точная всесторонняя оценка положения дел в семье является краеугольным камнем этой работы.
Например, очень опасно прописывать лечение от хронического кашля (который является всего лишь симптомом), если неизвестно, почему человек кашляет. Если он кашляет потому, что болен бактериальной пневмонией, ему нужны антибиотики. Если он кашляет потому, что много курит, то антибиотики ему не помогут - ему нужно просто бросить курить.
Всесторонняя оценка семьи выявляет реальные причины жестокого обращения с детьми и неудовлетворения их основных жизненных потребностей, и тем самым позволяет найти оптимальное решение проблемы, которое логично вытекает из результатов всесторонней оценки. Кроме того, такое решение позволит индивидуально подойти к удовлетворению потребностей семьи или устранению стоящих перед нею
проблем на основе сильных сторон семьи, что существенно повысит шансы на успех выведения семьи и ребенка из социально опасного положения.
Всесторонняя оценка семьи требует настойчивости. Опытный специалист должен спрашивать себя «Почему?» до тех пор, пока у него не появится ответ, полностью соответствующий результатам его наблюдений или тому, что он уже знает.
Например, если специалист видит, что трое детей необычно малы для своего возраста и выглядят нездоровыми, он, скорее всего, задаст себе вопрос: «Почему они не растут?» В поисках ответа на этот вопрос он, скорее всего, узнает, что дети плохо питаются. Тогда он опять спросит: «Почему?» и, возможно, придет к выводу, что мать их не кормит. Опять вопрос: «Почему?» Вариантов ответа может быть несколько: мать не знает, как это делать; у нее нет денег; она занята только своей личной жизнью и просто забывает покормить детей; она имеет умственные ограничения и не понимает, что должна кормить детей; она страдает психическим заболеванием и потеряла связь с реальностью; она является членом религиозной организации, в которой голодание считается способом искупить свои грехи; она постоянно находится под воздействием алкоголя; она очень импульсивный человек и тратит все деньги на развлечения... Найдя ответ на последнее «Почему?», специалист установит первоначальную причину слабого развития детей.
Оценка семьи всегда проводится совместными усилиями специалистов системы защиты детства и членов семьи. Этот подход к оценке позволяет членам семьи лучше осмыслить сложившееся положение, а специалисту - понять ценности, потребности, сильные стороны, проблемы и личные цели, причем так, как они воспринимаются членами семьи. Члены семьи могут многое рассказать о своей жизни, но они часто даже не подозревают, что «лежащие на поверхности» проблемы, а именно насилие над детьми и неудовлетворение их основных жизненных потребностей, возникают, помимо прочего, под воздействием межличностных, социальных и средовых факторов, а также под влиянием их собственных ощущений, потребностей и чувств. Поэтому если специалист поможет семье правильно сформулировать проблемы, это повысит вероятность нахождения правильного решения. Точно так же под грузом стрессов и проблем многие семьи просто не задумываются о том, что у них есть еще и сильные стороны. Узнав о существовании этих ценных личностных и межличностных ресурсов, члены семьи могут активно использовать их. Если оценка проводится совместными усилиями, семья получает достаточно информации для того, чтобы найти решение стоящей перед ней проблемы и реализовать его, используя свои навыки и сильные стороны.
Социальные услуги и вмешательства, направленные на удовлетворение потребностей семьи, в отведенные на это сроки, описываются в плане защиты прав и законных интересов несовершеннолетних. В этом плане определяются цели, задачи и основные направления работы с семьей. Оценка положения дел в семье позволяет ориентировать запланированные в плане действия на минимизацию или устранение выявленных факторов риска, усиление защитных способностей членов семьи в удовлетворении основные жизненных потребностей ребенка, в обеспечении его безопасности в долгосрочной перспективе.
Формализованная оиенка положения семьи
В Приложении 5 находится Форма оценки семьи, которая может стать хорошим инструментом при проведении данной работы. 28
Использование структурированных форм оценки положения дел в семье позволяет обеспечить не только последовательность применения основных критериев оценки, но и провести углубленный анализ факторов, имеющих непосредственное отношение к безопасности детей, и которые должны в обязательном порядке учитываться в ходе оценки положения дел в семье. Для каждого фактора представлено его полное описание и приведены его поведенческие показатели. Отдельно упоминаются ситуации, когда любая из соответствующих схем поведения может быть квалифицирована как фактор риска или как сильная сторона. Форма позволяет планировать совместную работу и необходимые вмешательства, учитывая выявленные проблемные области семьи.
