Коррекционная работа с детьми

На базе ПМПК могут проводиться занятия с детьми, которые из-за особой тяжести своего состояния не могут посещать детские учреждения. Такие занятия могут быть индивидуальными и групповыми.

Содержание и методика работы с детьми в каждом конкретном случае определяются специалистами консультации исходя из психофизического развития ребенка, его возраста, поставленных задач (подготовка к школе, преодоление трудностей в усвоении того или иного материала, формирование навыков саморегуляции и т.д.).

К работе с детьми необходимо привлекать и родителей. Взаимодействие педагогов и родителей будет эффективным, если родители поймут причину проблем своего ребенка и поверят в успех работы. Важно показывать положительные качества ребенка и опираться на них в работе, создавая позитивные ситуации. Каждый из специалистов ПМПК сам определяет содержание коррекционной работы, при этом обязательна согласованность их деятельности. Существуют общие виды занятий с ребенком, которые могут использоваться специалистами в разных вариантах.

Важнейшим фактором, стимулирующим развитие высших психических функций, является развитие двигательной сферы ребенка, поэтому в коррекционной работе наряду со специальными упражнениями по ее развитию следует также заниматься укреплением мышц кистей рук, развитием мелкой моторики пальцев. Для этих целей полезны такие упражнения: лепка из глины, пластилина; сжимание поочередно левой и правой рукой сначала не тугих, а затем более тугих резиновых предметов (груши, мяча, эспандера и т.п.); шнуровка, развязывание узелков, нанизывание на проволоку пуговиц и т.п.; открывание и закрывание пузырьков; прокалывание картона по пунктирным линиям, по точкам; обводка по контурам, по трафарету, через прозрачную бумагу; штриховка, раскрашивание; вырезание; сгибание бумаги, упражнения с пальцами, занятия мозаикой и др.

Для развития ориентировки в пространстве можно рекомендовать следующие задания: определение ребенком правой-левой стороны у себя на теле, на своем изображении в зеркале, на картинке; определение местоположения предметов по отношению к себе; ориентировка на плоскости листа бумаги (слева, справа, вверх, вниз, посередине и т.д.); симметричное дорисовывание предмета, восприятие "зашумленных" предметов, букв, цифр; составление фигур из палочек, полосок (по образу, по памяти).

Для развития памяти полезны также игры: найти предъявленные фигуры, предметы в числе других (ребенку показывают 4 - 5 предметов, а затем он должен выбрать их из 8 - 10 предметов); запомнить расположение предъявленных предметов, а затем сказать, что изменилось. Рекомендуется выкладывать узоры по памяти, повторять слова, цифры, а также тренировать преднамеренное запоминание, учить приемам запоминания.

Развитию всех видов мышления способствуют занятия рисованием (декоративным, с натуры, по воображению, тематическим), лепкой, аппликацией, конструированием и т.п. Эти занятия развивают и сенсорные способности ребенка, пробуждают познавательные интересы.

В процессе всех занятий необходимо развивать и корректировать речь детей, формировать ее планирующую и регулирующую функции. В случаях когда это необходимо, проводится логопедическая работа.

При этом следует помнить, что коррекционная работа с детьми не сводится только к развитию отдельных психических процессов, к тренировке тех или иных умений и навыков, она должна быть направлена на коррекцию всей личности.

Научно-методическая работа

Основной целью и содержанием научно-методической деятельности ПМПК является программно-методическое обеспечение психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с проблемами в развитии.

Специалисты ПМПК, занимающиеся этой деятельностью (дефектолог, логопед, психолог), разрабатывают для родителей, педагогов, психологов научно-методические материалы для занятий с детьми и подростками, а также нормативную документацию, помогают в издании необходимой литературы, участвуют в организации научно-практических конференций, семинаров как на базе ПМПК, так и других учреждений; обобщают и реализуют распространение эффективного опыта работы. Они осуществляют связь с районными психолого-медико-педагогическими службами (ПМС-центрами, психолого-педагогическими центрами, центрами реабилитации и абилитации детей с сенсорной депривацией и нарушениями опорно-двигательного аппарата, центрами здоровья и другими учреждениями, имеющими иные названия). Специалисты ПМПК координируют работу дефектологов, логопедов, психологов различных детских учреждений и оказывают им необходимую консультативную и методическую помощь, анализируют состояние консультативно-диагностической и коррекционно-развивающей работы в том или ином регионе страны и разрабатывают предложения по повышению ее качества. В обязанности специалистов ПМПК входит и пропаганда необходимых медицинских, психологических, дефектологических знаний среди родителей, педагогов детских садов, школ, среди населения. Эта работа должна способствовать профилактике аномалий развития и оказанию своевременной коррекционной помощи всем, кто в ней нуждается.

