Нарушение функций опорно-двигательного
Аппарата и их влияние на психическое
Развитие ребенка
Основной контингент детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата представлен детьми с детскими церебральными параличами. ДЦП – это заболевание незрелого мозга, которое возникает под воздействием вредных факторов в пренатальном, интранатальном, раннем постнатальном периоде развития. Основную роль в его возникновении играют: внутриутробные инфекции (грипп, аденовирусная инфекция, герпес и т.д.), интоксикации, в том числе лекарственными препаратами, несовместимость по резус-фактору, асфиксии во время родов, внутричерепные кровоизлияния, недоношенность, а также нейроинфекции, перенесенные ребенком на первом-втором году жизни.
Наиболее уязвимыми оказываются и потому в первую очередь поражаются двигательные зоны коры головного мозга. При этом происходит задержка и нарушение созревания мозга в целом. Поэтому у детей, страдающих ДЦП, встречаются самые разнообразные нарушения: двигательные, интеллектуальные, речевые, а также расстройства других корковых функций.
Кроме ДЦП, к детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата относят детей с последствиями полиомиелита,с различнымиврожденными или приобретеннымидеформациями опорно-двигательного аппарата (отсутствие или недоразвитие конечности, сколиоз); с артогриппозом (врожденное множественное искривление конечностей с ограничением или отсутствием подвижности суставов); с ахондроплазией (врожденное отставание в росте костей конечностей при нормальном росте головы, шеи, туловища); с миопатией (наследственное заболевание, связанное с нарушением обменных процессов в мышечных тканях), проявляющейся в мышечной слабости и атрофии мышц.
Как правило, особенности психического и физического статуса детей с двигательной патологией препятствуют полноценному овладению программой общеобразовательной школы. Однако в последние годы отношение общества к таким детям претерпело значительные изменения. В том случае, когда у ребенка не нарушен интеллект и его физическое состояние позволяет ему самостоятельно передвигаться, он вполне может посещать обычную общеобразовательную школу. Однако не всегда родители используют такую возможность и некоторые дети с нарушением опорно-двигательного аппарата определяются в специализированные учебные заведения. Связано это с тем, что не все родители могут самостоятельно обеспечить своему ребенку достаточную реабилитационную помощь. При этом необходимо помнить, что, например, при ДЦП нарушено не только перемещение тела в пространстве, а и многие другие функции организма, так или иначе связанные с движением: это и дыхание, и кровообращение, и глотание, и звукопроизношение. В областных центрах и больших городах реабилитационные задачи решают создаваемые в последнее время центры нейрореабилитации.
Картина нарушения при детском церебральном параличе достаточно сложная, она складывается из многих компонентов. Во-первых, это ограничение или невозможность произвольных движений; во-вторых, снижение мышечной силы до такой степени, что ребенок не может поднять руки вверх, вытянуть вперед, согнуть или разогнуть ногу и т.д.; в-третьих, нарушение мышечного тонуса (для любого двигательного акта необходим нормальный мышечный тонус, при ДЦП, как правило, повышение – спастичность; дети постоянно находятся из-за этого в определенной позе: ноги согнуты в коленях, опора на пальцы ног, руки прижаты к туловищу, согнуты в локтевых суставах, пальцы сжаты в кулаки); в-четвертых, появление насильственных движений (гиперкинезов), при которых затрудняется выполнение любых произвольных движений (иногда произвольные движения вообще невозможны); в-пятых, нарушение равновесия и координации движений, которое проявляется в неустойчивости при сидении, стоянии, ходьбе и, наконец; в-шестых, нарушение ощущения от движения тела или его частей.
Различают несколько форм ДЦП.
1. Спастическая диплегия. Характеризуется двигательными нарушениями в верхних и нижних конечностях, причем ноги поражены сильнее, чем руки. Относительная сохранность движений рук помогает таким детям осваивать навыки самообслуживания, дает возможность помогать самому себе во время ходьбы, позволяет освоить трудовые навыки и навык письма. Психика таких детей чаще не изменена, могут обучаться по программам массовой школы. В отдельных случаях возможна ретардация развития по типу задержки, которая при систематической работе с ребенком успешно преодолевается. Это наиболее часто встречающаяся форма ДЦП (45-50% учащихся специальных школ). Она же описывается как болезнь Литтля.
2. Двойная гемиплегия. Самая тяжелая форма ДЦП. При данном нарушении руки поражаются в такой же степени, как и ноги, а иногда и сильнее. Двигательные расстройства часто ассиметричны. Развитие двигательных функций крайне затруднено. Дети не держат голову, не сидят, не стоят и не ходят. Интеллектуальное развитие от умеренной до глубокой степени умственной отсталости. Анартрия.
3. Гемипаретическая форма (детская церебральная гемиплегия). Возникает чаще всего после энцефалитов. Характеризуется односторонними двигательными нарушениями. Чаще более тяжело поражены руки. Если ребенок не пользуется пораженной рукой, то со временем наблюдается ее укорочение и уменьшение в объеме. Иногда поражаются глазодвигательные нервы, тогда отмечается косоглазие, а при поражении лицевого нерва – асимметрия мимической иннервации лица. В специальной школе 20-25% учащихся. У каждого третьего ребенка – умственная отсталость, у половины ЗПР. Дизартрия.
4. Гиперкинетическая форма. Характеризуется двигательными расстройствами, проявляющимися в виде насильственных непроизвольных движений – гиперкинезов. Они могут быть единственным нарушением двигательной сферы, а могут сочетаться с параличами и парезами. Гиперкинезы возникают непроизвольно, исчезают во сне, уменьшаются в покое, усиливаются при движении и волнении, утомлении и эмоциональном напряжении. Гиперкинезы не могут быть подавлены волевым усилием. Наличие гиперкинезов затрудняет формирование манипулятивной, предметной, игровой, изобразительной и других видов деятельности и навыков самообслуживания. Большинство детей имеют речевые нарушения. Нарушения слуха по разным данным от 5 до 20%. Интеллект первично, как правило, сохранен. В специальной школе от 15 до 20% детей. В чистом виде встречается редко, чаще всего сочетается со спастической диплегией.
5. Атонически-астатическая форма (мозжечковая). Характеризуется низким мышечным тонусом (атония), трудностями в принятии вертикального положения тела (астазия). Нарушена также координация движений (атаксия). У ребенка нарушается равновесие тела при покое и ходьбе, наблюдается несоразмерность движений, тремор, усиливающийся в конце двигательного акта. Все это происходит на фоне низкого мышечного тонуса. Такие дети долго не могут держать голову, сидеть, стоять, ходить. Походка характеризуется неустойчивостью. Дети ходят широко расставляя ноги в стороны, пошатываясь, и при этом часто падают. Все движения отличаются неточностью и несоразмерностью. Координация движений рук и ног рассогласована. Речь не плавная, прерывистая, монотонная и медленная. Ударения расставляются не по смыслу: слова разделены равномерными интервалами. В половине случаев наблюдается легкая и умеренная степень умственной отсталости. В специальной школе 10-15% детей.