Коррекционная работа при дцп
Проведение комплексной диагностики при ДЦП далеко не всегда позволяет определить прогноз заболевания и разработать, адекватные лечебные и коррекционные меры воздействия.
При определении прогноза у детей с ДЦП считают, что основ-" ной неблагоприятный признак — это начало сидения после 2-х лет.В 91% случаев это определяет плохой прогноз, присоединение; к этому признаку других признаков, по мнению некоторых исследователей, уже не повышает ценность прогноза., Некоторые авторы склонны учитывать прогностическое значение и других факторов, а не только одно лишь позднее сидение, полагая целесообразным учитывать в плане прогноза следующие признаки: 1) возраст начала сидения, 2) степень моторной дисфункции, 3) функциональное состояние нижних конечностей, 4) степень ментальной ретардации, 5) наличие примитивных рефлексов.
В плане состояния прогноза возможностей социальной адаптации при различных формах ДЦП, можно отметить, что хороший прогноз наиболее вероятен при спастической гемиплегии и спастической диплегии. По данным К.А. Семеновой (65) больные со слабо выраженными гемицарезами могут учиться в 70,8% случаев, а в 29% имеют несколько сниженный интеллект. При гиперкинетических формах ДЦП дети труднее адаптируются из-за двигательного дефекта, но в 60% случаев могут выполнять работу, не связанную с тонкой манипулятивной деятельность, рук; неблагоприятен социальный прогноз для детей с двусторонней гемиплегией и атонически-астатическими формами ДЦП.
Комплексная реабилитация детей с церебральным параличом включает в себя оказание медицинской, психологической, педагогической, социальной и логопедической помощи, обеспечение наиболее полной социальной интеграции, общего и профессионального обучения. Важным условием комплексного воздействия является взаимодействие специалистов разного профиля в процессах диагностики, лечения, коррекции, сопровождения ребенка с ДЦП и его семьи.
Психологу, работающему с такими детьми важно знать и согласовывать с другими специалистами основные направления психо-коррекционной работы.
Медицинская коррекция ДЦП
Вмедицинскую, коррекцию ДЦП включается широкий спектр методов лечения: медикаментозная терапия, физиотерапия, использование различных устройств и приспособлений, лечебная физкультура (ЛФК), массаж, орто- и нейрохирургическое лечение и другие методы.
Мы не будем останавливаться на медикаментозном и хирургическом видах лечения, они подробно изложены в соответствующих медицинских руководствах. Кратко рассмотрим методы коррекции, применяемые не только в клиниках, но и в специальных образовательных учреждениях.
Лечебная физкультура и массаж
Возможности лечебной физкультуры при лечении детей с ДЦП широко используются в восстановительном лечении ДЦП. Применяется два вида массажа при ДЦП: вибрационный и склеромерный (25).
Вибрационный массажобеспечивает избирательное воздействие на мышцы, оказывая рефлекторное влияние на функциональное состояние нервной системы, и тем, способствуя восстановлению нарушенных реципрокных взаимоотношений мышц антагонистов путем снижения тонуса спастических мышц. Воздействие осуществляется с помощью точечного вибратора, нагретого предварительно до 40 градусов Цельсия, амплитуда колебаний 0,5-1 мм в режиме. После воздействия вибрационного массажа рекомендуется проведение лечебной гимнастики направленной на разработку суставов. Вибрационный массаж показан при всех спастических формах ДЦП со средне-тяжелым и тяжелым типом течения.
Склеромерный массаж(25) основан на том, что сегмент спинного мозга является относительно самостоятельным и автономным отделом нервной системы, который обеспечивает двигательную и чувствительную иннервацию определенной части тела: конкретного участка кожи, мышц, надкостницы, кровеносных сосудов и внутренних органов. Спастичность мышц при ДЦП обусловлена патологическим повышением активности в сегменте спинного мозга так называемых тонических двигательных нейронов, от которых к мышцам поступает избыточная импульсация, повышающая мышечный тонус. В свою очередь от мышц к спинному мозгу поступает обратная информация, которая при ДЦП еще более усиливает перевозбуждение тонических нейронов.
Но одновременно информация от спастических мышц отраженно влияет на те зоны тела, которые также иннервируются тем
же сегментом, главным образом, — на сегментарную область надкостницы. Врач или массажист, воздействуя на зоны надкостниц может снижать патологическую функциональную активность тонических нейронов, а затем и мышечную спастичность.