Контрольные вопросы и задания

  1. Какие принципы лежат в основе работы ПМПк и ПМПК?
  2. Какие специалисты входят в состав ПМПК?
  3. Раскройте цели и задачи ПМПк.
  4. Опишите структуру и направления деятельности ПМПК.
  5. Какая обязательная документация оформляется на ребенка при направлении его в психолого-медико-педагогическую комиссию (консультацию)?
  6. Какая документация ведется в ПМПк и ПМПК?
  7. Что должно быть отражено в психолого-педагогическом заключении ПМПК?
  8. Какие требования предъявляются к организации и процедуре обследования детей в ПМПК при комплектовании специальных (коррекционных) учреждений?
  9. Дайте характеристику основным методам психолого-медико-педагогического обследования в ПМПК.
  10. Какие показатели следует учитывать при психолого-медико-педагогическом обследовании детей?

Литература

Основная

  • Ветер A.A., Выгодская Г.Л., Леонгард Э.И. Отбор в специальные дошкольные учреждения. - М., 1972.
  • Выготский Л.С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства // Собр. соч.: В 6 т. - М., 1983. - Т. 5. - С. 257 - 321.
  • Дети-сироты: Консультирование и диагностика развития / Под ред. Е.А. Стребелевой. - М., 1998.
  • Забрамная С.Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе. - М., 1993.
  • Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. - М., 1995. - Гл. III.
  • Забрамная С.Д. От диагностики к развитию. - М., 1998.
  • Забрамная С.Д., Боровик О.В. Практический материал для психолого-педагогического обследования детей. - М., 2002.
  • Забрамная С.Д., Боровик О.В. Развитие ребенка в ваших руках. - М., 1999.
  • Забрамная С.Д., Костенкова Ю.Л. Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов. - М., 2000.
  • Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. - М., 2003.
  • Левченко И.Ю. Патопсихология: Теория и практика. - М., 2000.
  • Логопедическое обследование ребенка / Сост. С.Е. Большакова. - М., 1995.
  • Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. - М., 1989.
  • Марцинковская Т.Д. Ребенок с отклонением в развитии. Ранняя диагностика и коррекция. - М., 1992.
  • Принципы отбора детей во вспомогательные школы / Под ред. Г.М. Дульнева, А.Р. Лурия. - М., 1973.
  • Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка: Комплект рабочих материалов / Под ред. М.М. Семаго. - М., 1997.
  • Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. - СПб., 1998.
  • Схема нейропсихологического обследования детей / Под ред. А.В. Семенович. - М., 1998.
  • Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития. - Н. Новгород, 1994.
  • Усанова О.Н. Специальная психология: Система психологического изучения аномальных детей. - М., 1990.
  • Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей. - М., 1998.

Дополнительная

  • Виноградова А.Д. Методика обследования готовности к школьному обучению. - СПб., 1993.
  • Волков Б.С., Волкова Н.В. Методы изучения психики ребенка. - М., 1994.
  • Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. - М., 1997.
  • Кононова М.П. Руководство по психологическому исследованию больных детей. - М., 1963.
  • Психолого-медико-педагогическая консультация: Методические рекомендации / Под ред. Л.И. Шипицыной. - СПб., 1999.
  • Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. - М., 1992.
  • Ульенкова У.В., Лебедева О.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии. - М., 2002.
  • Шванцара Й. и др. Диагностика психического развития. - Прага, 1978.

Глава 7 ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
В СИСТЕМЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ

Консультирование по проблемам ребенка с нарушениями в развитии - комплексный, многоаспектный процесс, и в зависимости от его доминирующей цели он может проводиться разными специалистами. Это могут быть и психологи, в том случае, когда, исходя из цели, за основу принимается психологическая модель консультирования, и специалисты по коррекционнои педагогике, логопеды и др., когда за основу принимается педагогическая или диагностическая модель консультирования. Желательно привлекать к работе и медиков, которые могут дать оценку психофизиологическому состоянию ребенка. Каждый из этих специалистов обладает важными знаниями, помогающими решить ту или иную проблему, находящуюся в сфере его компетенции.

Кроме того, можно выделить разные уровни консультирования в зависимости от возможностей специалистов - имеется в виду как их подготовка, так и чисто формальные, организационные моменты (наличие постоянного приспособленного помещения, необходимого времени, организация труда в том или ином учреждении и пр.). Так, консультирование может вестись в ряде случаев на чисто информационном уровне, когда консультант в ходе одной-двух встреч обеспечивает клиента определенными необходимыми ему сведениями (например, о том, что такое умственная отсталость или какое-либо иное отклонение в развитии его ребенка; какие существуют специализированные учреждения и т.п.). Другой уровень консультирования - обучение клиента тем или иным навыкам, умениям - поведенческим, социальным, навыкам простейшей коррекционнои работы, а не просто снабжение его информацией. Третий уровень - помощь в активной перестройке системы отношений, оценки действительности, а не просто снабжение информацией или обучение.

Следует подчеркнуть, что во всех вариантах консультирования (независимо от того, какого узкого профиля специалист проводит консультацию) необходимо соблюдать этические принципы и методологические подходы психологического консультирования, поскольку психологический аспект в ситуации консультирования всегда должен учитываться.

Наши рекомендации