Методологическое обеспечение исследовательской деятельности
Понятие методологии
1. В широком смысле ее трактуют как систему принципов и способов построения теоретической и практической деятельности, а также как учение об этой системе.
Согласно другому, тоже широкому, определению – это учение о методе научного познания и преобразования мира.
В современной литературе идет речь, прежде всего о методологии научного познания, которую понимают как учение о принципах построения, формах и способах научно-исследовательской деятельности.
2. Методология – это не только учение как совокупность - знаний, но и область познавательной деятельности.
3. Методология педагогики есть система знаний об основаниях и структуре педагогической теории, о принципах подхода и способах добывания знаний, отражающих педагогическую действительность, а также система деятельности по получению таких знаний и обоснованию программ, логики и методов, оценке качества специально-научных педагогических исследований».
4. Различают два типа методологии, объединенные одной общей функцией – служить руководством, ориентиром в научной работе: дескриптивная (описательной), либо в прескриптивной (нормативной) форме, то есть в виде предписаний, прямых указаний к деятельности.
В нормативном методологическом анализе преобладают конструктивные задачи, связанные с разработкой рекомендаций и правил осуществления научной деятельности.
Дескриптивный анализ имеет дело с описанием уже осуществленных процессов научного познания.
5. Предмет методологии педагогики выступает как соотношение между педагогической действительностью и ее отражением в педагогической науке.
Уровни методологии
Различают несколько уровней методологии.
Содержание первого из них – философские знания.
Второй уровень – общенаучная методология (системный подход, деятельностный подход, характеристика разных типов научных исследований, их этапы и элементы: гипотеза, объект и предмет исследования, цель, задачи).
Третий уровень – конкретно-научная методология, то есть совокупность методов, принципов исследования и процедур, применяемых в той или иной специальной научной дисциплине, например в педагогике. Методология специальной науки включает в себя как проблемы, специфические для научного познания в данной области (например, соотношение педагогики и психологии), так и вопросы предыдущих уровней, например системного подхода или моделирования в их применении к данной научной дисциплине.
Выделяют также четвертый уровень, образуемый методикой и техникой исследования.
Методологическое обеспечение исследовательской деятельности
Понятием методологическое обеспечение обозначается совокупность знаний особого рода, находящихся в иерархическом соподчинении и выступающих как ориентиры для исследователя.
Первые среди таких ориентиров – положения философии в ее методологической функции, такие, например, как тезис о единстве теории и практики, предполагающем их различия. Философия, таким образом, выступает как один из источников методологического обеспечения.
Наличие нескольких уровней методологии делает правомерным включение в состав методологического обеспечения общенаучную методологию (например, о гипотезе, о системном подходе)
Другой источник – научная работа, ведущаяся в форме методологических исследований в области специальной науки. Результатами таких исследований являются, например, знания о специфике педагогики, ее связях с другими науками, о педагогическом факте, об условиях формирования педагогической теории, о предмете и объекте науки в целом и отдельно взятого исследования.
Частью методологического обеспечения могут стать общие специально-научные теории, выполняющие методологическую функцию по отношению к частным теориям. Например, дидактика может иметь методологическую функцию по отношению к методикам, поскольку одно из ее назначений состоит в обеспечении единства подхода к содержанию и процессу обучения со стороны методик обучения разным учебным предметам.
Методологическая рефлексия выступает как пятый источник методологического обеспечения.