Беседа с социальным окружением ребёнка

При планировании беседы с людьми из ближнего социального окружения ре­бенка и людьми, имеющими отношение к случаю, следует учитывать необходимость получить информацию от следующих лиц:

• заявитель (частное лицо или организация, которая поручила провести рас­следование или автор заявления/жалобы);

• люди, имеющие отношение к ребенку (родители, либо лица их заменяющие, родственники, педагоги учебного заведения, соседи);

• специачисты, ранее занимавшиеся проблемами семьи и ребёнка, другие упол­номоченные лица;

• предполагаемый виновник насилия и/или неудовлетворения основных жиз­ненных потребностей.

Определяя очередность бесед, важно планировать встречу с предполагае­мым виновником на завершающем этапе. Виновник опрашивается последним, чтобы предъявить ему полную информацию и привлечь к процессу расследова­ния и разработке плана обеспечения безопасности ребенка, если в этом возник­нет необходимость.

Прежде чем начать задавать вопросы относительно предполагаемого случая жестокого обращения с ребёнком, специалист должен предоставить собеседнику сле­дующую информацию:

^ факт обращения в органы защиты детства;

^ обязательства органов защиты детства инициировать расследование;

У указание на то, что в заявлении/жалобе говорится об имевшем место слу­чае жестокого обращения с ребёнком или неудовлетворения его основных жизненных потребностей;

^ общее(!) описание или пересказ содержания жалобы;

/ указание на предполагаемую степень причастности собеседника к произо­шедшему.

Ниже приведено несколько важных советов, которые нужно иметь в виду в процессе беседы:

• Начиная разговор, не забудьте представиться и сформулировать цель встре­чи. Это поможет избежать недоразумений и даст беседе правильное направление;

• Обговорите возможность ведения записей. Заверьте собеседника в конфи­денциальности беседы и в том, что впоследствии ему будет предоставлена возмож­ность внести поправки в ваши записи;

• Задавайте вопросы, которые могут помочь уточнить или подтвердить полу­ченную информацию, они могут быть сформулированы следующим образом:

• Можете ли Вы привести пример?

• Когда это произошло?

• Можете ли Вы привести какие-нибудь цифры в подтверждение Ваших слов? * Никогда не задавайте наводящих вопросов или закрытых вопросов

(с короткими ответами "да" или "нет"). Вместо этого записывайте то, что вам говорят, и просите подвести итог или дать пояснения;

^ Давайте собеседнику возможность говорить то, что он хочет сказать, а не то, что вы хотите услышать;

^ Делайте паузы, пока собеседник думает. Дайте ему возможность ре­шать, что сказать дальше. Никогда не перебивайте, подсказывая от­вет или задавая другой вопрос;

^ Старайтесь не задавать наводящих вопросов, вопросов-подсказок,





вопросов, содержащих ответ, потому что это не позволяет делиться своими знаниями. Старайтесь не задавать контрольных вопросов, так как это прерывает поток информации;

^ Делайте записи, чтобы сосредоточиться на предмете разговора и чтобы подготовиться к следующему вопросу, но не становитесь сте­нографом, иначе вы можете потерять контроль над опросом;

^ Определите, является ли информация фактом или скорее мнением, задавая уточняющие вопросы;

^ Попытайтесь выяснить, какое место занимает собеседник в случае жестокого обращения и неудовлетворения основных жизненных по­требностей ребенка. Это может помочь вам лучше интерпретировать и квалифицировать его ответы;

^ Всегда уточняйте время, периодичность, количество (когда речь идет о времени, частоте, затратах). Числовые характеристики при­дают сказанному достоверность;

^ Следите за возникновением следующих ситуаций:

• вы уже получили достаточно информации;

• вы получаете большой объем неподходящей информации;

• обилие информации вас подавляет;

• собеседник начинает уставать.

Любая из этих причин - достаточное основание для завершения беседы.

Завершайте беседу плавно, кратко подытоживая основные пункты, делая обзор полученных сведений, которые могут быть опущены или неверно истолкованы. До­говоритесь о времени следующей встречи, если она нужна.

Наши рекомендации