Формализованная оиенка рисков

В Приложении 4 находится «Форма оценки рисков» как один из возможных инструментов оценки степени риска, который позволит определить вероятность при­чинения серьезного вреда в более отдаленном будущем. 26

6. Всесторонняя оценка положения семьи

После проведения оценки рисков для семей, определенных в группу высоко­го риска, проводится всесторонняя оценка положения семьи.Этот вид оценки является основой для принятия решения о том, какие услуги по реабилитации семьи необходимо оказать семье. Эти услуги описываются в плане помощи несовершенно­летнему (СОП), либо плане защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего (НГЗ).

Всесторонняя оценка положения деч в семье - процесс комплексного анали­за положения семьи, её окрузкения и отношений между её членами, изменений положения семьи в процессе социальной работы и документирования получен­ных результатов.

Цели всесторонней оценки:

• Сбор и анализ информации о семейной динамике и средовых факторах, повышающих вероятность жестокого обращения и неудовлетворения основных жиз­ненных потребностей детей;

• Сбор и анализ информации о сильных сторонах семьи и имеющихся ре­сурсах, позволяющих улучшить уровень функциональности семьи;

• Формулирование конкретных целей и задач работы специалистов в дан­ной семье;

• Выявление услуг, наилучшим образом отвечающих потребностям ребён­ка и его семьи;

• Обобщение информации и разработка конкретного плана реабилитации данной семьи и плана помощи несовершеннолетнему (СОП), либо плана защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего (НГЗ) по восстановлению семьи для ребёнка

Насилие над детьми и неудовлетворение их основных жизненных потребно­стей обычно являются симптомами личных, семейных, средовых или общественных проблем. Одни и те же «симптомы» могут потребовать различных способов разре­шения. Если не разобраться, как взаимодействуют факторы, способствующие воз­никновению социально опасного положения для семьи и ребенка, работа по состав­лению планов обеспечения безопасности, а также других планов и проведения вме­шательств может не принести желаемого результата. Соответственно, точная всесто­ронняя оценка положения дел в семье является краеугольным камнем этой работы.

Например, очень опасно прописывать лечение от хронического кашля (ко­торый является всего лишь симптомом), если неизвестно, почему человек кашляет. Если он кашляет потому, что болен бактериальной пневмонией, ему нужны антибио­тики. Если он кашляет потому, что много курит, то антибиотики ему не помогут - ему нужно просто бросить курить.

Всесторонняя оценка семьи выявляет реальные причины жестокого обращения с детьми и неудовлетворения их основных жизненных потребностей, и тем самым позволяет найти оптимальное решение проблемы, которое логично вытекает из ре­зультатов всесторонней оценки. Кроме того, такое решение позволит индивидуально подойти к удовлетворению потребностей семьи или устранению стоящих перед нею

проблем на основе сильных сторон семьи, что существенно повысит шансы на успех выведения семьи и ребенка из социально опасного положения.

Всесторонняя оценка семьи требует настойчивости. Опытный специалист дол­жен спрашивать себя «Почему?» до тех пор, пока у него не появится ответ, полно­стью соответствующий результатам его наблюдений или тому, что он уже знает.

Например, если специалист видит, что трое детей необычно малы для свое­го возраста и выглядят нездоровыми, он, скорее всего, задаст себе вопрос: «Почему они не растут?» В поисках ответа на этот вопрос он, скорее всего, узнает, что дети плохо питаются. Тогда он опять спросит: «Почему?» и, возможно, придет к выводу, что мать их не кормит. Опять вопрос: «Почему?» Вариантов ответа может быть не­сколько: мать не знает, как это делать; у нее нет денег; она занята только своей личной жизнью и просто забывает покормить детей; она имеет умственные ограничения и не понимает, что должна кормить детей; она страдает психическим заболеванием и потеряла связь с реальностью; она является членом религиозной организации, в ко­торой голодание считается способом искупить свои грехи; она постоянно находится под воздействием алкоголя; она очень импульсивный человек и тратит все деньги на развлечения... Найдя ответ на последнее «Почему?», специалист установит первона­чальную причину слабого развития детей.

