Работа над звуковой стороной речи
• «Повтори потешки».
Трали-вали, трали-вали, мы деревья рисовали.
Тра-ля-ля, тра-ля-ля, рисовали тополя.
У дерева есть детки: листики да ветки.
Как у нашей Светочки на дереве веточки.
Как у нашей дочки на дереве листочки.
Физкультминутка -логоритмика
•Дети проговаривают вслед за логопедом стихотворение. Они поднимаются на носочки с вытянутыми вверх руками, затем приседают и т. д.
На дереве — птички,
Под деревом — лисички,
На дереве — листочки,
Под деревом — грибочки.
Тематический цикл «В лесу»
(восьмая неделя)
Дети должны усвоить:что растет в лесу; кто живет в лесу; как выглядит лес в разные времена года; существительное с обобщающим значением лес.
Лексико-грамматические игры и упражнения
• «Лес — это дом». Формирование навыка составления предложений с предлогом в.
Логопед показывает детям картинку с изображением леса и объясняет, что лес — это большой дом, где живут разные растения, животные и птицы. Затем выставляет по одной предметной картинке и составляет вместе с детьми предложения.
В лесу живут... (деревья).
В лесу живут... (кусты).
В лесу живут... (цветы).
В лесу живут... (ягоды).
В лесу живут... (грибы).
В лесу живут... (звери).
В лесу живут... (птицы).
В лесу живут... (муравьи, жучки, бабочки, комары).
• «Прогулка в лес». Усвоение категории родительного падежа. Развитие воображения.
Логопед с детьми «собирается» в лес и спрашивает каждого: «Кого ты увидишь в лесу?» или «Что ты увидишь в лесу?»
Дети отвечают: «Я увижу лису. Я увижу бабочку. Я увижу травку. Я увижу березку. Я увижу птичку. Я увижу цветы. Я увижу ежика. Я увижу грибы».
•Чтение с выражением потешки (народное творчество).
Я по лесу по зеленому бреду,
Я грибочки в кузовок соберу,
Я в осинничке рыжики беру,
По березничку — березовики,
По сосновым пням — опеночки,
А под елкой — белый гриб боровик.
Развитие связной речи
• Заучивание наизусть рифмованного рассказа «Грибочек».
Жил да был грибочек,
Вот его дом — кусточек.
Была у него ножка,
Одна ножка — без сапожка.
Была у него шляпка.
Нашли его ребятки,
Грибочек сорвали
И бабушке отдали.
Бабушка суп сварила
И деток накормила.
Сенсорное развитие
• «Сравни деревья». Учить детей сравнивать несколько предметов (до пяти) разной высоты, расставляя их по одной линии.
На игровом поле — пять елочек разной высоты. Дети с помощью полоски из картона определяют размер деревьев, прикладывая ее к каждой елочке: «Самая большая елка, большая, поменьше, маленькая, самая маленькая елочка».
• «Вверху или внизу?» Развитие пространственного восприятия.
Логопед называет какие-либо предметы, а дети должны сказать, где они находятся в лесу — вверху или внизу (листочки, грибочки, птички, муравьи, веточки, травка, гнездо, ежик, белка, волк, дерево, кузнечик, стрекоза).
Работа над звуковой стороной речи
•«Договори слово»: дере.., три.., мали.., листо.., бабоч.., стреко.., мура.., зай...
• «Постучи ладошкой». Слоговой анализ слов: липа, береза, дуб, малина, лиса, ежик, дерево, ягода, лес, муравей.
Дети определяют количество слогов в словах, выстукивая по столу правой ладошкой.
• «Повтори дружные слова». Логопед произносит пару рифмующихся слов, дети повторяют: муравей — воробей, малина — калина, птичка — синичка, цветочек — кусточек, ежонок — медвежонок, листок — грибок, елочка — иголочка.
Физкультминутка - логоритмика
•Дети маршируют в такт стихотворения.
Мы пошли в лесочек,
Мы нашли грибочек,
А грибочек маленький,
А грибочек красненький,
Он под деревом сидит (приседают),
И на нас он глядит (жест правой рукой).
Тематический цикл «Одежда и обувь»
(девятая неделя)
Дети должны усвоить:названия и назначения основных видов одежды и некоторых ее частей; названия обуви; различие взрослой и детской одежды; существительные с обобщающим значением одежда, обувь.