Структура портфолио проекта
1. Актуальность.Общая проблема (описание).
2. Кто занимается (занимался) разработкой данной проблемы (перечень фамилий с кратким изложением сути теоретических положений). Необходимо констатировать, что существуют определенные научные предпосылки, создающие условия для решения данной проблемы.
3. Противоречия общей проблемы. Вместе с тем, в научных трудах не были освещены вопросы … что позволяет сделать вывод об актуальности нашего проекта, определяемого наличием следующих противоречий.
4. Конкретная проблема Выявленные противоречия позволили определить конкретную проблему, состоящую в необходимости …
5. Тема. С учетом актуальности и научно-практической значимости проблемы нами определена тема музыкально-педагогического проекта «…………»
6. Цель/продукт деятельности
7. Теоретические положения
8. Подход (системный, личностный, деятельностный, аксиологический, комплексный и т.д.).
9. Принципы.
Основные принципы системного подхода:целостность, иерархичность строения, структуризация, множественность, системность.
10. Новизна проекта
11. Реалистичность проекта
12. Классификация проекта: тип проекта, характер контактов, характер координации, продолжительность проведения проекта,
Деятельностный подход
Рис. 1.2. Наполнение компонентов концептуальных оснований личностно-ориентированной технологии музыкального образования в гимназии
Технологический план-график
С целью определения системы действий учителя и учащихся предварительно определим этапы разработки проекта: целевой, аналитический, исследовательский, конструкционный, презентационный, рефлексивно-оценочный (табл. 1).
Таблица 1.
Система действий учителя и учащихся на разных этапах проектной деятельности
Этап проектной деятельности | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Целевой | Определение целей, создание рабочих групп | Определение предмета исследования, мотивация учебно-профессиональной деятельности, помощь в постановке целей учебного проекта | Обсуждение предмета исследования и получение при необходимости дополнительной информации, постановка целей исследования |
2. Аналитический | Анализ проблемы, определение источников информации, постановка задач, распределение ролей в команде | Высказывание предположения относительно выбора источников, способов сбора и анализа информации, коррекция задач, поставленных обучаемым, определение ролей в соответствии с выделенными составляющими исходной проблемы | Формулирование задач исследования, определение источников информации |
3. Исследовательский | Решение отдельных задач | Подача специально отобранных материалов каждому участнику проекта, консультации, координация работы обучаемых, контроль хода выполняемых работ, побуждение к деятельности и ее стимулирование посредством поощрений | Составление плана действий, сбор информации, практическая реализация избранных ролей, исполнение соответствующих функций |
4. Конструкционный | Анализ степени достижения каждой задачи, сбор, конструирование проекта | Выявление недостатков, оказание консультаций по их устранению, консультирование по оформлению сопроводительной документации проекта | Анализ полученной информации, комбинирование идей, их обобщение, выдвижение общей идеи |
5. Презентационный | Презентация учебного проекта | Организация экспертизы | Публичная защита учебного проекта |
6. Рефлексивно-оценочный | Оценка результатов учебного проекта и процесса его реализации | Обобщение рецензий и отзывов экспертной комиссии, прогностическое оценивание организации процесса реализации | Рефлексия процесса реализации проекта, самооценка в рамках проектной деятельности, побуждающие к приобретению новых знаний |