Мануальная терапия
В последнее время обсуждается возможность использования нейро-моторной коррекции стато-кинетичсских нарушений при ДЦП мануальной терапии. Патогенетической основой нейро-моторной коррекции с помощью мануальной терапии является применение корригирующих методик, воздействующих на афферентацию, и создание на этой основе физиологической стато-кинетической системы. Функционирование последней направлена на оптимальный результат. В процессе лечения афферентный поток становится более Целенаправленным. Метод мануальной терапии предложен для комплексного лечения ДЦП. Этот метод обладает выраженным миорелактирующим эффектом (25, 30).
Основной показатель положительной динамики — значительная релаксация мышц синергистов. В целом оптимизация клинической симптоматики характеризуется следующими показателями: 1) уменьшение контрагирования суставов с увеличением объема движения, 2) позитивная динамика в проявлениях адукторного симптомокомплекса: снижение эквинирования стога 3) улучшение кинематической ходьбы, 4) увеличение угла супинации предплечий и экстензии кистей, 5) регресс гиперкинезов ате- тоидного характера, хорео-атетоидного и билатерального: частичная редукция в проявлениях позы фехтовальщика, 6) в систем речедвигательного анализатора отмечается уменьшение проявления оральной синкезии и гиперсаливации, что положительно сказывается на произнесении слов.
Метод функционального биоуправления
Результаты ряда исследований показали высокую клиническую эффективность применения нового метода восстановительное терапии при двигательных нарушениях — метода функциональной по биоуправления (ФБУ) или биологической обратной связи (БОС) (30,81).
Суть метода заключается в перестройке механизмов движения под воздействием восходящих потоков двигательной афферентации, возникающей при — направленной целевой тренировке активности активных мышц или группы мышц, сигнализирующих поуспешности и правильности выполнения движений в заданной объеме.
Показана возможность значительной оптимизации эффективности применения ФБУ и БОС при использовании нетрадиционной фармакологической коррекции двигательных расстройств у больных со спастическими формами ДЦП (30, 91).
Метод комплексной стимуляции
Новый комплексный метод лечения ДЦП, разработанный И.А. Скворцовым и Т. Н. Осипенко (59), в настоящее время успешно применяется в Научно-терапевтическом Центре профилактики и лечения детской неврологической инвалидности в Москве. Метод акцентирован на топологическом принципе воздействия на пораженные структуры головного и спинного мозга. Создана эффективная система комплексной стимуляции развития статико-моторных, перцептивных и интеллектуально-речевых функций в соответствии с нормативным возрастным профилем развития ребенка.
Кондуктивная педагогика
Метод кондуктивной педагогики(Conductive education) разработан профессором Peto в 1945-1967 гг. и нашел широкое применение в Институте Пето по исследованию й лечению двигательных расстройств (Будапешт) (2, 97,108). Кондуктивная педагогика (КП) представляет собой метод воздействия на больного, осуществляемого специальным обученным в Институте, кондуктором. Основное внимание в методе уделено медико-педагогической коррекции. Последняя направлена на выработку самостоятельной активности и независимости ребенка. Метод базируется на концепции, согласно которой мозг развивается в конкретных условиях. В связи с этим кондуктор стремится, обучая ребенка, руководить удовлетворением биологических и социальных потребностей организма, т.е. руководить адаптацией к окружающей среде. Полагают, что для удовлетворения повседневных потребностей вначале возникает подсознательное построение двигательного стереотипа. Затем организованный двигательный акт переходит в сферу подсознания, как средство достижения цели, становясь, в конце концов, автоматическим. Кондуктор на основании мотивации выбирает задачу, при которой легче достичь эффективных результатов обучения.
В процессе осуществления КП проводятся групповые занятия, в группу входят 6—7 человек. Занятия всегда проводит один человек-кондуктор, владеющий основными знаниями по широкому кругу проблем, таких, как медицина, педагогика, психологические методы воздействия, лечебная гимнастика, речевая терапия и др. (2, 97, 108).
