Рекомендации по организации научно-исследовательской деятельности учащихся
Организация исследовательской деятельности учащихся в образовательном учреждении
Методические рекомендации
Сборник 1
Троицко-Печорск
Организация исследовательской деятельности учащихся в образовательном учреждении: методические рекомендации/Под общ. ред. О.С. Савиных. Троицко-Печорск: ИМК отдела образования, 2011. – 72 с.
Составители: Шишова О.А., Казакова Л.М., Митусова А.П., Савченко О.В., Сазонова А.П., Окушко В.А.
Материалы сборника подготовлены коллективом методистов информационно-методического кабинета отдела образования. В сборнике представлена система организации и воспитательная роль исследовательской деятельности учащихся в образовательном учреждении, алгоритм разработки проекта, подготовки к публичному выступлению, требования к оформлению и презентации работы, рассмотрены особенности и отличие исследовательской работы от других видов творческой деятельности.
Настоящий материал поможет учащимся и педагогам более грамотно подойти к организации исследовательской деятельности учащихся в образовательном учреждении, проведении школьной конференции, оформлению результатов своих исследований, подготовке доклада на конференции и, в конечном счете, повысить качество исследовательских работ при подготовке к районной научно-практической конференции.
Материалы сборника будут интересны и полезны руководителям исследовательской деятельностью школьников, учителям-предметникам, классным руководителям, родителям и обучающимся.
Содержание
Рекомендации по организации научно-исследовательской деятельности учащихся с. 3
Виды исследовательской деятельности с. 4
Последовательность хода научного исследования с. 5
Этапы работы ученика в процессе исследования с. 5
Проблемы при организации исследовательской деятельности с. 5
Формы исследовательской работы. с. 5
Изучение научной литературы и уточнение темы с. 5
В чем отличие исследовательской работы от других видов творческой деятельности? с. 6
Как написать исследовательскую работу? с. 7
Требования к содержанию и оформлению работы с. 8
Как написать проблемно-реферативную работу? с. 9
Особенности подготовки к устному докладус. 10
Правила публичного выступления с. 11
Процедура защиты работы с. 11
Исследовательская деятельность учащихся как средство воспитания с. 11
Методические рекомендации по организации конференции с. 13
Приложения:
- Положение о научно-практической конференции учащихся с.15
- Формы представления исследовательской работы. с. 17
- Требования к проблемно-реферативной работе с. 19
- Последовательность работы над проектом с. 21
- Требования к написанию и оформлению тезисов к исследовательской работе с. 22
- Рекомендации по оформлению презентаций с. 23
- Требования к составлению отзыва руководителя на исследовательскую работу с. 23
- Требования к составлению рецензии на исследовательскую работу с. 25
- Критерии оценки исследовательских работ учащихся с. 26
- Критерии оценки проекта с. 27
- Критерии оценки проблемно-реферативной работы с. 29
12. Образец титульного листа с. 32
13. Памятки-рекомендации учащимся с. 33
Подготовка доклада.
Правила устного выступления.
Правила оформления научной работы
Примерный план выступления школьника-исследователя
на научно-практической конференции с. 34
14. Документация для членов жюри и апелляционной комиссии с. 62
15. Некоторые понятия, необходимые для проведения научно-исследовательской работы с. 70
- Сайты, на которых можно получить информацию об исследовательской работе в школе с.71
Рекомендации по организации научно-исследовательской деятельности учащихся
Приобщение талантливых и способных ребят к научно-исследовательской деятельности, разработке проектов, выполнению творческих работ позволяет создать благоприятные условия для их самообразования и профессиональной ориентации. Речь идет об исследовательской деятельности как самостоятельном компоненте образовательно-воспитательного процесса в учебном заведении.
Естественно, научно-исследовательская работа (НИР) не может носить массовый характер и проводится с наиболее увлеченными, способными и подготовленными ребятами. Задача этой работы - подготовить школьников к исследовательской деятельности в высшем учебном заведении, сформировать социально-активную жизненную позицию.
Могут быть определены педагогические требования, которых необходимо придерживаться при организации научно-исследовательской деятельности учащихся. Деятельность эта должна быть основана на базовом образовании средней школы, направлена на получение первичных научных и профессиональных знаний и умений; способствовать формированию научного мировоззрения, развитию логического мышления.
Исследовательская деятельность позволяет развить у детей умение вычленять и решать наиболее важные проблемы с учетом социальных, экономических, экологических условий и отражать новейшие достижения в определенной научной области. Ознакомление с методами системного анализа (компонентным, сущностным, интегративным, прогнозным) и приемами познания сложных систем необходимо совмещать с обучением навыкам самостоятельной работы с различными источниками информации (работа с научной и специальной литературой, периодической печатью, справочниками). Налаживание контактов с людьми, составление анкет, опросников и проведение их анализа; организация наблюдений, самостоятельное применение научных приборов и оборудования; проведение опытов и экспериментов - вот еще аспекты этой работы. Желательно знакомить школьников с реальными условиями труда в лаборатории, в научном коллективе.
Научно-исследовательская деятельность направлена на образование, воспитание и развитие учащихся, на стимулирование у ребенка познавательной активности, индивидуальных творческих задатков, формирование логического, научного мышления.
Руководство НИР учащихся осуществляется через объединения школьников, носящих исследовательскую направленность: исследовательский кружок, школьное научное общество или школьную академию наук (ШАН).
Можно выделить следующие направления в организации НИР с учащимися.
- Исследовательская работа, выполняемая учащимися в учебном процессе, проведение уроков, носящих исследовательский характер.
- Организационно-массовые мероприятия (олимпиады, научно-практические конференции, встречи с интересными людьми и т.д.).
- Научно-исследовательская работа во внеурочное время.
Данная система организации НИР с учащимися по-новому определяет цели и задачи образовательной деятельности педагогического коллектива. Она ориентирует на поиски оптимальных путей для развития каждого школьника на основе его индивидуальных способностей и образовательных потребностей. Педагогический коллектив ставит перед собой задачу выявить способности, задатки, интересы каждого ученика и развить их.
В организации научно-исследовательской работы школьников выделяют три этапа, а именно: подготовительный, развивающий и завершающий.
Подготовительный (мотивационный или начальный) этап может проходить во 2-5 классах, на данном этапе школьники знакомятся с исследовательской деятельностью и приобретают некоторые начальные навыки (например: работа с литературой). На втором (развивающем) в 6-8 классах происходит формирование основ экспериментальной деятельности. А на третьем (завершающем или исследовательском) в 9 -11 классах у школьников формируются основы исследовательской деятельности.
НИР учащихся в школе может быть построена следующим образом. Во-первых, учащиеся разбиваются на группы по интересам (творческие коллективы), согласно выбранной темы НИР, которые тесно связаны по своему содержанию с биологией, физикой, литературой, историей и другими предметами, изучаемыми школьниками. Во-вторых, по данной теме (НИР) учащиеся проводят информационный поиск. В-третьих, используя накопленную информацию, находят пути решения данной проблемы. В-четвертых, оформляют результаты и представляют их на обсуждение товарищей. Данные работы проводятся как в течение учебного года, так и самостоятельно во время каникул.
Итогом работы может быть выступление на школьной конференции.