Оценка семьи всегда проводится совместными усилиями специалистов систе­мы защиты детства и членов семьи. Этот подход к оценке позволяет членам семьи лучше осмыслить сложившееся положение, а специалисту - понять ценности, по­требности, сильные стороны, проблемы и личные цели, причем так, как они воспри­нимаются членами семьи. Члены семьи могут многое рассказать о своей жизни, но они часто даже не подозревают, что «лежащие на поверхности» проблемы, а именно насилие над детьми и неудовлетворение их основных жизненных потребностей, воз­никают, помимо прочего, под воздействием межличностных, социальных и средовых факторов, а также под влиянием их собственных ощущений, потребностей и чувств. Поэтому если специалист поможет семье правильно сформулировать проблемы, это повысит вероятность нахождения правильного решения. Точно так же под грузом стрессов и проблем многие семьи просто не задумываются о том, что у них есть еще и сильные стороны. Узнав о существовании этих ценных личностных и межличност­ных ресурсов, члены семьи могут активно использовать их. Если оценка проводит­ся совместными усилиями, семья получает достаточно информации для того, чтобы найти решение стоящей перед ней проблемы и реализовать его, используя свои на­выки и сильные стороны.

Социальные услуги и вмешательства, направленные на удовлетворение по­требностей семьи, в отведенные на это сроки, описываются в плане защиты прав и законных интересов несовершеннолетних. В этом плане определяются цели, задачи и основные направления работы с семьей. Оценка положения дел в семье позволяет ориентировать запланированные в плане действия на минимизацию или устранение выявленных факторов риска, усиление защитных способностей членов семьи в удо­влетворении основные жизненных потребностей ребенка, в обеспечении его безопас­ности в долгосрочной перспективе.

Формализованная оиенка положения семьи

В Приложении 5 находится Форма оценки семьи, которая может стать хоро­шим инструментом при проведении данной работы. 28

Использование структурированных форм оценки положения дел в семье по­зволяет обеспечить не только последовательность применения основных критериев оценки, но и провести углубленный анализ факторов, имеющих непосредственное отношение к безопасности детей, и которые должны в обязательном порядке учиты­ваться в ходе оценки положения дел в семье. Для каждого фактора представлено его полное описание и приведены его поведенческие показатели. Отдельно упоминаются ситуации, когда любая из соответствующих схем поведения может быть квалифици­рована как фактор риска или как сильная сторона. Форма позволяет планировать со­вместную работу и необходимые вмешательства, учитывая выявленные проблемные области семьи.

7. Общие рекомендации по использованию оценочных форм

Проведение оценки - это процесс тщательного сбора и анализа фактов посред­ством проведения встреч, бесед, наблюдений. Заполнение же формы является скорее кульминацией процесса оценки и помогает организовать и упорядочить сбор инфор­мации.

Например, специалист встречается с семьей и просит их рассказать своими словами о том, что происходит в семье. Он может попросить их рассказать о том, что у них получается хорошо, а где они испытывают трудности. Затем, используя форму оценки, специалист может рассортировать полученную информацию по соответству­ющим разделам и категориям. В результате можно заметить, какие позиции в форме остались незаполненными. Именно эти аспекты будут интересовать специалиста во время последующих встреч с семьей. Он может продумать заранее вопросы для того, чтобы получить именно ту информацию, которой ему не хватает, заполнить пробелы в форме оценки и сэкономить время и силы.

Оценка безопасности показывает только текущую ситуацию и не позволяет предсказать, как будет развиваться ситуация в будущем.

Для рассмотрения различий между оценкой безопасности, оценкой рисков и углубленной оценкой семьи используем пример о фактах злоупотребления алкого­лем и наркотиками со стороны родителей, который часто ассоциируется с жестоким обращением с детьми и считается одним из основных факторов риска повторения жестокого обращения в будущем.