Обучение пациента кондуктором ведется в процессе повседневной жизни. Обучаются дети в том же помещении, в котором живут. В итоге обучение фактически оказывается частью жизни ребенка. Очень важно, чтобы в ходе проведения занятий господствовала атмосфера теплого общения, чтобы спокойный тон кондуктора располагал ребенка к занятиям. Во время занятия кондуктор никогда не делает замечаний конкретному ребенку только, обращаясь группе. В ходе занятия осваиваются различные виды деятельности: вставание, умывание, одевание, еда и пр. Осваиваются также рисование, письмо, счет Ребенку не дается команда, не говорят: «Пройди комнату до конца», а дается задание, маскирующее такую команду: «Брось, пожалуйста, бумагу в корзину». Действие при его выполнении сопровождается словами «я иду», «я сажусь» с певучим приговариванием. Движение подкрепляется словом, музыкальным сопровождением. Авторы методики придают этим элементам первостепенное значение в терапии, исходя из того, что все это способствует эффективному закреплению движения.
По данным авторов методики и их последователей в Институте Пето, эффективность метода высока. Положительный эффект колеблется от 90% до 100%. Наименьший эффект наблюдается при спастической диплегии. Важным показателем активности лечения является процент детей, переходящих после курса лечения в обычную школу и обычные дошкольные учреждения. Показано, что в среднем 70% детей поступают в обычные детские учреждения, при этом среди детей 3—5 лет этот процент составляет 80—85, а среди детей 14 лет и старше — 50—65%.
Мировые Центры по изучению ДЦП применяют комплекс различных мер профилактики, диагностики коррекции и реабилитации детей с ДЦП. Всемирно известны Центры:
- Центр изучения спастики (Сидней, Австралия);
- Центр по изучению церебрального паралича (Сидней, Австралия);
- Центральная подростковая клиника Ньюкомена (Лондон, Англия);
— Институт по изучению методики кондуктивной педагогики (Бирмингем, Англия);
Клиника по лечению церебрального паралича (Северная Каролина, США);
— Национальный Институт здоровья детей и развития человека (США);
— Американская национальная академия по исследованию церебрального паралича и развития ребенка (Луисвилл, Кентукки, США);
- Центр ментальной ретардации и отклонений в развитии (Штат Нью-Йорк, США);
- Институт Пето по изучению двигательной дисфункции (Будапешт, Венгрия).
Следует отметить, что центры реабилитаций больных с ДЦП организованы практически во всех странах, что подтверждает действительно глобальный характер этой проблемы.
Использование технических вспомогательных средств
Социальная интеграция предполагает участие лиц с Ограниченными возможностями жизнедеятельности в повседневной жизни общества. Для лиц с нарушением опорно-двигательных функций важное значение для участия в различных аспектах жизни представляет применение разных вспомогательных средств и Новых технологий. В мире насчитывается более 5000 вспомогательных средств для больных церебральным параличом, которые можно классифицировать следующим образом:
- средства передвижений: кресло-каталка (с ручным или электрическим приводом); кресло-каталка-кровать; трехколесный велосипед (с мотором или без него); автомобиле, приспособленный доя инвалида (управление, подъемник для посадки) и др;
-приспособления для жилья и мебель: приспособления для дверей (автоматическое открывание), для лестницы (площадка-подъемник); для туалета (стульчак, ручки и перила, подъемник доя ванны);
- приготовление и прием пищи: кухонные приборы, вспомогательные средства для приготовления еды, подачи блюд, мытья посуды, специальные столовые приборы и посуда, приспособления для совершения покупок;
- личная гигиена: приспособления, помогающие мыться, чистить зубы, ходить в туалет;
- общение (средства, помогающие разговаривать, писать, читать, говорить по телефону); приборы коммуникации (компьютерные или нет), устройства доя чтения, телефон с увеличенными кнопками, который не нужно держать руками;
- компьютеры и программное обеспечение: альтернативные способы загрузки и выведения данных;
- одежда (в том числе защитная);
- уход и терапия: подъемники, велотренажеры, коврики;
- спорт, хобби, игры: спортивные кресло-каталка, электронные игры;
- управление приборами и предметами: переключатели, специальные ручки и перила.
Перечисление имеющихся в продаже вспомогательных средстве и новых технологий не решают часто проблему улучшения жизней деятельности и социальной интеграции лиц с ограниченными двигательными возможностями, хотя и делают таких людей более независимыми. Человек может жить в доме, наполненном устройствами и приспособлениями, иметь электронное кресло-каталку;; компьютер для работы дома, но означает ли это интеграцию?
Если сам человек не заинтересован или у него недостаточно воли стать частью общества и использовать для этого имеющиеся вспомогательные устройства, если общество с его структурой и моралью не дает такой возможности, изоляция берет верх над интеграцией.