Рекомендации психолога родителям младших школьников с задержкой психического развития
Еще до поступления в школу родители могут заметить, что их ребенок отличается от своих сверстников: он позднее начал сидеть, стоять, говорить первые слова. В процессе игры ребенок часто импульсивен, сначала делает, а потом только начинает думать. Его активность на занятиях в детском саду не всегда целенаправленна — ему трудно сосредоточиться на своей деятельности, он не всегда ясно понимает, с чего начать, как продолжить, быстро отвлекается.Эти особенности, а тем более их сочетание уже в детском возрасте могут оказаться тревожным сигналом неблагополучия.
Но, к сожалению, как это часто бывает, родители не замечают такого поведения своих детей или надеются, что ребенок «подтянется», «исправится», «доразовьется».
И вот ребенок приходит в школу. Именно в школе он встречается с серьезными проблемами, с непосильными для него требованиями. Ему часто не удается «вписаться» в школьную жизнь и новый детский коллектив. Он не может сосредоточится на уроке продолжительное время и выполнить задание без помощи учителя, часто отвлекается. «Ничего не слышит и не запоминает», «Все только начали работу, а он уже устал, в окошко смотрит», — говорят о таких педагоги. Растеряны и сами родители: «делает уроки по три часа, а толку нет», «ленится и делать ничего сам не хочет», «не старается» и т.д. Начинаются обвинения в адрес ребенка. Постепенно такие дети попадают в категорию «стойко неуспевающих».
Естественно, что «неуспевающий» ученик, работая медленно и не всегда верно и нарушая школьные требования, получает больше замечаний, плохих оценок. Над ним нередко подсмеиваются одноклассники. Постепенно у ребенка развивается тревожность, обида, ощущение собственной неуклюжести. При этом не только снижается самооценка, но и пропадает желание ходить в школу, делать уроки, заводить новые знакомства в классе, снижается учебная мотивация.
Возникает закономерный вопрос «что же можно с этим сделать?» или «как помочь ребенку?»
По разным данным психолого-педагогических исследований, затруднения в усвоении школьной программы, в той или иной мере, испытывают около 20 % учащихся начальной школы. Причем отмечено, что по разным причинам такие дети лишены возможности усваивать новые знания и навыки наравне со своими сверстниками. Особое место среди причин стойкой неуспеваемости занимает такой вариант индивидуального развития психики ребенка, который в отечественной науке получил название «задержка психического развития».
Задержка психического развития — это медицинский диагноз, поэтому определить его может только специалист. Если родители встретились с подобными трудностями, то лучше всего обратиться к детскому врачу-психоневрологу для уточнения причины подобных проблем.
Под термином «задержка психического развития» понимается негрубое отставание в психическом развитии, которое, с одной стороны, требует специального коррекционного подхода к обучению ребенка, с другой стороны, позволяет — как правило, при наличии этого специального подхода — обучаться в общеобразовательной школе.
Дети с задержкой психического развития часто неусидчивы, невнимательны, с трудом понимают условия предлагаемых заданий. У них проявляется низкая познавательная активность, они менее любознательны, чем сверстники. Такой ребенок как бы «не слышит» или «не видит» многого в окружающем его мире, не стремится понять, осмыслить происходящее вокруг него. И, в первую очередь, не потому, что он не хочет, а потому что не может. В силу специфических особенностей его психической деятельности — запоминания, мышления, внимания, эмоционально-волевой сферы. Все это может проявляться в замедленном темпе восприятия и переработке поступающей информации, трудностях планирования собственной деятельности, сниженном умении предвидеть конечный результат своей работы, низкой скорости переключения внимания с одного действия на другое. Недостаточная ориентировка в решении познавательных задач приводит к тому, что ребенок при выполнении какого-либо задания начинает работать «на авось», что приводит к многочисленным ошибкам.
Таким детям действительно трудно выполнять школьные требования, они быстро устают, не могут долго сосредоточенно работать, быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. Именно дети данной категории нуждаются в помощи взрослых, особенно на первых этапах обучения.