Злоупотребление алкоголем и наркотиками следует квалифицировать как угро­зу безопасности при оиенке безопасности, если родитель физически или психоло­гически недоступен или неспособен удовлетворять базовые потребности ребенка; если мыслительные способности родителя значительно ослаблены; если, находясь под воздействием алкоголя и наркотиков, родитель ведет себя непредсказуемо, ирра­ционально или агрессивно, ставя детей в потенциально опасные ситуации; или если злоупотребление алкоголем и наркотиками иным образом ведет к возникновению опасной (в физическом или социальном плане) среды. На этом этапе работы с семьей вмешательства не преследуют своей целью добиться долгосрочных перемен. В на­шем примере специалист должен пытаться смягчить негативное воздействие злоу­потребления алкоголем и наркотиками на степень безопасности детей, а не изменить поведение родителя или повлиять на его пагубное пристрастие.

проблем на основе сильных сторон семьи, что существенно повысит шансы на успех выведения семьи и ребенка из социально опасного положения.

Всесторонняя оценка семьи требует настойчивости. Опытный специалист дол­жен спрашивать себя«Почему?» до тех пор, пока у него не появится ответ, полно­стью соответствующий результатам его наблюдений или тому, что он уже знает.

Например, если специалист видит, что трое детей необычно малы для свое­го возраста и выглядят нездоровыми, он, скорее всего, задаст себе вопрос: «Почему они не растут?» В поисках ответа на этот вопрос он, скорее всего, узнает, что дети плохо питаются. Тогда он опять спросит: «Почему?» и, возможно, придет к выводу, что мать их не кормит. Опять вопрос: «Почему?» Вариантов ответа может быть не­сколько: мать не знает, как это делать; у нее нет денег; она занята только своей личной жизнью и просто забывает покормить детей; она имеет умственные ограничения и не понимает, что должна кормить детей; она страдает психическим заболеванием и потеряла связь с реальностью; она является членом религиозной организации, в ко­торой голодание считается способом искупить свои грехи; она постоянно находится под воздействием алкоголя; она очень импульсивный человек и тратит все деньги на развлечения... Найдя ответ на последнее «Почему?», специалист установит первона­чальную причину слабого развития детей.

Оценка семьи всегда проводится совместными усилиями специалистов систе­мы защиты детства и членов семьи. Этот подход к оценке позволяет членам семьи лучше осмыслить сложившееся положение, а специалисту - понять ценности, по­требности, сильные стороны, проблемы и личные цели, причем так, как они воспри­нимаются членами семьи. Члены семьи могут многое рассказать о своей жизни, но они часто даже не подозревают, что «лежащие на поверхности» проблемы, а именно насилие над детьми и неудовлетворение их основных жизненных потребностей, воз­никают, помимо прочего, под воздействием межличностных, социальных и средовых факторов, а также под влиянием их собственных ощущений, потребностей и чувств. Поэтому если специалист поможет семье правильно сформулировать проблемы, это повысит вероятность нахождения правильного решения. Точно так же под грузом стрессов и проблем многие семьи просто не задумываются о том, что у них есть еще и сильные стороны. Узнав о существовании этих ценных личностных и межличност­ных ресурсов, члены семьи могут активно использовать их. Если оценка проводит­ся совместными усилиями, семья получает достаточно информации для того, чтобы найти решение стоящей перед ней проблемы и реализовать его, используя свои на­выки и сильные стороны.

Социальные услуги и вмешательства, направленные на удовлетворение по­требностей семьи, в отведенные на это сроки, описываются в плане защиты прав и законных интересов несовершеннолетних. В этом плане определяются цели, задачи и основные направления работы с семьей. Оценка положения дел в семье позволяет ориентировать запланированные в плане действия на минимизацию или устранение выявленных факторов риска, усиление защитных способностей членов семьи в удо­влетворении основные жизненных потребностей ребенка, в обеспечении его безопас­ности в долгосрочной перспективе.

