Беседа с социальным окружением ребёнка
При планировании беседы с людьми из ближнего социального окружения ребенка и людьми, имеющими отношение к случаю, следует учитывать необходимость получить информацию от следующих лиц:
• заявитель (частное лицо или организация, которая поручила провести расследование или автор заявления/жалобы);
• люди, имеющие отношение к ребенку (родители, либо лица их заменяющие, родственники, педагоги учебного заведения, соседи);
• специачисты, ранее занимавшиеся проблемами семьи и ребёнка, другие уполномоченные лица;
• предполагаемый виновник насилия и/или неудовлетворения основных жизненных потребностей.
Определяя очередность бесед, важно планировать встречу с предполагаемым виновником на завершающем этапе. Виновник опрашивается последним, чтобы предъявить ему полную информацию и привлечь к процессу расследования и разработке плана обеспечения безопасности ребенка, если в этом возникнет необходимость.
Прежде чем начать задавать вопросы относительно предполагаемого случая жестокого обращения с ребёнком, специалист должен предоставить собеседнику следующую информацию:
^ факт обращения в органы защиты детства;
^ обязательства органов защиты детства инициировать расследование;
У указание на то, что в заявлении/жалобе говорится об имевшем место случае жестокого обращения с ребёнком или неудовлетворения его основных жизненных потребностей;
^ общее(!) описание или пересказ содержания жалобы;
/ указание на предполагаемую степень причастности собеседника к произошедшему.
Ниже приведено несколько важных советов, которые нужно иметь в виду в процессе беседы:
• Начиная разговор, не забудьте представиться и сформулировать цель встречи. Это поможет избежать недоразумений и даст беседе правильное направление;
• Обговорите возможность ведения записей. Заверьте собеседника в конфиденциальности беседы и в том, что впоследствии ему будет предоставлена возможность внести поправки в ваши записи;
• Задавайте вопросы, которые могут помочь уточнить или подтвердить полученную информацию, они могут быть сформулированы следующим образом:
• Можете ли Вы привести пример?
• Когда это произошло?
• Можете ли Вы привести какие-нибудь цифры в подтверждение Ваших слов? * Никогда не задавайте наводящих вопросов или закрытых вопросов
(с короткими ответами "да" или "нет"). Вместо этого записывайте то, что вам говорят, и просите подвести итог или дать пояснения;
^ Давайте собеседнику возможность говорить то, что он хочет сказать, а не то, что вы хотите услышать;
^ Делайте паузы, пока собеседник думает. Дайте ему возможность решать, что сказать дальше. Никогда не перебивайте, подсказывая ответ или задавая другой вопрос;
^ Старайтесь не задавать наводящих вопросов, вопросов-подсказок,
вопросов, содержащих ответ, потому что это не позволяет делиться своими знаниями. Старайтесь не задавать контрольных вопросов, так как это прерывает поток информации;
^ Делайте записи, чтобы сосредоточиться на предмете разговора и чтобы подготовиться к следующему вопросу, но не становитесь стенографом, иначе вы можете потерять контроль над опросом;
^ Определите, является ли информация фактом или скорее мнением, задавая уточняющие вопросы;
^ Попытайтесь выяснить, какое место занимает собеседник в случае жестокого обращения и неудовлетворения основных жизненных потребностей ребенка. Это может помочь вам лучше интерпретировать и квалифицировать его ответы;
^ Всегда уточняйте время, периодичность, количество (когда речь идет о времени, частоте, затратах). Числовые характеристики придают сказанному достоверность;
^ Следите за возникновением следующих ситуаций:
• вы уже получили достаточно информации;
• вы получаете большой объем неподходящей информации;
• обилие информации вас подавляет;
• собеседник начинает уставать.
Любая из этих причин - достаточное основание для завершения беседы.
Завершайте беседу плавно, кратко подытоживая основные пункты, делая обзор полученных сведений, которые могут быть опущены или неверно истолкованы. Договоритесь о времени следующей встречи, если она нужна.