Беседа с ребёнком «Семья глазами ребёнка»

Беседа проводится индивидуально с ребёнком в группе в спокойной и доброжелательной обстановке.

1. С кем ты живёшь?

2. Тебе нравится проводить время дома? Хочешь побыстрее пойти вечером из садика домой? (Да, нет, не всегда)

3. Твои родители часто разговаривают с тобой о твоих делах? (Да, нет, не всегда)

4. Они чаще говорят ласково, чем строго? (Да, нет, не всегда)

5. Тебе спокойно дома? Не страшно? (Да, нет, не всегда)

6. Родители часто с тобой играют? (Да, нет, не всегда)

7. Кто из членов семьи чаще играет с тобой?

8. Если ты что-то сломал, мама поможет тебе починить или будет ругать? А папа? (Да, нет, не всегда)

9. Если ты захотел новую игрушку, шоколадку или киндер-сюрприз, родители их сразу тебе купят? (Да, нет, не всегда)

10. Если тебя кто-нибудь обидел или ты просто расстроился, ты сразу расскажешь обо всём маме? А папе? Никому не расскажешь?

11. Что ты больше всего любишь делать в выходные дни?

12. Часто ли ты вместе с родителями куда-нибудь ходишь или играешь в выходные дни? (Да, нет, не всегда)

13. Если тебе пора спать, а ты хочешь ещё поиграть, родители разрешают тебе? (Часто, иногда, редко)

14. Когда ты вечером ложишься спать, мама или папа целуют тебя и желают спокойной ночи? (Часто, иногда, редко)

15. Если ты хочешь, но затрудняешься что-либо сказать, как поступят твои родители? (Терпеливо выслушают и помогут закончить мысль; отошлют к другому родителю; не захотят слушать совсем)

Анализ результатов беседы

Если в ответах ребёнка преобладают варианты – «нет», «редко» – то в семье возможно предположить реализуется авторитарный тип воспитания, характеризующийся ограничением свободы, повышенными требованиями к ребёнку, силовыми воздействиями, отсутствием ситуации выбора.

Педагогам, проводившим беседу, следует помнить, что результаты позволяют только в общих чертах определить, какой тип воспитания присущ данной семье. Анкета даёт лишь ориентировочное представление о типах семейного воспитания и способах контроля за поведением ребёнка в семье.

Рисуночная методика «Моя семья».

Данная методика направлена на изучение представлений ребёнка о семье, родителях, своей позиции в семье, взаимоотношениях членов семьи.

Ребёнку предлагают нарисовать свою семью, используя цветные карандаши. При этом не даётся никаких комментариев относительно того, как это необходимо делать: «Рисуй так, как тебе хочется». Когда рисунок закончен, можно уточнить некоторые сведения о членах семьи:

· Кого ты нарисовал?

· Что делает ваша семья?

· Кто самый счастливый на твоём рисунке? Почему?

· Кто несчастливый в семье? Почему?

Педагог обращает внимание на такие детали:

· как расположены члены семьи;

· насколько они удалены друг от друга;

· каково место нахождения самого ребёнка среди всех членов семьи;

· с кого ребёнок начал рисовать семью, а кем закончил;

· кто выше ростом, а кто ниже;

· кто большой по размерам, а кто — маленький;

· кто в каких красках нарисован.

Тест
Цель: выявить степень участия родителей в воспитательном процессе.

Вопросы Почти всегда Иногда Никогда
1. Нравится ли Вам Ваш малыш?      
2. Слушаете ли Вы, что ребенок говорит?      
3. Смотрите ли Вы на малыша, когда он говорит?      
4. Стараетесь ли Вы создать у ребенка ощущение значимости того, что он говорит?      
5. Поправляете ли Вы речь ребенка?      
6. Позволяете ли Вы ребенку совершать ошибки?      
7. Хвалите ли Вы малыша, обнимаете ли его?      
8. Смеетесь ли Вы вместе с малышом?      
9. Отводите ли Вы каждый день время для чтения ребенку и для бесед с ним?      
10. Играете ли Вы с малышом в какие-либо игры?      
11. Поощряете ли Вы ребенка в его интересах и увлечениях?      
12. Есть ли у ребенка одна или две собственные книги?      
13. Есть ли у ребенка хотя бы одно место дома (уголок, полка и пр.), которое отведено только ему?      
14. Стараетесь ли Вы подать ребенку пример, читая газеты, журналы, книги?      
15. Обсуждаете ли Вы что-нибудь интересное из прочитанных книг с ребенком?      
16. Смотрите ли Вы телевизор вместе с ребенком?      
17. Задаете ли Вы ребенку вопросы о смысле увиденного по телевизору?      
18. Ограничиваете ли Вы возможность ребенка смотреть телевизор?      
19. Есть ли у ребенка возможность играть, лепить, рисовать, мастерить, заниматься рукоделием?      
20. Стараетесь ли Вы ходить с ребенком на прогулку; устраиваете ли семейные походы в лес, парк, на реку?      
21. Посещали ли Вы с ребенком картинную галерею, краеведческий музей, парк культуры и отдыха?      

Анкета для родителей

(для составления социального паспорта семьи)

Уважаемые родители! Педагогам детского сада важно принимать во внимание условия воспитания детей в семье. Это поможет лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи и оказывать ей необходимую помощь. Поэтому просим Вас ответить на следующие вопросы:

Общие сведения о ребенке.

Фамилия, имя ребенка

Дата рождения

Кто отвечает на вопросы (мама, папа, бабушка, дедушка и т.д.)

Домашний адрес, телефон

Наши рекомендации