Формализованная оиенкаположения семьи

В Приложении 5 находится Форма оценки семьи, которая может стать хоро­шим инструментом при проведении данной работы. 28

Использование структурированных форм оценки положения дел в семье по­зволяет обеспечить не только последовательность применения основных критериев оценки, но и провести углубленный анализ факторов, имеющих непосредственное отношение к безопасности детей, и которые должны в обязательном порядке учиты­ваться в ходе оценки положения дел в семье. Для каждого фактора представлено его полное описание и приведены его поведенческие показатели. Отдельно упоминаются ситуации, когда любая из соответствующих схем поведения может быть квалифици­рована как фактор риска или как сильная сторона. Форма позволяет планировать со­вместную работу и необходимые вмешательства, учитывая выявленные проблемные области семьи.

7. Общие рекомендации по использованию оценочных форм

Проведение оценки - это процесс тщательного сбора и анализа фактов посред­ством проведения встреч, бесед, наблюдений. Заполнение же формы является скорее кульминацией процесса оценки и помогает организовать и упорядочить сбор инфор­мации.

Например, специалист встречается с семьей и просит их рассказать своими словами о том, что происходит в семье. Он может попросить их рассказать о том, что у них получается хорошо, а где они испытывают трудности. Затем, используя форму оценки, специалист может рассортировать полученную информацию по соответству­ющим разделам и категориям. В результате можно заметить, какие позиции в форме остались незаполненными. Именно эти аспекты будут интересовать специалиста во время последующих встреч с семьей. Он может продумать заранее вопросы для того, чтобы получить именно ту информацию, которой ему не хватает, заполнить пробелы в форме оценки и сэкономить время и силы.

Оценка безопасности показывает только текущую ситуацию и не позволяет предсказать, как будет развиваться ситуация в будущем.

Для рассмотрения различий между оценкой безопасности, оценкой рисков и углубленной оценкой семьи используем пример о фактах злоупотребления алкого­лем и наркотиками со стороны родителей, который часто ассоциируется с жестоким обращением с детьми и считается одним из основных факторов риска повторения жестокого обращения в будущем.

Злоупотребление алкоголем и наркотиками следует квалифицировать как угро­зу безопасности при оиенке безопасности, если родитель физически или психоло­гически недоступен или неспособен удовлетворять базовые потребности ребенка; если мыслительные способности родителя значительно ослаблены; если, находясь под воздействием алкоголя и наркотиков, родитель ведет себя непредсказуемо, ирра­ционально или агрессивно, ставя детей в потенциально опасные ситуации; или если злоупотребление алкоголем и наркотиками иным образом ведет к возникновению опасной (в физическом или социальном плане) среды. На этом этапе работы ссемьей вмешательства не преследуют своей целью добиться долгосрочных перемен. В на­шем примере специалист должен пытаться смягчить негативное воздействие злоу­потребления алкоголем и наркотиками на степень безопасности детей, а не изменить поведение родителя или повлиять на его пагубное пристрастие.

       
    Формализованная оиенка рисков - student2.ru
  Формализованная оиенка рисков - student2.ru
 

Формализованная оиенка рисков - student2.ru

Комплексная оценка семьи
1'
Проект плана защиты прав несовершеннолетнего
Передача дела в КДН, суд
Статус НГЗ
Отказ в возбуждении дела

Формализованная оиенка рисков проводится с целью как можно точнее определить вероятность причинения ребенку серьезного вреда в результате жестоко­го обращения с ним в будущем, независимо от того, подвергается ли ребенок риску причинения ему вреда в настоящее время. Поскольку злоупотребление алкоголем и наркотиками тесно коррелирует с частотой рецидивов насилия над детьми и неудо­влетворения их основных жизненных потребностей, этот фактор включен в качестве одного из критериев в большинство моделей такой оценки. В этом случае специалист должен установить факт наличия и определить степень серьезности проблемы злоу­потребления алкоголем и наркотиками, не обязательно стремясь при этом понять ее коренные причины и факторы, обеспечивающие ее возникновение.