7. Общие рекомендации по использованию оценочных форм
Проведение оценки - это процесс тщательного сбора и анализа фактов посредством проведения встреч, бесед, наблюдений. Заполнение же формы является скорее кульминацией процесса оценки и помогает организовать и упорядочить сбор информации.
Например, специалист встречается с семьей и просит их рассказать своими словами о том, что происходит в семье. Он может попросить их рассказать о том, что у них получается хорошо, а где они испытывают трудности. Затем, используя форму оценки, специалист может рассортировать полученную информацию по соответствующим разделам и категориям. В результате можно заметить, какие позиции в форме остались незаполненными. Именно эти аспекты будут интересовать специалиста во время последующих встреч с семьей. Он может продумать заранее вопросы для того, чтобы получить именно ту информацию, которой ему не хватает, заполнить пробелы в форме оценки и сэкономить время и силы.
Оценка безопасности показывает только текущую ситуацию и не позволяет предсказать, как будет развиваться ситуация в будущем.
Для рассмотрения различий между оценкой безопасности, оценкой рисков и углубленной оценкой семьи используем пример о фактах злоупотребления алкоголем и наркотиками со стороны родителей, который часто ассоциируется с жестоким обращением с детьми и считается одним из основных факторов риска повторения жестокого обращения в будущем.
Злоупотребление алкоголем и наркотиками следует квалифицировать как угрозу безопасности при оиенке безопасности, если родитель физически или психологически недоступен или неспособен удовлетворять базовые потребности ребенка; если мыслительные способности родителя значительно ослаблены; если, находясь под воздействием алкоголя и наркотиков, родитель ведет себя непредсказуемо, иррационально или агрессивно, ставя детей в потенциально опасные ситуации; или если злоупотребление алкоголем и наркотиками иным образом ведет к возникновению опасной (в физическом или социальном плане) среды. На этом этапе работы с семьей вмешательства не преследуют своей целью добиться долгосрочных перемен. В нашем примере специалист должен пытаться смягчить негативное воздействие злоупотребления алкоголем и наркотиками на степень безопасности детей, а не изменить поведение родителя или повлиять на его пагубное пристрастие.
проблем на основе сильных сторон семьи, что существенно повысит шансы на успех выведения семьи и ребенка из социально опасного положения.
Всесторонняя оценка семьи требует настойчивости. Опытный специалист должен спрашивать себя«Почему?» до тех пор, пока у него не появится ответ, полностью соответствующий результатам его наблюдений или тому, что он уже знает.
Например, если специалист видит, что трое детей необычно малы для своего возраста и выглядят нездоровыми, он, скорее всего, задаст себе вопрос: «Почему они не растут?» В поисках ответа на этот вопрос он, скорее всего, узнает, что дети плохо питаются. Тогда он опять спросит: «Почему?» и, возможно, придет к выводу, что мать их не кормит. Опять вопрос: «Почему?» Вариантов ответа может быть несколько: мать не знает, как это делать; у нее нет денег; она занята только своей личной жизнью и просто забывает покормить детей; она имеет умственные ограничения и не понимает, что должна кормить детей; она страдает психическим заболеванием и потеряла связь с реальностью; она является членом религиозной организации, в которой голодание считается способом искупить свои грехи; она постоянно находится под воздействием алкоголя; она очень импульсивный человек и тратит все деньги на развлечения... Найдя ответ на последнее «Почему?», специалист установит первоначальную причину слабого развития детей.
Оценка семьи всегда проводится совместными усилиями специалистов системы защиты детства и членов семьи. Этот подход к оценке позволяет членам семьи лучше осмыслить сложившееся положение, а специалисту - понять ценности, потребности, сильные стороны, проблемы и личные цели, причем так, как они воспринимаются членами семьи. Члены семьи могут многое рассказать о своей жизни, но они часто даже не подозревают, что «лежащие на поверхности» проблемы, а именно насилие над детьми и неудовлетворение их основных жизненных потребностей, возникают, помимо прочего, под воздействием межличностных, социальных и средовых факторов, а также под влиянием их собственных ощущений, потребностей и чувств. Поэтому если специалист поможет семье правильно сформулировать проблемы, это повысит вероятность нахождения правильного решения. Точно так же под грузом стрессов и проблем многие семьи просто не задумываются о том, что у них есть еще и сильные стороны. Узнав о существовании этих ценных личностных и межличностных ресурсов, члены семьи могут активно использовать их. Если оценка проводится совместными усилиями, семья получает достаточно информации для того, чтобы найти решение стоящей перед ней проблемы и реализовать его, используя свои навыки и сильные стороны.