Формализованная оиенка положения семьи. Выявления проблемы злоупо­требления алкоголем и наркотиками со стороны родителей и определение степени ее воздействия на семейную динамику в ходе оценки безопасности и оценки рисков недостаточны в целях планирования последующей совместной работы с семьей. В этом контексте разработка плана реабилитации и выбор наиболее эффективных вмешательств требуют, чтобы специалист провел углубленную оценку семьи, тща­тельнейшим образом исследовал и понял семейную и средовую динамику, которая ведет к возникновению и воспроизводству проблемы злоупотребления алкоголем и наркотиками. Содержание работы с родителями, злоупотребляющими алкоголем и наркотиками, может сильно варьироваться в зависимости от обстоятельств. Напри­мер, родитель, который принимает наркотики, чтобы избавиться от чувства тревоги и депрессии, и родитель, который является привычным наркопотребителем, или для которого торговля наркотиками является основным источником дохода, будут нуж­даться в совершенно разных услугах. По-разному нужно работать и с родителем, ко­торый злоупотребляет наркотиками на фоне посттравматического стрессового рас­стройства, и с матерью подросткового возраста, которая принимает наркотики, чтобы получить признание со стороны сверстников. Поскольку целью работы с семьей яв­ляются долгосрочные перемены, объем и уровень детализации сведений, собранных в ходе комплексной оценки положения дел в семье, значительно выше, чем в случае оценки степени безопасности или оценки рисков.

Ниже изображена схема «Использование результатов оценок при принятии ре­шений в социальном расследовании», которая поможет ориентироваться специали­стам при определении порядка деятельности в ходе социального расследования.

Использование результатов оценок при принятии решений в социальном

расследовании

Поступление жалобы

Формализованная оиенка рисков - student2.ru Изучение первичной информации

Критерии

инициирования

Нет

расследования

выполнены?

Инициирование социального расследования

Первичная оценка (оценка безопасности)





Формализованная оиенка рисков - student2.ru Формализованная оиенка рисков - student2.ru 8. Методы сбора информации

Основными методами сбора информации в ходе социального расследования являются:

• беседа (интервью) с ребенком;

• беседа с людьми, имеющими отношение к ребенку;

• генограммы, экокарты;

• медицинское обследование ребенка, если имеются видимые признаки жесто­кого обращения и/или неудовлетворения основных жизненных потребностей;

• наблюдение.

Беседа- это личная встреча с людьми, которые могут иметь информацию о семье, ее потребностях и сильных сторонах, а также информацию по сути заявления. К ним относятся близкие и дальние родственники, соседи, специалисты, ранее рабо­тающие с семьей, и сотрудники школы. Специалист должен также провести беседу со всеми, кто располагает информацией по сути заявления.

Необходимо учитывать место проведения бесед, их очерёдность в соответ­ствии со случаем, личностные особенности и эмоциональное состояние клиента, его готовность (или нежелание) давать информацию. Рекомендуется следующий порядок проведения беседы с целью сбора информации:

• беседа с ребенком, предположительно ставшим жертвой жестокого обраще­ния, неудовлетворения основных жизненных потребностей;

• беседа с другими детьми, проживающими или находящимися в доме;

• беседа с родителем или воспитателем, против которого не выдвигаются об­винения в жестоком обращении с ребенком, неудовлетворении основных жизненных потребностей;

• беседа с предполагаемым виновником жестокого обращения с ребенком, не­удовлетворения его основных жизненных потребностей; а также

• беседа с другими людьми, которые могли быть очевидцами случившегося.
Этот порядок может меняться в зависимости от обстоятельств и возможности

получить доступ к респондентам, но в любом случае первая беседа должна быть про­ведена с ребенком, предположительно ставшим жертвой жестокого обращения.

При проведении беседы необходимо владеть методами преодоления сопротив­ления клиента и привлечения его к сотрудничеству, учитывать культурные особен­ности и ценности семьи ребёнка.

Наши рекомендации