Социальные услуги и вмешательства, направленные на удовлетворение потребностей семьи, в отведенные на это сроки, описываются в плане защиты прав и законных интересов несовершеннолетних. В этом плане определяются цели, задачи и основные направления работы с семьей. Оценка положения дел в семье позволяет ориентировать запланированные в плане действия на минимизацию или устранение выявленных факторов риска, усиление защитных способностей членов семьи в удовлетворении основные жизненных потребностей ребенка, в обеспечении его безопасности в долгосрочной перспективе.
Формализованная оиенкаположения семьи
В Приложении 5 находится Форма оценки семьи, которая может стать хорошим инструментом при проведении данной работы. 28
Использование структурированных форм оценки положения дел в семье позволяет обеспечить не только последовательность применения основных критериев оценки, но и провести углубленный анализ факторов, имеющих непосредственное отношение к безопасности детей, и которые должны в обязательном порядке учитываться в ходе оценки положения дел в семье. Для каждого фактора представлено его полное описание и приведены его поведенческие показатели. Отдельно упоминаются ситуации, когда любая из соответствующих схем поведения может быть квалифицирована как фактор риска или как сильная сторона. Форма позволяет планировать совместную работу и необходимые вмешательства, учитывая выявленные проблемные области семьи.
7. Общие рекомендации по использованию оценочных форм
Проведение оценки - это процесс тщательного сбора и анализа фактов посредством проведения встреч, бесед, наблюдений. Заполнение же формы является скорее кульминацией процесса оценки и помогает организовать и упорядочить сбор информации.
Например, специалист встречается с семьей и просит их рассказать своими словами о том, что происходит в семье. Он может попросить их рассказать о том, что у них получается хорошо, а где они испытывают трудности. Затем, используя форму оценки, специалист может рассортировать полученную информацию по соответствующим разделам и категориям. В результате можно заметить, какие позиции в форме остались незаполненными. Именно эти аспекты будут интересовать специалиста во время последующих встреч с семьей. Он может продумать заранее вопросы для того, чтобы получить именно ту информацию, которой ему не хватает, заполнить пробелы в форме оценки и сэкономить время и силы.
Оценка безопасности показывает только текущую ситуацию и не позволяет предсказать, как будет развиваться ситуация в будущем.
Для рассмотрения различий между оценкой безопасности, оценкой рисков и углубленной оценкой семьи используем пример о фактах злоупотребления алкоголем и наркотиками со стороны родителей, который часто ассоциируется с жестоким обращением с детьми и считается одним из основных факторов риска повторения жестокого обращения в будущем.
Злоупотребление алкоголем и наркотиками следует квалифицировать как угрозу безопасности при оиенке безопасности, если родитель физически или психологически недоступен или неспособен удовлетворять базовые потребности ребенка; если мыслительные способности родителя значительно ослаблены; если, находясь под воздействием алкоголя и наркотиков, родитель ведет себя непредсказуемо, иррационально или агрессивно, ставя детей в потенциально опасные ситуации; или если злоупотребление алкоголем и наркотиками иным образом ведет к возникновению опасной (в физическом или социальном плане) среды. На этом этапе работы ссемьей вмешательства не преследуют своей целью добиться долгосрочных перемен. В нашем примере специалист должен пытаться смягчить негативное воздействие злоупотребления алкоголем и наркотиками на степень безопасности детей, а не изменить поведение родителя или повлиять на его пагубное пристрастие.
Комплексная оценка семьи |
1' |
Проект плана защиты прав несовершеннолетнего |
Передача дела в КДН, суд |
,г |
Статус НГЗ |
Отказ в возбуждении дела |
Формализованная оиенка рисков проводится с целью как можно точнее определить вероятность причинения ребенку серьезного вреда в результате жестокого обращения с ним в будущем, независимо от того, подвергается ли ребенок риску причинения ему вреда в настоящее время. Поскольку злоупотребление алкоголем и наркотиками тесно коррелирует с частотой рецидивов насилия над детьми и неудовлетворения их основных жизненных потребностей, этот фактор включен в качестве одного из критериев в большинство моделей такой оценки. В этом случае специалист должен установить факт наличия и определить степень серьезности проблемы злоупотребления алкоголем и наркотиками, не обязательно стремясь при этом понять ее коренные причины и факторы, обеспечивающие ее возникновение.
Формализованная оиенка положения семьи. Выявления проблемы злоупотребления алкоголем и наркотиками со стороны родителей и определение степени ее воздействия на семейную динамику в ходе оценки безопасности и оценки рисков недостаточны в целях планирования последующей совместной работы с семьей. В этом контексте разработка плана реабилитации и выбор наиболее эффективных вмешательств требуют, чтобы специалист провел углубленную оценку семьи, тщательнейшим образом исследовал и понял семейную и средовую динамику, которая ведет к возникновению и воспроизводству проблемы злоупотребления алкоголем и наркотиками. Содержание работы с родителями, злоупотребляющими алкоголем и наркотиками, может сильно варьироваться в зависимости от обстоятельств. Например, родитель, который принимает наркотики, чтобы избавиться от чувства тревоги и депрессии, и родитель, который является привычным наркопотребителем, или для которого торговля наркотиками является основным источником дохода, будут нуждаться в совершенно разных услугах. По-разному нужно работать и с родителем, который злоупотребляет наркотиками на фоне посттравматического стрессового расстройства, и с матерью подросткового возраста, которая принимает наркотики, чтобы получить признание со стороны сверстников. Поскольку целью работы с семьей являются долгосрочные перемены, объем и уровень детализации сведений, собранных в ходе комплексной оценки положения дел в семье, значительно выше, чем в случае оценки степени безопасности или оценки рисков.
Ниже изображена схема «Использование результатов оценок при принятии решений в социальном расследовании», которая поможет ориентироваться специалистам при определении порядка деятельности в ходе социального расследования.
Использование результатов оценок при принятии решений в социальном
расследовании
Поступление жалобы
Изучение первичной информации
Критерии
инициирования
Нет |
расследования
выполнены?
Инициирование социального расследования
Первичная оценка (оценка безопасности)
8. Методы сбора информации
Основными методами сбора информации в ходе социального расследования являются:
• беседа (интервью) с ребенком;
• беседа с людьми, имеющими отношение к ребенку;
• генограммы, экокарты;
• медицинское обследование ребенка, если имеются видимые признаки жестокого обращения и/или неудовлетворения основных жизненных потребностей;
• наблюдение.
Беседа- это личная встреча с людьми, которые могут иметь информацию о семье, ее потребностях и сильных сторонах, а также информацию по сути заявления. К ним относятся близкие и дальние родственники, соседи, специалисты, ранее работающие с семьей, и сотрудники школы. Специалист должен также провести беседу со всеми, кто располагает информацией по сути заявления.
Необходимо учитывать место проведения бесед, их очерёдность в соответствии со случаем, личностные особенности и эмоциональное состояние клиента, его готовность (или нежелание) давать информацию. Рекомендуется следующий порядок проведения беседы с целью сбора информации:
• беседа с ребенком, предположительно ставшим жертвой жестокого обращения, неудовлетворения основных жизненных потребностей;
• беседа с другими детьми, проживающими или находящимися в доме;
• беседа с родителем или воспитателем, против которого не выдвигаются обвинения в жестоком обращении с ребенком, неудовлетворении основных жизненных потребностей;
• беседа с предполагаемым виновником жестокого обращения с ребенком, неудовлетворения его основных жизненных потребностей; а также
• беседа с другими людьми, которые могли быть очевидцами случившегося.
Этот порядок может меняться в зависимости от обстоятельств и возможности
получить доступ к респондентам, но в любом случае первая беседа должна быть проведена с ребенком, предположительно ставшим жертвой жестокого обращения.
При проведении беседы необходимо владеть методами преодоления сопротивления клиента и привлечения его к сотрудничеству, учитывать культурные особенности и ценности семьи ребёнка.